Слайд 2План:
Что такое композиция и зачем она нужна?
Типы композиций (открытые и закрытые).
Правила,
приемы и средства композиции.
Контраст, как средство композиции.
Приемы композиции: передача ритма, движения и покоя. Композиционный центр. Правило третей.
Выбор места, объекта и ракурса.
Слайд 3Что такое композиция и зачем она нужна?
Композиция в изобразительном искусстве связана с
необходимостью передать основной замысел произведения ясно и убедительно. Главное в композиции – создание яркого художественного образа. Картины разных эпох и стилей надолго запоминаются нам благодаря четкому композиционному построению с соблюдением определенных законов.
Слайд 4Типы композиций.
Композиции бывают закрытыми и открытыми.
Для передачи чего-то неподвижного и устойчивого
используют закрытую композицию. Строят ее по форме различных геометрических фигур – круга, квадрата и т.д.
Слайд 5Если нужно показать большой простор, панорамный пейзаж, то используется открытая композиция, которая
не перегораживается с боков, а уходит за пределы картины.
Слайд 6Правила, приемы и средства композиции.
Композиция строится по определенным законам. Рассмотрим основные закономерности
построения картины.
Контраст (тональный и цветовой) помогает создать яркое произведение. Светлый объект лучше заметен на темном фоне, а темный – на светлом. Применение контраста мы видим в работах В.Серова и К.Брюллова.
Слайд 9Передача ритма, движения и покоя.
Ритм всегда подразумевает движение. В художественных произведениях это
чередование элементов в определенной последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Слайд 10Передача движения.
Если на картине используется одна или несколько диагональных линий, то изображение
кажется более динамичным.
Художник: В. А. Серов
«Похищение Европы»
Картина написана: 1910 г.
Картон, темпера.
Слайд 11Эффект движения можно создать, если оставить свободным пространство перед движущимся объектом.
Рерих Н.К.
– Заморские гости, 1901 г.
Слайд 12Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные контуры на заднем
плане.
Большое количество вертикальных или горизонтальных линий может затормозить движение.
Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем слева направо, и легче воспринимаем движение слева направо, оно нам кажется быстрее.
Слайд 13На картине Коровина К. «Зимой» нет ощущения движения: свободное пространство перед лошадью
перегорожено деревом, много вертикальных линий, тормозящих движение (забор, деревья, окна, двери):
Слайд 14Композиционный центр
В картине должен обязательно присутствовать композиционный центр, который привлекает внимание. Он
выделяется цветом, освещенностью, контрастом и другими средствами. Второстепенные части должны подчиняться главному.
Очень часто самые важные элементы располагаются в картине по правилу золотого сечения (правилу третей) – работа мысленно делится на части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на одинаковые промежутки, пересекающимися в четырех точках. В этих точках располагаются самые важные объекты.
Слайд 17Выбор места, объекта и ракурса изображения.
В изобразительном искусстве всегда важно отыскать или
увидеть подходящий сюжет для своей работы, интересные ракурсы, состояния и события.
Даже в очень простом, казалось бы, невыразительном пейзаже ищите деталь, пересечение линий, контраст цветов или тонов, которые «вытянут» весь рисунок.
Состояние природы, погода, время суток также могут играть здесь решающую роль. В некоторых случаях пейзаж оказывается выразительным лишь в определенное время года или суток.
Слайд 18Живописцы очень любят воздушную дымку и утренний туман, которые помогают разделить ближний
— более темный, и дальний — светлый планы, вместе с неярким утренним освещением, с длинными тенями создается некая иллюзия глубины и пространства.
Слайд 19Л.Л. Каменев (1832 - 1886) "Красный пруд в Москве осенью"
Слайд 20И.И. Шишкин (1832 - 1898) "Туман в сосновом лесу"
Слайд 21Важно также правильно выбрать ракурс в работе (точку, с которой мы смотрим
на объект). Неудачный может запутать зрителя, заставить гадать, какой предмет изображен. Обычно предметы рисуют в том положении, в каком привыкли видеть. Но иногда художники могут сознательно менять ракурс. Например В.Серов нарисовал портрет актрисы Ермоловой в ракурсе, как будто мы смотрим снизу вверх, тем самым подчеркнув величие актрисы и ее рост (она была очень маленького роста).
Слайд 23Также В.Серов показал силу и мощь Петра 1 в своей работе, где
линия горизонта сильно занижена.
Слайд 24В пейзажах обычно применяется обратный прием (ракурс, как будто мы смотрим сверху
вниз).
В. Поленов «Золотая осень»
Слайд 25Такой ракурс дает возможность передать больше пространства и свободы за счет зрительного
растягивания перспективы. Она часто используется, когда стоит цель показать красоту природы и величественность дали.
М.К. Клодт. Холст «Лесная даль в полдень». 1876 г.