Слайд 2Введение
Речь – орудие труда педагога.
Дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя
у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить.
Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств.
Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.
Слайд 3Техника речи
Техника речи – это совокупность умений и навыков, посредством которых
реализуется язык в конкретной обстановке общения.
Слайд 4Дыхание
Дыхание – основа внешней речи.
Дыхание – энергетическая база, жизнь речи.
Типы дыхания:
грудное, диафрагмальное, диафрагмально-нижнерёберное.
Слайд 5Постановка дыхания
Привести себя в состояние покоя.
Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание.
Отрабатывать направленность выдоха, фокусируя
его на губах.
Тренировать умение на паузах «добирать» воздух.
Слайд 6Голос
Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его
эмоциями и волей.
Голос каждого отличается тембром.
В голосе различают высоту, длительность, полётность, гибкость.
Слайд 7Голосоподача
Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная.
Основной тон речевого голоса – микет.
Слайд 8Дикция
Дикция – это ясное, чистое, чёткое , правильное произношение всех звуков
родного языка, слов, фраз в целом.
Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.
Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.
Слайд 9Интонация
Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в себя:
мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.
Слайд 10Подготовка к чтению
Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих
лиц, события, причинно-следственные связи, которые движут события вперёд.
Установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора.
Продумать способы исполнения.
Слайд 11Рассказывание сказки
Сказка сказывается в естественной, разговорной манере.
Присказку нужно читать в среднем темпе,
ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. После чтения присказки делается длительная пауза.
Концовку читать в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.
Слайд 12Чтение рассказа
Точное знание того, о чём рассказываешь.
Рассказывая, надо уметь показывать, а
не играть.
Выражать своё отношение к героям, событиям.
Точно знать, какие мысли, чувства хотим вызвать у слушателей.
Слайд 13Чтение басни
Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон.
Если басня
имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает соблюдение ритмических пауз.
Речь героев читается с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика.
«Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на неё внимание и задумались над ней.» Майман Р.Р.
Слайд 14Чтение стихов
Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм должно быть учтено
исполнителем.
Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха иногда делается дополнительная пауза – цезура.
В конце строфы делается пауза.
При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость.
При чтении учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных).
Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово.
Читая, старайтесь «видеть» поэтические образы.
Слайд 15Рассказ воспитателя
Виды рассказов: описательные, сюжетные.
Подготовка к рассказыванию: определить тему, воспитательно-образовательную задачу,
отобрать фактический и художественный материал, составить план, продумать словесное оформление, общую тональность рассказа.
Виды творческого рассказывания: рассказ из жизни, рассказ-пояснение к картине, художественному произведению, рассказы из биографий замечательных людей, рассказ-передача художественного произведения близко к тексту, рассказ на основе научно-популярной статьи.
Слайд 16Инсценирование литературных произведений
Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы
отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров(в поступках, в диалоге).
Материалом для инсценирования служат сказки, рассказы, стихи, насыщенные действиями, диалогами.
Сценарий включает текст, который произносят герои, указания о расположении актёров на сцене (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний , поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки).
Слайд 17Классификация кукольных театров
Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр картинок (полуобъёмные, плоскостные).
Стендовые кукольные
театры: театр картинок на фланелеграфе, «живые картинки», театр теней.
Театр с куклами на ширме, театр перчаток (Петрушек, носков, варежек), театр пальчиков, театр ложек, театр тростевых кукол.
Театрализованные игры-драматизации.
Слайд 18Литература
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному
чтению младших школьников.- М., 1981.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. – М., 1978.
Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 1997.