Европейская философская мысль конца XVIII - начала XIX века. Тема 4.2

Содержание

Слайд 2

Немецкая классическая философия – период развития западноевропейской мысли с 80-х гг. XVIII

Немецкая классическая философия – период развития западноевропейской мысли с 80-х гг. XVIII
в. (создание «Критики чистого разума» Канта) до 1831г. – (смерти Г.Гегеля).

Представители:

1724-1804 1762-1814 1775-1854 1770-1831 1804-1872

Слайд 3

Предпосылки формирования
Немецкой классической философии

Месторасположение Германии между бурно развивающимися Англией и Францией

Предпосылки формирования Немецкой классической философии Месторасположение Германии между бурно развивающимися Англией и
и относительно консервативной Россией, что позволило сопоставить и проанализировать эти полюса и усмотреть роль противоречий в общественном развитии.
Зарождение буржуазных общественных отношений в Германии.
Немецкое Просвещение в лице И. Гете, Ф. Шилера, Г. Гейне, И.Гердера и др.
Английское Просвещение: Д.Юм, А.Смит

Немецкая классическая философия оказала огромное влияние на всё последующее развитие западной, русской и американской философии

Слайд 4

Характерные особенности немецкой классической философии
Идеалистический характер (кроме Л. Фейербаха).
Всесторонность охвата предмета исследования.
Исследование

Характерные особенности немецкой классической философии Идеалистический характер (кроме Л. Фейербаха). Всесторонность охвата
возможностей человеческого разума.
Человек – высший предмет философии, цель и ценность общества.
Особый интерес к рассмотрению проблем морали.
Критический подход ко всем социальным установлениям.
НКФ значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии.

Слайд 5

Иммануил Кант

Докритический период
(естествознание) с 1746 по 1770:
Гипотеза связи приливов и отливов

Иммануил Кант Докритический период (естествознание) с 1746 по 1770: Гипотеза связи приливов
с силой притяжения Земли при её движении вокруг своей оси и вокруг Солнца
Гипотеза происхождения Вселенной из первоначальной туманности
Гипотеза о причинах муссонов и пассатов
Критический период (философия)
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»

Слайд 6

Иммануил Кант

Большинство философов
до Канта видели в качестве главной причины трудностей познания

Иммануил Кант Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины трудностей
ОБЪЕКТ познавательной деятельности – окружающий мир с множеством тайн.
По Канту, причины трудностей при познании заключены в самом познающем СУБЪЕКТЕ

Слайд 7

Иммануил Кант

«Критика чистого разума

Учение о началах

Трансцендентальная эстетика
(чувственное познание)

Трансцендентальная логика
(интеллектуальные формы познания

Трансцендентальная диалектика
(разум)

Дисциплина
Канон
Архитектоника
История

Трансцендентальная

Иммануил Кант «Критика чистого разума Учение о началах Трансцендентальная эстетика (чувственное познание)
аналитика
(рассудок)

Учение о методе

Слайд 8

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ–то, что предшествует опыту (a priori), делает возможным опыт как систематическое эмпирическое

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ–то, что предшествует опыту (a priori), делает возможным опыт как систематическое эмпирическое
знание

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ - то, что существует вне познающего субъекта, за пределами нашего опыта.

Основной вопрос «Критики чистого разума»:
Как возможны априорные синтетические суждения в философии, т.е.
Как возможна философия как наука

Слайд 10

Трансцендентальная эстетика

Пространство и время – не формы бытия вещей, а априорные формы

Трансцендентальная эстетика Пространство и время – не формы бытия вещей, а априорные формы нашего созерцания
нашего созерцания

Слайд 12

Трансцендентальная логика

Трансцендентальная логика

Слайд 18

Учение о методе

Дисциплина. Различие предметов философии и математики.
Канон. Основные вопросы философии
Архитектоника. Философия

Учение о методе Дисциплина. Различие предметов философии и математики. Канон. Основные вопросы
делится на 2 части –учение о знании и учение о мудрости. Главное – насколько те или иные знания ведут нас к мудрости.
История. Все философы до Канта были скептиками или догматиками. И только Кант предложил использовать критический метод в философии.

Слайд 19

«Критика практического разума»

"Чем больше я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и

«Критика практического разума» "Чем больше я размышляю, тем более две вещи наполняют
нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне» 
И.Кант

У всех народов можно обнаружить представления о нравственности, которые имеют много общего. Следовательно, существует единый для всего человечества моральный закон, который имеет высший безусловный характер. Его наличие можно объяснить, только если признать существование Бога.
Поэтому не мораль исходит из религии, а религия исходит из морали.

Слайд 20

Категорический императив:
поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего

Категорический императив: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего
законодательства

Не делай другому того, чего не желаешь себе

Воспринимай другого человека как цель, а не как средство

Легальные поступки – те, что соответствуют категорическому императиву только по форме

Моральные поступки те, что соответствуют
категорическому императиву и по форме, и по содержанию

Слайд 21

«Критика способности суждения»

Природа – чисто механическая машина. Человек находит в ней целесообразность

«Критика способности суждения» Природа – чисто механическая машина. Человек находит в ней
лишь потому, что обладает способностью суждения о природных вещах по аналогии с собственной деятельностью.
Предмет способности суждения – виды целесообразного отношения человека к природе (но не целесообразность природы как таковой)
Целесообразность может быть эстетической, субъективной (без цели) и биологической, объективной (внутренняя и внешняя целесообразность организма).
Эстетическое не сводимо ни к знанию, ни к морали, но чувство красоты связано с пониманием истины и добра.

Слайд 22

«Критика способности суждения»

Гениальность – природная способность, выражающаяся в пропорциональном сочетании продуктивного воображения

«Критика способности суждения» Гениальность – природная способность, выражающаяся в пропорциональном сочетании продуктивного
и вкуса. Научить можно мастерству, но не гениальности.
Художник – гений, ученый – просто талант. Подлинный художник творит не подражая, но так, что его работа становится образцом для подражания.

Слайд 23

И. Кант
«К вечному миру»

Ни один мирный договор не должен считаться

И. Кант «К вечному миру» Ни один мирный договор не должен считаться
таковым, если при его заключении тайно сохраняется основание для будущей войны.
Ни одно самостоятельное государство (большое или малое — это безразлично) не должно быть приобретено другим государством ни по наследству, ни в обмен, ни куплей, ни в виде дара
Постоянные армии должны со временем полностью исчезнуть
Государственные долги не должны использоваться для внешнеполитических дел.

Слайд 24

Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление

Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление
других государств
Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира
Гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским.
Должен существовать особого рода союз, который можно назвать союзом мира и который стремится положить конец всем войнам, и навсегда.
Право всемирного гражданства должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства. Гостеприимство означает право каждого чужестранца на то, чтобы тот, в чью страну он прибыл, не обращался с ним как с врагом.

Слайд 25

Георг Вильгельм Фридрих
ГЕГЕЛЬ

Основные установки:
Предмет философии – истина. Истинное знание и истинное бытие
Истинное

Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ Основные установки: Предмет философии – истина. Истинное знание
знание – это знание соответствующее своему предмету. Истинный предмет – это предмет, соответствующий своему понятию.
Субъект вырастает из объекта. Моё знание Бога – это знание Бога о самом себе. Знание – это особый способ существования Бога как особого объекта.
Познаваемое и познающее сливаются. Вещь через человека обретает голос. Мы бы не смогли узнать мир, если бы мир не стремился бы к этому. Только познанная вещь есть завершенная вещь.
Не Я развиваю знание, а знание развивает меня.

Слайд 26

Структура философии Гегеля:

Логика (исследовала жизнь «идеи-в-себе».
Философия природы (изучала «идею-в-другом»).
Философия духа (изучение последней

Структура философии Гегеля: Логика (исследовала жизнь «идеи-в-себе». Философия природы (изучала «идею-в-другом»). Философия
стадии развития идеи, когда она осознает себя духом):
Философия субъективного духа (антропология, феноменология и психология (учение о теоретическом, практическом и свободном духе).
Философия объективного духа (этика, философия истории и философия права).
Философия абсолютного духа изучает
Искусство (тезис - образ), Религию (антитезис - откровение) и Философию (синтез - понятие).

Слайд 27

Диалектика Гегеля

Категории диалектики:
Единичное – Общее – Особенное
Сущность – Явление
Содержание – Форма
Часть –

Диалектика Гегеля Категории диалектики: Единичное – Общее – Особенное Сущность – Явление
Целое
Система – Элемент - Структура
Причина - Следствие
Необходимость – Случайность
Возможность – Действительность
Законы диалектики:
Единства и борьбы противоположностей
Взаимоперехода качественных и количественных изменений
Отрицания отрицания

Слайд 28

Принципы диалектики:
Принцип тождества бытия и мышления.
Принцип объективности
Принцип развития
Принцип детерминизма
Принцип системности
Принцип историзма
Принцип единства

Принципы диалектики: Принцип тождества бытия и мышления. Принцип объективности Принцип развития Принцип
исторического и логического
Принцип восхождение от абстрактного к конкретному и обратно

Диалектика Гегеля

«Всё разумное действительно, всё действительное разумно»
Г. Гегель

Слайд 29

Качество

Для-себя- бытие

Бытие

Наличное бытие

Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)

Стано- вление

Иное

Нечто

В- себе- бытие

Единое

Качество есть определённость, тождественная с бытием.

Нечто есть

Качество Для-себя- бытие Бытие Наличное бытие Структура абсолютной реальности Логика (дух «в
благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть.

Ничто

Чистое бытие

Коли- чество

Многое

Количество, в отличие от качества, есть такое определение, к изменению которого определённая вещь относится безразлично.

Количество есть определённость бытия, не тождественная с самим бытием.

Слайд 30

Бытие

Количе- ство

Качест- во

Мера

Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)

Бытие

Наличное бытие

Для- себя- бытие

Чистое количество

Опре- делённое количество

Степень

Специ- фическое количество

Реальная мера

Стано- вление сущности

Мера есть качественно определённое количество, т.е. количество, с

Бытие Количе- ство Качест- во Мера Структура абсолютной реальности Логика (дух «в
которым связано некое наличное бытие или некое качество.

Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.

Слайд 31

Абсолют- ный дух

Логика

Дух

Приро- да

Структура абсолютной реальности Логика – природа – дух

Бытие

Сущность

Поня- тие

Меха- ника

Орга- ническая физика

Физика

Субъ- ектив- ный дух

Объ- ектив- ный дух

Абсо- лютный дух

Суб.

Об.

Идея

Мы начали с

Абсолют- ный дух Логика Дух Приро- да Структура абсолютной реальности Логика –
бытия, с абстрактного бытия… Теперь… мы имеем идею как бытие. Но эта идея, обладающая бытием, есть природа.

Природа есть идея в форме инобытия.

Развитие духа состоит в том, что его выход из себя и самораскрытие есть вместе с тем его возврат к себе.

Слайд 32

Абсолютный
Дух

Абсолют- ный дух

Объек- тивный дух

Субъек- тивный дух

Структура абсолютной реальности Дух («в себе и для себя»)

Дух

Душа

Сознание

Мораль- ность

Право

Нравст- венность

Искусство

Фило- софия

Религия откровения

Природа… не

Абсолютный Дух Абсолют- ный дух Объек- тивный дух Субъек- тивный дух Структура
доходит до сознания самой себя… Только человек впервые поднимается от единичности ощущения к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, к постижению… своего «я».

В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, освобождающий себя посредством своей деятельности…

Подлежащий порождению духом и порождённый им мир – это объективный дух.

Слайд 33

Философия истории Гегеля

История человечества представляет собой процесс раскрытия содержания Абсолютной идеи
Развитие общества

Философия истории Гегеля История человечества представляет собой процесс раскрытия содержания Абсолютной идеи
подчинено законам диалектической логики.
Исторический процесс направлен с Востока на Запад (3 эры: восточная, антично-средневековая и германская), реализуется только среди людей, так как только люди обладают разумом.
Смысл истории - постепенное осознание и осуществление в человеческом обществе свободы.
На каждой определенной ступени исторического процесса Абсолютная Идея выбирает определенные народы, в развитии которых наиболее полно воплощается данный этап её саморазвития.
В истории человечества нет места случайности. Отдельные люди и социальные группы – инструменты для раскрытия внутреннего содержания Абсолютной Идеи.

Слайд 34

Философия права Гегеля

Различает философское и прикладное понимание права. Философская наука о праве

Философия права Гегеля Различает философское и прикладное понимание права. Философская наука о
изучает сущность правовой реальности и форм её существования, а юриспруденция занимается анализом конкретных правовых систем.
Закон – не содержание, а оформление права. Существуют законы природы и законы права. Первые никто не обсуждает. Вторые человек на основе собственного разума пытается классифицировать на правовые и неправовые.
Только в связанности законами человек находит освобождение от зависимости от чисто природных явлений.
Гегель освобождает официальный закон от философской и нравственной критики
Моральный закон определяется совестью человека, естественный – правовыми предписаниями государства.
Нравственность – высшая степень развития права.
Наказание не должно быть местью общества преступнику.

Слайд 35

ФИЛОСОФИЯ КАРЛА МАРКСА

Предпосылки формирования марксизма:
Развитие капиталистических отношений в Европе и обострение классовой

ФИЛОСОФИЯ КАРЛА МАРКСА Предпосылки формирования марксизма: Развитие капиталистических отношений в Европе и
борьбы.
Научные открытия (теория клеточного строения животных и растений в биологии, закон сохранения и превращения энергии в физике, теория эволюции Ч.Дарвина).
Философские идеи Г. Гегеля и Л. Фейербаха
Идеи утопического социализма Шарля Фурье, Роберта Оуэна и Анри Сен-Симона.
Политическая экономия Д. Риккардо и А.Смита.

Слайд 36

Марксизм
Философия
Политэкономия
Научный коммунизм

Диалектический материализм (методология научного познания, философия природы)

Исторический материализм
(философия истории)

Марксизм Философия Политэкономия Научный коммунизм Диалектический материализм (методология научного познания, философия природы) Исторический материализм (философия истории)

Слайд 37

Основные положения диалектического материализма
Материя находится в постоянном движении и развитии, она вечна

Основные положения диалектического материализма Материя находится в постоянном движении и развитии, она
и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования.
Сознание – вершина эволюции материи в развитии способности материи отражать себя.
Бытие определяет сознание.
Бога нет.
Развитие происходит по законам диалектики.
Высшей раз навсегда данной истины не существует.
Практика - критерий истины.

Слайд 38

«Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей

«Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей
тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Ф Энгельс.

 "Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу».
Ф. Энгельс

Слайд 39

КАРЛ МАРКС
Первый период творчества.
Основная проблема – отчуждение труда.
(«Философско-экономические рукописи» 1844-1848 гг.)
Труд –

КАРЛ МАРКС Первый период творчества. Основная проблема – отчуждение труда. («Философско-экономические рукописи»
сущностная характеристика человека. В труде человек реализует свой потенциал через освоение природы.
При капитализме человек отчужден от своего труда: как от средств труда, так и от продукта труда. Сам труд человека ему уже не принадлежит.
Отчужденный труд отчуждает человека и от природы, и от другого человека. В таком труде человек себя не утверждает, а отрицает. ,
Поэтому только вне труда он чувствует себя человеком, а это подрывает основы гуманизма.
Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунистическим.

Слайд 40

КАРЛ МАРКС
Второй период творчества.
Основная задача – вскрытие экономического механизма всемирной истории.
Человек –

КАРЛ МАРКС Второй период творчества. Основная задача – вскрытие экономического механизма всемирной
продукт производственной деятельности и совокупность общественных отношений.
Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени общественного развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Слайд 41

Основные положения исторического материализма
«К критике политической экономии»
Правовые отношения, так же точно как

Основные положения исторического материализма «К критике политической экономии» Правовые отношения, так же
и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа. Наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях - совокупность которых Гегель называет «гражданским обществом». Анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

Слайд 42

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что́ является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.
Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого́ старого общества.

Слайд 43

Общественно-экономическая формация

Общественно-экономическая формация
Имя файла: Европейская-философская-мысль-конца-XVIII---начала-XIX-века.-Тема-4.2.pptx
Количество просмотров: 73
Количество скачиваний: 0