Винсент ван Гог

Содержание

Слайд 2

ВАН ГОГ Винсент (1853-1890) - голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один

ВАН ГОГ Винсент (1853-1890) - голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один
из крупнейших представителей постимпрессионизма.
Родился в семье священника. В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безразличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией.
Именно в Боринаже он впервые осознает себя сложившимся художником и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства. Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В.Ван Гог провел с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца.

Слайд 3

Некоторое время В.Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее

Некоторое время В.Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее
совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью "непрестанного изучения натуры и сражения с ней". Главные герои картин голландского периода - крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Показательным является полотно "Едоки картофеля" (1885, Собрание В.Ван Гога, Ларен), в котором В.Ван Гог отдает дань своему кумиру - французскому живописцу Ж.Ф.Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца.

Слайд 4

Смутное желание обновления, творческие поиски художественного метода привели его в Париж, где

Смутное желание обновления, творческие поиски художественного метода привели его в Париж, где
он знакомится с импрессионистами, изучает теорию цвета Э.Делакруа, увлекается плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью Монтичелли. Здесь, в Париже, он пишет полные света импрессионистические картины с изображением букетов цветов, видов Монмартра, окрестностей Парижа, выполняет несколько портретных работ ("Холмы Монмартра", 1887, Городской музей, Амстердам).

Слайд 5

Но жизнь большого города утомляет В.Ван Гога, и в феврале 1888 г.

Но жизнь большого города утомляет В.Ван Гога, и в феврале 1888 г.
он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный стиль. В.Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не стремится к передаче "впечатления" от увиденного, а изображает его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм и пастозную фактуру, передающую вещественность мира.

Слайд 6

Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах,

Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах,
находя свою цветовую гамму и пластическое решение для каждого изображаемого времени года ("Жатва. Долина Ла-Кро", 1888; "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", 1888; "Вороны над полем пшеницы", 1890; "Ветка миндаля", 1890 - все в Фонде В.Ван Гога, Амстердам).

Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари". Музей Ван Гога, Амстердам

"Ветви миндального дерева в цвету". Риксмюзеум Винсента Ван Гога, Амстердам.

Слайд 7

Показательна в этом отношении картина "Красные виноградники" (1888, ГМИИ, Москва), построенная на

Показательна в этом отношении картина "Красные виноградники" (1888, ГМИИ, Москва), построенная на
контрасте дополнительных цветов, обогащенных гаммой теплых и холодных красок.
Главное действующее лицо Арельских пейзажей В.Ван Гога - солнце, а доминирующий цвет - желтый, цвет солнца, зрелого хлеба и подсолнухов, ставших для художника символом дневного светила ("Подсолнечник", 1888, Новая пинакотека, Мюнхен).

"Красный виноградник".

"Натюрморт: Ваза с двенадцатью подсолнухами".

Слайд 8

В портретных образах художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее

В портретных образах художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее
со всей, присущей только ей одной, индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного антуража. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких друзей художника: "Арлезианка. Госпожа Жину" (1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); "Почтальон Рулен" (1888, Музей изящных искусств, Бостон); "Зуав"; "Колыбельная" и т.д.

"Арлезианка: Мадам Жину с перчатками и зонтиком".

"Жозеф-Этьенн Рулен".

Слайд 9

В очеловечивании окружающего мира В.Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие

В очеловечивании окружающего мира В.Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие
предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: "Ночное кафе в Арле" (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску; "Спальная художника" (1888, Фонд В.Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о покое и отдыхе.

"Ночное кафе".

"Комната Винсента в Арле«.

Слайд 10

Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в

Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в
мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве "модели" ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г.Доре он создал свое оригинальное полотно "Прогулка заключенных" (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.

Слайд 11

В "Звездной ночи" (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а

В "Звездной ночи" (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а
земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета. Шары звезд - эти подобия солнца - как бы завершают мотив источника света, начатый В.Ван Гогом еще в "Едоках картофеля".

Слайд 12

Последние два месяца своей жизни художник проводит в небольшой деревушке под Парижем

Последние два месяца своей жизни художник проводит в небольшой деревушке под Парижем
и создает разные по эмоциональному настрою картины: наполненные чистотой и свежестью "Пейзаж в Овере после дождя" (1890, ГМИИ, Москва), трагичный портрет доктора Гаше (1890, Лувр, Париж), и полную предчувствия скорой смерти "Стаю ворон над хлебным полем".

"Пейзаж  в Овере после дождя".

"Доктор Поль Гаше".

Имя файла: Винсент-ван-Гог.pptx
Количество просмотров: 144
Количество скачиваний: 0