Слайд 2Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия
попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования.
Слайд 3Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол,
все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям
Слайд 4Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают
как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология; любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.
Слайд 5Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие –
это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.
Слайд 6Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю.
Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.
Слайд 7В XIXв. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т.
е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.
В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.
Слайд 8Противоречия – это единство противоположностей, оно и выступает как причина всего происходящего.
Противоречия – отношения противоположностей. Отношения можно разделить на отражения изолированности (лед и огонь не могут существовать вместе), отношения зависимости (площадь круга зависит от радиуса), отношения действия.
Противоречия:
a) Существенные и не существенные.
b) Возможные и действительные.
c) Физические, биологические, социальные.
Слайд 9Движущая сила физических противоречий связана с изменением соотношения вещества и поля. Социальные
противоречия характеризуются действием на трех уровнях:
1. Отношения между двумя субъектами. Реализация противоречий на уровне сущности.
2. Реализация противоречий на уровне социальных интересов.
3. Реализация противоречий на уровне социальных действий (митинги, акции протеста)
Противоречия, выражаемые действием, могут переходить друг в друга, побеждать друг друга.
Слайд 10Противоречия:
a) Антагонистические.
b) Неантагонистические.
Слайд 11Антагонизм – это конфликт. Есть два способа регулирования противоположностей:
1. умело сочетание их.
2.
упразднение одной из противоположности.
Любое явление противоречиво, противоречия выступают как движущая сила и как источник развития. Противоречия многообразны.
Слайд 12Раскрывает механизм развития. Развитие осуществляется на основе накопления количественных измерений и перехода
их в качественные.
Качество – целостная устойчивая совокупность, характеризующая внутреннюю определенность. Количество – выражает сходство вещей с другими вещами и внешнюю определенность вещей.
Слайд 13Каждая вещь выступает как единство количественных и качественных свойств. Мера – это
границы количественных измерений, в рамках которых вещь сохраняется в том виде, в котором была. С превышением меры происходит скачок. Скачок – это форма перехода вещи из одного качественного состояния в другое. Скачок выступает как разрешение противоречий, возникших на прошлой фазе. Скачки бывают внутри- и межсистемные, физические, биологические и социальные. Эти законы бывают и в обществе, и в сознании.
Слайд 14Сознание – фундаментальное понятие социологии, психологии и философии. Сознание является основополагающей философской
категорией. Существует несколько концепций сознания:
1.Субстациональная концепций сознания – сознание понимается как особая субстанциональная вещь, не требующая для своего существования других вещей. Человеческое сознание является частичкой мирового сознания.
2.Атрибутивная концепций сознания – сознание является всеобщим атрибутом материи. 3.Натуралистическая концепций сознания – сводит специфические качества сознания к характеристикам более низкого уровня – отражениям: а)вульгарный материализм: сознание – простое отправление физиологических процессов. Б)Монистический материализм: сознания не существует, существует только материалистические процессы.
4 Экзистенциальная концепция сознания и феноменологическая концепция.
5. Диалектико-материалистическая концепция сознания.
Слайд 15Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием
условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания.
Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.