Презентация на тему Философия Аристотеля. Онтология

Содержание

Слайд 2

Философия Аристотеля Онтология

Критика платоновской теории идей (эйдосов)
Претензии общего характера
Ненаучный характер основных

Философия Аристотеля Онтология Критика платоновской теории идей (эйдосов) Претензии общего характера Ненаучный
понятий теории
Претензии формально-логического характера
Противоречия между определением и применением понятия эйдоса
Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека»
Проблема эйдосов для эйдосов
Претензии общефилософского характера
Удвоение (умножение) действительности
Отрыв сущности вещи от самой вещи
Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления
Онтология Аристотеля («Метафизика»)
Сущее и его виды (десять категорий)
Учение о материи и форме (гилеморфизм)
Учение о причинности (четыре вида причин)
Возможность и действительность

Слайд 3

Философия Аристотеля Онтология

Метафизика
О душе
Органон
Категории
Первая аналитика
Вторая аналитика
Топика
Физика
Никомахова этика
Политика
Поэтика

Аристотель (384-322)

Основные сочинения

Философия Аристотеля Онтология Метафизика О душе Органон Категории Первая аналитика Вторая аналитика

Слайд 4

Философия Аристотеля

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Философия Аристотеля Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира

Слайд 5

Критика платоновской теории идей

Претензии общего характера
Ненаучный характер основных понятий теории
Понятие «причастности»
Понятие «образца»

Критика платоновской теории идей Претензии общего характера Ненаучный характер основных понятий теории
и метафора «подражания»
Претензии формально-логического характера
Противоречия между определением и применением понятия эйдоса
Эйдосы неприродных вещей (вещей, созданных искусством)
Эйдосы отрицаний
Эйдосы преходящего
Эйдосы отношений
Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека»
Проблема эйдосов для эйдосов
Претензии общефилософского характера
Удвоение (умножение) действительности
Отрыв сущности вещи от самой вещи
Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления

Слайд 6

Критика платоновской теории идей Ненаучный характер основных понятий теории

… Всё остальное не может

Критика платоновской теории идей Ненаучный характер основных понятий теории … Всё остальное
происходить из эйдосов ни в одном из обычных значений «из». Говорить же, что они образцы и что всё остальное им причастно, – значит пустословить и говорить поэтическими иносказаниями. В самом деле, что же это такое, что действует, взирая на идеи? Ведь можно и быть, и становиться сходным с чем угодно, не подражая образцу; так что, существует ли Сократ или нет, может появиться такой же человек, как Сократ; и ясно, что было бы то же самое, если бы существовал вечный Сократ.

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 7

Критика платоновской теории идей Эйдосы неприродных вещей

... Эйдосы получаются и для того, для

Критика платоновской теории идей Эйдосы неприродных вещей ... Эйдосы получаются и для
чего, как мы полагаем, их нет. Ведь по «доказательствам от знаний» эйдосы должны были бы иметься для всего, о чём имеется знание; …

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 8

Критика платоновской теории идей Эйдосы отрицаний

… на основании довода относительно «единого во многом» они должны

Критика платоновской теории идей Эйдосы отрицаний … на основании довода относительно «единого
были бы получаться и для отрицаний, …

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 9

Критика платоновской теории идей Эйдосы преходящего

... а на основании довода, что «мыслить что-то

Критика платоновской теории идей Эйдосы преходящего ... а на основании довода, что
можно и по его исчезновении» – для преходящего: ведь о нём может [остаться] некоторое представление.

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 10

Критика платоновской теории идей Эйдосы отношений

Далее… одни признают идеи соотнесённого, о котором мы говорим, что

Критика платоновской теории идей Эйдосы отношений Далее… одни признают идеи соотнесённого, о
для него нет рода самого по себе; другие приводят довод относительно «третьего человека».

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 11

Критика платоновской теории идей Предицирование эйдосов и «Третий человек»

Однако и здесь, [в

Критика платоновской теории идей Предицирование эйдосов и «Третий человек» Однако и здесь,
мире чувственно воспринимаемого], и там, [в мире идей], сущность означает одно и то же. Иначе какой ещё смысл имеет утверждение, что есть что-то помимо окружающих нас вещей, – единое во многом? Если же идеи и причастные им вещи принадлежат к одному и тому же виду, то будет нечто общее им... Если же вид для идей и причастных им вещей не один и тот же, то у них, надо полагать, только имя общее…

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 12

Критика платоновской теории идей Предицирование эйдосов и «Третий человек»

Сократ

человек

Платон

человек

человек

[Второй] человек

[Третий] человек

человек

Платон

Аристотель

Критика платоновской теории идей Предицирование эйдосов и «Третий человек» Сократ человек Платон

Слайд 13

Критика платоновской теории идей Эйдосы для эйдосов

... Эйдосы должны были бы быть образцами

Критика платоновской теории идей Эйдосы для эйдосов ... Эйдосы должны были бы
не только для чувственно воспринимаемого, но и для самих себя, например род – как род для видов; так что одно и то же было бы и образцом, и уподоблением.

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 14

Критика платоновской теории идей Удвоение действительности

… Те, кто причинами признает идеи, в поисках

Критика платоновской теории идей Удвоение действительности … Те, кто причинами признает идеи,
причин для окружающих нас вещей прежде всего провозгласили другие предметы, равные этим вещам по числу, как если бы кто, желая произвести подсчёт, при меньшем количестве вещей полагал, что это будет ему не по силам, а, увеличив их количество, уверовал, что сосчитает. В самом деле, эйдосов примерно столько же или не меньше, чем вещей, в поисках причин для которых они от вещей пришли к эйдосам, ибо для каждого [рода] есть у них нечто одноимённое…

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 15

Критика платоновской теории идей Умножение действительности

… Должно было бы быть множество образцов для одного

Критика платоновской теории идей Умножение действительности … Должно было бы быть множество
и того же, а значит, и множество его эйдосов, например для «человека» – «живое существо» и «двуногое», а вместе с тем ещё и сам-по-себе-человек.

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 16

Критика платоновской теории идей Отрыв сущности вещи от самой вещи

… Следует, по-видимому, считать

Критика платоновской теории идей Отрыв сущности вещи от самой вещи … Следует,
невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 17

Критика платоновской теории идей Неподвижные эйдосы и мир становления

Однако в наибольшее затруднение поставил

Критика платоновской теории идей Неподвижные эйдосы и мир становления Однако в наибольшее
бы вопрос, какое же значение имеют эйдосы для чувственно воспринимаемых вещей – для вечных, либо для возникающих и преходящих. Дело в том, что они для этих вещей не причина движения или какого-либо изменения.

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 18

Онтология Аристотеля Сущее и его виды

Предмет онтологии («первой философии», «метафизики») – сущее (ον).

Разумеется, все науки изучают

Онтология Аристотеля Сущее и его виды Предмет онтологии («первой философии», «метафизики») –
сущее – а что же ещё они могли бы изучать?

Но частные науки изучают его в каких-то специальных аспектах (физика, например, как подверженное изменению),

и только онтология изучает сущее как таковое – сущее как сущее.

Слайд 19

Онтология Аристотеля Сущее и его виды

Сущее составляет предмет одной науки, потому что все значения этого

Онтология Аристотеля Сущее и его виды Сущее составляет предмет одной науки, потому
слова восходят к общему исходному.

Подобно тому, как «здоровый» означает не совсем одно и то же, когда прилагается к человеку, цвету лица или образу жизни,

и всё же все его значения так или иначе восходят к одному основному – обозначающему «здоровый организм»,

так и о сущем говорится, хоть и в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу – сущности.

Слайд 20

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место
Время
Положение
Обладание
Действие
Страдание

(Отдельные) человек, лошадь
Длиною в два локтя,

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение
в три локтя
Белое, умеющее читать и писать
Двойное, половинное, бóльшее
В Ликее, на площади
Вчера, в прошлом году
Лежит, стоит
Обут, вооружён
Режет, жжёт
Его режут, жгут

Слайд 21

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

(Отдельная) лошадь

(Отдельный) человек

Сущность, называемая так в самом основном, первичном и

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) (Отдельная) лошадь (Отдельный) человек
безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь.

Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)

Слайд 22

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность (вторая)

Живое существо (род)

А вторыми сущностями называются

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность (вторая) Живое существо
те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо».

Лошадь (вид)

Человек (вид)

Слайд 23

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество (сколько?)

Один

Двое

Количеством называется то, что делимо на

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество (сколько?) Один
составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество,

если оно счислимо,

Слайд 24

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество (сколько?)

Ростом два локтя

Ростом четыре локтя

Количеством называется то, что

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество (сколько?) Ростом
делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо,

а величина – если измеримо.

Слайд 25

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество
Качество (какое?)

Умеющий читать и писать

Белое

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество (какое?)

Слайд 26

Соотнесённым называется то, о чём говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи

Соотнесённым называется то, о чём говорят, что то, что оно есть, оно
с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество
Качество
Отношение

Слева

Справа

Больше

Меньше

Слайд 27

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место (где?)

В Ликее

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение Место (где?) В Ликее

Слайд 28

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место (где?)

На площади

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение Место (где?) На площади

Слайд 29

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место
Время (когда?)

361 г.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение

Слайд 30

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место
Время (когда?)

383 г.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение

Слайд 31

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место
Время
Положение

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Сидит

Стоит

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Онтология Аристотеля Сущее и его

Слайд 32

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место
Время
Положение
Обладание

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Обут, вооружён

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Онтология Аристотеля Сущее и

Слайд 33

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место
Время
Положение
Обладание
Действие

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Несёт

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Онтология Аристотеля Сущее

Слайд 34

Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место
Время
Положение
Обладание
Действие
Страдание

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Его несут

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание Онтология Аристотеля

Слайд 35

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

(Первые) сущности суть субъекты предикации;

качества и прочие виды сущего (относящиеся

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) (Первые) сущности суть субъекты
к остальным категориям),

предицируются же (первым) сущностям:

виды и роды, (т.е. так называемые вторые сущности),

которые находятся в вещах;

которые сказываются о вещах.

Слайд 36

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)

Таким образом, всё другое [помимо первых сущностей] или

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Таким образом, всё другое
говорится о первых сущностях как о подлежащих, или же находится в них как в подлежащих. Поэтому, если бы не существовало первых сущностей, не могло бы существовать и ничего другого.

Аристотель. «Категории».

Слайд 37

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)

Бронза – материя, цилиндр – форма

Серебро –

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Бронза – материя, цилиндр
материя, цилиндр – форма

Бронза – материя, куб – форма

Серебро – материя, куб – форма

Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия (термин используется с конца XIX века).

Слайд 38

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)

Глина – материя, параллелепипед – форма, кирпич –

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Глина – материя, параллелепипед
сущность.

Кирпич – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность.

Кирпич (параллелепипед) – форма для глины, но материя для дома.

Слайд 39

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)

Кирпич(и) – материя, дом (вид) – форма, (единичный)

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Кирпич(и) – материя, дом
дом – сущность.

Дом(а) – материя, город (вид) – форма, (единичный) город – сущность.

Слайд 40

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)

Вещь

Вещь

Вещь

Вещь

Род

Вещь

Вещь

Вещь

Вещь

Вид

Вид

Вид

Вид

Род

Земля

Вода

Воздух

Огонь

Первоматерия (чистая возмож- ность)

Материя (возможность бытия)

Бог (форма всех форм)

Формы

С

У

Щ

Н

О

С

Т

И

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Вещь Вещь Вещь Вещь

Слайд 41

Онтология Аристотеля Учение о причинности

О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность,

Онтология Аристотеля Учение о причинности О причинах говорится в четырёх значениях: одной
или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счёте к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой – причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения).

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 42

Онтология Аристотеля Четыре причины

Материальная причина – глина

Формальная причина – вид (эйдос)

Действующая причина – горшечник

Целевая причина – назначение

Онтология Аристотеля Четыре причины Материальная причина – глина Формальная причина – вид

Слайд 43

Онтология Аристотеля Возможность и действительность

… Как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к спящему и

Онтология Аристотеля Возможность и действительность … Как строящее относится к способному строить,
видящее к закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное из материи к этой материи, обработанное к необработанному. И в этом различии одна сторона пусть означает действительность, другая – возможное.

Аристотель. «Метафизика».

Слайд 44

Онтология Аристотеля Возможность и действительность

Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать

Онтология Аристотеля Возможность и действительность Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1)
[другую] форму).

Действительность (греч. ενέργεια, лат. actus) – 1) движение (греч. κίνησις) как незавершённая деятельность, 2) энтелехия (греч. εντελέχεια) как завершённость.

Действительное предшествует возможному 1) по определению (по смыслу, λόγος), 2) во времени (хотя и в специфическом смысле), 3) по существу (по субстанции).

Слайд 45

Онтология Аристотеля Возможность и действительность

по определению (по смыслу),

по существу (по субстанции)

во времени,

так как мы не можем обозначить возможность без

Онтология Аристотеля Возможность и действительность по определению (по смыслу), по существу (по
ссылки на соответствующее действительное состояние;

во-первых, как целевая причина, во-вторых, поскольку всё возможное преходяще, а вечное первее преходящего.

так как всякому возможно сущему предшествует действительно сущее, тождественное ему по виду, но не по числу;

Действительное предшествует возможному