Кантианская философия права. Учение И. Канта о праве, государстве, законе

Содержание

Слайд 2

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804) – родоначальник классической немецкой философии и немецкого либерализма, расцвет

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804) – родоначальник классической немецкой философии и немецкого либерализма, расцвет
творчества которого пришёлся на 80-90-е годы XVIII в.

Автор фундаментальных философских произведений «Мысли об истинной оценке живых сил» (1749 г.), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.), «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали» (1764 г.), «Критика чистого разума» (1787 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.), «Метафизика нравов» (1797 г.) и др.

Слайд 3

«МЕТАФИЗИКА НРАВОВ» Иммануила Канта

Работа состоит из двух частей:
- Учение о праве;
- Учение

«МЕТАФИЗИКА НРАВОВ» Иммануила Канта Работа состоит из двух частей: - Учение о
о морали

Основные идеи:
Практический (а не теоретический) разум и свободная воля
людей выступают источником нравственных и правовых законов
Человек стремится к достижению всеобщего правового
гражданского общества, членам которого будет предоставлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других

Слайд 4

«КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ» - морально практический закон

Морально практический закон гласит:

Моральный закон формулирует принцип

«КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ» - морально практический закон Морально практический закон гласит: Моральный закон
поведения, принцип долга перед другими, следуя голосу «практического разума». Долг – единственный источник категорического императива
Поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своём лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству
Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона

Слайд 5

ПРАВО И МОРАЛЬ

Мораль нуждается в защите, в праве. Сфера первой

ПРАВО И МОРАЛЬ Мораль нуждается в защите, в праве. Сфера первой –
– внутренний мир человека, сфера второго – действия, деятельность

Имеют один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы)

Право – «это совокупность условий, при которых
произволение одного [лица] совместимо с
произволением другого с точки зрения всеобщего
закона свободы».

К таким условиям относятся:
наличие законов;
гарантированный статус собственности и личных прав индивида;
равенство членов общества перед законом;
правосудие

Слайд 6

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО по И. Канту «Метафизика нравов»

Как следствие, естественное право –

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО по И. Канту «Метафизика нравов» Как следствие, естественное право –
результат развития общества

Единственное первоначальное право – свобода, из которой вытекали такие неотъемлемые свойства людей, как равенство, независимость, право собственности и т. п.

Естественное право – неотъемлемые права, которыми
обладает каждый человек (личность), частное право, не
зависящее от воли правителя. Заинтересованность всех
в том, чтобы находиться в правовом состоянии,
приводит к «идее разума» – общественному договору, одной, объединяющей всех воле, переходу в гражданское состояние

Слайд 7

ВСЕОБЩИЙ ПРАВОВОЙ ЗАКОН Иммануила Канта


Всё неправое препятствует свободе

«Поступай внешне

ВСЕОБЩИЙ ПРАВОВОЙ ЗАКОН Иммануила Канта Всё неправое препятствует свободе «Поступай внешне так,
так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом»

Призвание права – надёжно гарантировать морали то
социальное пространство, в котором беспрепятственно могла
бы реализоваться свобода индивида

Применение принуждения препятствует «неправу»,
совместимо со свободой, сообразной со всеобщими законами

Слайд 8

ГОСУДАРСТВО по Иммануилу Канту

В каждом государстве существует три власти как объединённая воля в

ГОСУДАРСТВО по Иммануилу Канту В каждом государстве существует три власти как объединённая
трёх лицах:

Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Здесь важнейшим признаком государства выступает его подчинение праву, что отличает его от других общностей людей

верховная власть в лице законодателя (только объединённая
воля народа);

исполнительная власть в лице правителя;

судебная власть (присуждающая каждому своё согласно закону) в лице судьи

Слайд 9

Благом государства является высшая степень
согласованности государственного устройства с
правовыми принципами, стремиться

Благом государства является высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться
к которой обязывает нас разум через категорический императив

Государство, устроенное на началах общественного
договора и народного суверенитета, разделения властей, призвано гарантировать устойчивый правопорядок, верховенство закона – соответствует требованиям категорического императива

Критерий прогресса – «закономерный ход улучшения государственного устройства»

И. Кант один из главных творцов теории правового государства

ГОСУДАРСТВО по Иммануилу Канту

Слайд 10

«К вечному миру» Иммануила Канта

Основные аспекты:

анализирует проблему межгосударственных отношений;
клеймит захватнические войны, осуждает

«К вечному миру» Иммануила Канта Основные аспекты: анализирует проблему межгосударственных отношений; клеймит
подготовку к ним;
ратует за соблюдение международных договоров;
развитие межгосударственных торговых и культурных связей;
отстаивает принцип невмешательства, который лишь
зарождался в международных отношениях

Его идеи о будущей мирной общности всех народов Земли для установления всеобщих законов их общения, о праве гражданина мира – намного опережали своё время

Имя файла: Кантианская-философия-права.-Учение-И.-Канта-о-праве,-государстве,-законе.pptx
Количество просмотров: 119
Количество скачиваний: 0