2. Специфика восточного мировоззрения

Содержание

Слайд 2

План

Дихотомический анализ восточного и западного типа культур.
Китайские религиозно-философские системы: конфуцианство, даосизм
Индийская религиозно-философская

План Дихотомический анализ восточного и западного типа культур. Китайские религиозно-философские системы: конфуцианство,
система: буддизм

Слайд 3

Литература

Уотс Алан В. Путь Дзэн. – Киев: София», 1993 г.
Торчинов Е. А.

Литература Уотс Алан В. Путь Дзэн. – Киев: София», 1993 г. Торчинов
Введение в буддологию — Санкт-Петербург: Амфора, 2005 г. 
Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб, 1993г.

Слайд 4

1. Отношение человека к миру.

ЗАПАД
Дуализм:
предполагается противопоставление человека и мира.
Мыслим дихотомическими понятиями

1. Отношение человека к миру. ЗАПАД Дуализм: предполагается противопоставление человека и мира.
(материя – мышление; свобода – детерминизм; человек – природа и т.д.).

ВОСТОК
Монизм:
человек и мир – единое целое.

Слайд 5

2. Тип психики

ЗАПАД
Экстравертный тип: ориентация на внешние стандарты и эталоны поведения.
Цели своей

2. Тип психики ЗАПАД Экстравертный тип: ориентация на внешние стандарты и эталоны
деятельности полагает вне себя. (Что обо мне подумают? Что скажут?)

ВОСТОК
Интровертный тип:
ориентация на внутренние принципы поведения.
Цели и смыслы деятельности полагает внутри себя.

Слайд 6

3. Специфика языка

ЗАПАД
Слово – знак, передает смысловое содержание и предполагает слуховое

3. Специфика языка ЗАПАД Слово – знак, передает смысловое содержание и предполагает
восприятие.
Язык формирует левополушарное доминирование.
Слово может отчуждаться и приобретает самостоятельное значение.

ВОСТОК
Слово – слепок мира и предполагает визуальное восприятие.
Иероглифическое письмо формирует правополушарное доминирование.
Слово – слепок мира, поэтому отчуждаться не может. Принцип «исправления имен».

Слайд 7

4. Этика.

ЗАПАД
Принцип деятельности.
Установка на социальную обусловленность моральных ценностей.
Искусственный характер этических норм.

ВОСТОК
Этика

4. Этика. ЗАПАД Принцип деятельности. Установка на социальную обусловленность моральных ценностей. Искусственный
недеяния
«У-вэй»: не следует превышать меру естественной необходимости.
Естественный характер этических норм.

Слайд 8

5. Эталоны и стандарты знания

ЗАПАД
Рациональный, аналитический, научный подходы.
Сциентизм: научность – идеал и

5. Эталоны и стандарты знания ЗАПАД Рациональный, аналитический, научный подходы. Сциентизм: научность
критерий знания.

ВОСТОК
Синкретичность познавательной деятельности (методологии).
Наука не является исчерпывающим носителем истины.
Знание носит рецептурный, а значит ненаучный характер.

Слайд 9

6. Религия

ЗАПАД
Христианство, иудаизм, ислам.
Бог – творец Бытия.
3 основные идеи:
бытие Бога как Абсолюта;
бессмертие

6. Религия ЗАПАД Христианство, иудаизм, ислам. Бог – творец Бытия. 3 основные
индивидуальной души;
свобода воли.

ВОСТОК
Индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство и др.
Мир спонтанен и возникает сам из себя.
Нет Абсолюта (боги языческого толка).
Индивидуальная душа тождественна душе мира
Нет свободы воли (т.к. мы телесны).

Слайд 10

7. Центр картины мира

ЗАПАД
Антропоцентризм. Человек – венец природы. Природа должна ему

7. Центр картины мира ЗАПАД Антропоцентризм. Человек – венец природы. Природа должна
служить.
Динамизм.
Мировоззренческий оптимизм.

ВОСТОК
Ацентризм (нет четкого центра, все самоценно).
Пассивность.
Мировоззренческий пессимизм.

Слайд 11

Конфуцианство

Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.)
Основная проблематика: социально-этическая
Ключевые понятия:
Цзюнь-цзы – благородный

Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) Основная проблематика: социально-этическая Ключевые
муж
Жень – гуманность
Ли – этикет (почтительность и уважение к старшим, родителям, государю, вежливость и т.д.)
Чжэн мин – концепция исправления имен

Слайд 12

Даосизм

Лао-цзы (IV – III вв. до н.э.)
Трактат «Дао Дэ Цзын»
Основные понятия:
Дао

Даосизм Лао-цзы (IV – III вв. до н.э.) Трактат «Дао Дэ Цзын»
– путь
Дэ – сила, добродетель, закон
Инь, ян – противоположные начала
Ци – энергия
У-вэй - недеяние

Слайд 13

Философско-религиозные идеи ведической традиции в Индии

Веды – древнейший лит. памятник ( начало

Философско-религиозные идеи ведической традиции в Индии Веды – древнейший лит. памятник (
– III тыс. до н.э.)
Первооснова бытия – безличное Сущее Брахман. Брахман есть Атман (индивидуальное духовное).
Мир природы и вещей – иллюзия (Майя).
Духовное начало человека находится в колесе Сансары (цепь перерождений), пока человек не преодолеет свое неведение (авидья) и не освободится (Мокша).
Поведение человека должно соответствовать Дхарме (закону) его варны (касты).
Ахимса – непричинение вреда живому.