Слайд 3 Ян ван Эйк - выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства
Раннего северного Возрождения. Дату рождения художника следует относить к первой половине 1390-х гг.; родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Первыми уроками мастерства, предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту.
К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге.
Слайд 4Создан по заказу Йоса Вейдта (нидерл. Joos Vijdt) для своей семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого
Бавона. Надпись наалтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Освящён 6 мая 1432 года.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Слайд 6 В закрытом состоянии — на внешней стороне алтаря изображён донатор и его жена, молящиеся
перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов.
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа.
Слайд 7Донатор (заказчик алтаря)
Иоанн Креститель
Иоанн Богослов
Жена донатора
Слайд 8 В раскрытом виде размеры алтаря увеличиваются в два раза.
В центре
верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос). У ног Бога-Отца лежит корона, символизирующая превосходство над всеми царями. Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна Крестителя. Далее следуют изображения музицирующих ангелов. Ангелы — без крыльев. Один из ангелов (св. Цецилия) играет на органе с металлическими трубами. Завершают ряд обнаженные фигуры Адама и Евы.
Над Адамом и Евой расположены сцены убийства Каином Авеля и жертвоприношение Каина и Авеля.
В середине нижнего яруса сцена поклонения жертвенному агнцу, символизирующему Христа (об иконографии см. Собор всех святых). Перед жертвенником расположен фонтан — символ христианства. Слева от фонтана — группа ветхозаветных праведников, справа — апостолы, за ними папы и епископы, монахи и миряне.
На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов. На левых створках — шествие воинства Христова и Праведных Судей.
Слайд 9Адам и ангелы
Ангелы и Ева
Верхний ряд
Слайд 11Праведные Судьи и Воинство Христово
Шествие отшельников и пилигримов
Слайд 14 Гентский алтарь уникален. Он представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, достигающий в
центральной части трех с половиной метров в высоту и пяти метров в ширину в раскрытом виде. В 1432 г. работа была закончена, и складень занял предназначенное для него место в церкви Св. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Бавона).