Содержание
- 2. Социокультурные предпосылки философии Нового времени. Бурный рост капиталистической мануфактурной промышленности. Быстрое развитие товарно-денежных отношений и торгово-финансового
- 3. Важнейшие философские проблемы XVII в. Проблема создания научной методологии (эмпиризм и рационализм, солипсизм) Проблема субстанции (Б.
- 4. ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником
- 5. Аргументы эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего до того не было бы в ощущении». Дж. Локк
- 6. Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Внешние вещи органы чувств, ощущения, воздействуют на производя
- 7. ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) Главная цель науки – дать человеку власть над природой: «Знание – сила» Научные
- 8. ФРЕНСИС БЭКОН Классификация наук
- 9. ФРЕНСИС БЭКОН Учение об идолах: Идолы Рода – ошибки, свойственные всем представителям человеческого рода. Идолы Пещеры
- 10. ФРЕНСИС БЭКОН Пути, по которым может идти познание: Путь Паука – исключительно рационалистический, оторванный от опыта.
- 11. ФРЕНСИС БЭКОН Метод истинной индукции: Таблица присутствия – в неё заносятся все примеры, в которых присутствует
- 12. Джон Локк Философия материалистического сенсуализма. Мир материалистичен В основе познания может лежать только опыт. Опыт распадается
- 13. Все идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов. Другие идеи получаются из
- 14. Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества
- 15. Сознание – tabula rasa – чистая доска, на которой в процессе жизни «опыт пишет свои письмена».
- 16. Джордж Беркли (1685-1753) Философия субъективного идеализма (солипсизма) «Если допустить возможность существования вне духа вещественных, имеющих форму
- 17. или находятся в наших органах чувств или не находятся в наших органах чувств (в этом случае
- 18. Джордж Беркли Философия Беркли ориентирована на опровержение материализма и защиту религии. Общие понятия невозможны, значит, невозможно
- 19. Два вида ментальных сущностей Идеи (ideas) Духи (minds) Субъективный идеализм Проблема реальности нечувственного Идеи пассивны: их
- 20. Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а дух Цвет Звук Вкус Идеи могут существовать лишь
- 21. Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования Цвет Звук Вкус Но комплексы идей (вещи), которые воспринимались, потом перестали
- 22. Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования Вещи всегда кем-то воспринимаются.
- 23. РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio – разум) – философское направление, подчеркивающее ограниченность чувственного опыта и поэтому
- 24. Аргументы рационализма «Нет ничего в разуме, чего бы ни было в ощущении, кроме самого разума». «Доказанное
- 25. Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально непостижим. Если бы принципы нашего
- 26. РЕНЕ ДЕКАРТ (КАРТЕЗИЙ) Цель учения Декарта – найти способ отличать истинное от ложного Начинает учение с
- 27. 1) Принимать за истинное только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что не
- 28. РЕНЕ ДЕКАРТ Началом познания является выдвижение гипотез (аксиом) Базовые аксиомы – это врожденные идеи. Они не
- 29. Спор о «врождённых идеях» Защита Лейбницем врождённого знания Никакого «всеобщего согласия» не существует. Достоверность врождённых истин
- 30. Дедукция – метод рассуждения от общего к частному. Правила дедуктивного метода Декарта: Считать истинным только то,
- 31. РЕНЕ ДЕКАРТ метафизика метафизика физика этика медицина механика Классификация наук
- 32. РЕНЕ ДЕКАРТ Учение о субстанции Идея дуализма Существуют две независимые субстанции: материальная (протяженная) и духовная (мыслящая).
- 33. Бенедикт (Барух) Спиноза Учение о субстанции Высшая субстанция – «причина себя» – Бог. Бог и Природа
- 34. Из необходимости божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами. Бог действует единственно по
- 35. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность. Бог, или
- 36. Бенедикт Спиноза Гносеология Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей Идеи
- 37. Гносеология Спинозы Три рода познания Познание Рассудок Мнение или воображение Познание через беспорядочный опыт Познание из
- 38. Бенедикт Спиноза Этика Задача этики – понять связь свободы и необходимости. Бог (causa sui) свободен, в
- 39. Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. [Интеллектуальная] любовь к Богу
- 40. Готфрид Лейбниц Онтология Разработал учение о плюрализме духовных субстанций – монад. Монады - первоосновы бытия, самостоятельные
- 41. Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения
- 42. Готфрид Лейбниц Гносеология Один из основателей математической логики и математического анализа. Первый президент Берлинской Академии наук.
- 43. Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта Истины разума – положения, принимаемые за истинные на
- 44. Отличительные черты философии французского Просвещения: четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до
- 46. Скачать презентацию