Зачет по дисциплине Межкультурные коммуникации

Слайд 2

Параметры дифференциации культур Э.Холла

Высококонтекстуальные культуры, присущие Японии, Китаю, Корее, Саудовской

Параметры дифференциации культур Э.Холла Высококонтекстуальные культуры, присущие Японии, Китаю, Корее, Саудовской Аравии,
Аравии, считаются однородными с точки зрения накопленного исторического опыта, информационной обеспеченности. В силу традиции и исторического развития эти культуры мало меняются со временем, поэтому при взаимодействии с окружающим миром один и тот же стимул всегда вызывает одинаковую реакцию. Многое предсказуемо, поэтому, по свидетельству Э. Холла, для большей части обычного ежедневного общения не требуется и не предполагается наличие подробной информации о происходящем. Для представителей высококонтекстуальных культур многое сказано и определено неязыковым контекстом: иерархией, статусом, внешним видом офиса, его расположением и размещением. Например, из наиболее высококонтекстуальных по своей природе китайцы не станут вести переговоры с представителем другой фирмы, если он занимает недостаточно высокое положение в ее иерархической структуре, как бы высокопрофессионален он ни был. Вся необходимая дополнительная информация уже заложена в сознание людей, и без знания этой скрытой информации интерпретация сообщения будет неполной или неверной, поэтому в языках высококонтекстуальных культур используется очень много намеков, подтекста.   По Холлу, в соответствии со способом использования времени в различных культурах можно разграничить на два типа культур — полихронные и монохронные. Что касается культуры Китая, мы считаем, что она вообще-то относится к полихронной культуры. Большинство китайцев дорожают семью и дружбу, ради которых готовы изменить свой план в любое время. Когда они работают, могут ответить на звонок, принимают гостей, даже сами выходят по делам. И так на пунктуальность и распорядок не обращают особого внимания, а межличностным и человеческим отношениям придают большое значение. И они склонны устанавливать отношения с друзьями на всю жизнь.

Слайд 3

Система ценностных ориентаций Ф. Клакхона и Ф. Стродбека

- Какой человек по

Система ценностных ориентаций Ф. Клакхона и Ф. Стродбека - Какой человек по
природе?
Существует мнение о том, что добро, доброта — это и есть природа человека в китайский культуре, его сущность от рождения. Поэтому-то дальнейшее и зависит от условий, в которых живет человек, и от того, какое воспитание он получает.
- Каково отношение человека к природе?
Гармония с природой — это отсутствие противопоставления человека, природы и сверхприродного, ибо одно является продолжением другого. Таково отношение человека к природе.
- Как относится человек ко времени?
Китайская культура, ориентирована на прошлое. Они считают, что их жизнь в прошлом была лучше, чем сейчас, и что именно там следует черпать энергию и стимул к развитию. Этим объясняется и трепетное отношение к предметам старины, соблюдение традиций, обычаев, ритуалов.
- Как человек относится к деятельности?
Китайская культура относится к экзистенциальным культурам, те, в которых деятельность человека имеет место постоянно, но в основном направлена не во внешний мир, а во внутренний. Отношение к труду в Китае во многом сложилось под влиянием культурных ценностей и традиций, а также многовекового воздействия основных течений религиозной и философской мысли: буддизм, даосизм и конфуцианство.
- Какая модальность человечеких отношений?
Коллективизм. В Китае принято ставить нужды и ценности общества выше, чем свои. Это обусловлено как местной философией, так и политическим строем. Индивидуализм критикуется критикуется в традиционных учениях (конфуцианстве, даосизме) и буддизме. Общество строится на идее, что индивид является маленькой частью в большой совокупности коллектива. С одной стороны, коллективизм помогает китайцам добиваться экономических высот. С другой ˗ подавляет тех, кто мыслит и действует нестандартно.

Слайд 4

Четырехмерная классификация культур Г. Хофштеде

- Коллективизм. Главная черта китайского общества – коллективизм.

Четырехмерная классификация культур Г. Хофштеде - Коллективизм. Главная черта китайского общества –
У них не принято говорить «я» – это расценивается как презираемый в стране эгоизм. Китайцы говорят «мы», даже если ведут беседу один на один. Это черты коллективистской культуры, которая стоит на идее о том, что индивид является маленькой частью в большой совокупности коллектива. Индивид должен абсолютно подчиняться ему. Социальное положение и статус личности находится под контролем коллектива. Ценность человека определяется его важностью для коллектива.
- Дистанция власти достаточно высокая. Китайцы не спорят с руководством и не доказывают свою точку зрения, даже если точно знают, что босс ошибается. Они могут месяц или два идти по ложному пути просто потому, что им так сказали делать. "Дело руководителя решать, а мое - делать".
- Женское или мужское начало. Женская энергия – это руководство к действию, мужская – сам поступок и его результат. При этом отсутствие одной половинки делает жизнь неполноценной, односторонней. Женское начало и мужское начало неразлучны. Их слияние, распределение их ролей 50 на 50 – та идеальная формула, к которой должен стремиться каждый.
- Высокий или низкий уровень избегания неопределённости. Для китайцев неопределенность — это часть природы, что отражено в даосизме, где все постоянно меняется, но существует общее равновесие между инь и ян. Показатель избегания неопределенности в Китае — низкий, что предполагает умеренность рекламных персонажей в выражении эмоций.

Слайд 5

Источник культурных различий по Льюису

Китайцы относятся к реактивному типу культуры. Реактивные -

Источник культурных различий по Льюису Китайцы относятся к реактивному типу культуры. Реактивные
культуры, придающие наибольшее значение вежливости и уважению, предпочитающие молча и спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на предложения другой стороны. Представители данной категории относятся также японцы и финны.
Носители реактивной культуры превосходят всех в искусной невербальной коммуникации, Китайцы равно знамениты своими вздохами, еле слышимыми стонами и выражающим согласие ворчанием.
При встрече с реактивной культурой программой будет такая последовательность действий:
· внимательно слушать;
· понимать намерение собеседника;
· некоторое время хранить молчание, чтобы оценить значение сказанного;
· затем задавать уточняющие вопросы;
· конструктивно реагировать;
Китайцы, как и большинство жителей Востока, "не спешат бросаться в воду", избегают поспешных решений, но обладают острым чувством ценности времени. Это особенно заметно в их отношении ко времени, отнятому у других людей, за что они часто извиняются. В Китае принято при завершении встречи благодарить участников за то, что они затратили свое драгоценное время. Пунктуальность в прибытии также считается важной - больше, чем во многих других азиатских странах. Действительно, когда два человека договорились о встрече, китайцы нередко приходят на 15-30 минут раньше, "чтобы закончить дело до намеченного срока" и тем самым не красть время у другого человека. В Китае также считается вежливым, когда спустя 10 или 15 минут после начала встречи один из участников объявляет о том, что ему скоро придется уйти. И опять это делается ради достойной цели - сэкономить время, которое они у нас отнимают.

Слайд 6

С какими культурами больше общего, а с каким может быть потенциальный конфликт

1.

С какими культурами больше общего, а с каким может быть потенциальный конфликт
Общие черты.
Вьетнам, Корея и Япония.
И Вьетнам, и Корея раньше утверждали, что они «маленький Китай», а Япония даже заявляла, что является подлинным преемником китайской цивилизации после того, как Китай был завоеван монголами.
Как вьетнамские, так и корейские королевские семьи имели своего рода связь с китайской кровной линией. Северный Вьетнам находился под прямым правлением Китая почти тысячу лет. Нана, древняя столица Японии, была построена как уменьшенная копия столицы Китая, как и Сеул в Корее. Некоторые японские слова китайского происхождения даже сохранили произношение в древних китайцах.
Если ранжировать, то в последовательности от большинства китайских сходства до наименьшего, результат Вьетнам> Корея> Япония.
Однако Вьетнам был колонизирован Францией, Корея колонизирована Японией. По разным причинам Вьетнам и Корея больше не являются «маленьким Китаем», поэтому нынешняя последовательность — это Япония> Корея> Вьетнам.
Если кто-то читал книги Сэмюэля Хантингтона, он мог бы обнаружить, что Хантингтон имел дело с проницательным паттерном: ядро ​​цивилизации - структура цивилизации подкласса. Китай был ядром цивилизационного круга Восточной Азии, поэтому подклассовые цивилизации, такие как Вьетнам и Корея, были копией Китая. Когда ядро ​​потеряло свою позицию, на цивилизации подкласса оказали бы влияние. Так что все они имеют что-то близкое к Китаю и что-то от инопланетных цивилизаций.
Хотя Китай, Вьетнам, Корея и Япония имеют много общего, они разные.
2. Потенциальный конфликт.
Китайцы предпочитают опосредованные дискуссии и переговоры вместо прямого конфронтационного подхода к разрешению конфликтов.
Китайцы часто работать бизнес-возможности, и будет работать одинаково трудно иметь дело с конфликтом, а не отходя от возможности. Они также очень заинтересованы в разрешении конфликта.
Китайцы могут знать, что он / она не прав, но иностранец должен дать ему / ей выход, чтобы он не потерял «лицо». Китайцы не любят быть загнанными в угол. Если они потеряют «лицо» и начнут рассматривать иностранца как врага, они будут сопротивляться как можно сильнее, и конфликт станет необратимым. Поэтому нужно оставить выход китайцам, хотя они могут быть виноваты.
Иностранцы должны быть готовы пойти на уступки, даже если виноваты китайцы. Китайцы не слепы и знают, что иностранец дал им в «лицо». Награда может быть больше, чем иностранцы надеялись получить. Правильное отношение — это краткосрочная боль и долгосрочная выгода.