lektsia_2_Filosofia_Drevnego_mira

Содержание

Слайд 2

1. Философия Древней Индии (общая информация):
Индуизм.
Буддизм.
Джайнизм.
2. Философия Древнего Китая (общая информация):
Даосизм.
Конфуцианство.
Моизм.

1. Философия Древней Индии (общая информация): Индуизм. Буддизм. Джайнизм. 2. Философия Древнего
Легизм.
3. Сходства и различия философии Индии и Китая.

Лекция 2
Философия Древнего Востока

Слайд 3

1. Буддизм.
2. Веды.
3. Карма.
4. Индуизм.
5. Джайнизм.
6. Конфуцианство.
7. Легизм.
8. Моизм

Понятийный словарь:

1. Буддизм. 2. Веды. 3. Карма. 4. Индуизм. 5. Джайнизм. 6. Конфуцианство.

Слайд 4

Жизненные ориентации: философия должна быть ориентирована не на сущность, а на существование

Жизненные ориентации: философия должна быть ориентирована не на сущность, а на существование
и проявляться во всех сферах. Философы Древней Индии учили тому, как уйти из жизни, а философы Древнего Китая – как выжить в существующей реальности.
Синтез духовного и природного начала: философы учили жить в согласии с собственным духом, не нарушая гармонии окружающего мира.
Особенности языка изложения: система иероглифов, графики.

Философия Древнего Востока:

Слайд 5

Конкретность: учения создавались как моральное, научные или религиозные. Не было статуса «философские».
Многогранность

Конкретность: учения создавались как моральное, научные или религиозные. Не было статуса «философские».
истины: истинна не может быть выражена полностью, разные взгляды = разные стороны истины.
Отсутствие целостности: на Востоке существовало две культуры: Индия и Китай. Они крайне самобытны, и их объединение в одну эпоху «Восточной философии» очень условно.

Философия Древнего Востока:

Слайд 6

Древняя Индия (спасение человека от страданий; учит как правильно жить, чтобы достойно

Древняя Индия (спасение человека от страданий; учит как правильно жить, чтобы достойно
умереть):
Индуизм
Буддизм
Джайнизм
Древний Китай (утверждение в жизни, учит достойно жить):
Конфуцианство
Даосизм
Легизм
Моизм

Философия Древнего Востока:

Слайд 7

Философия Древней Индии 1 тыс. лет до н.э.

Философия Древней Индии 1 тыс. лет до н.э.

Слайд 8

1. Жесткая кастовая структура: общество делилось на 4 варны: брахманы (белые); кшатрии

1. Жесткая кастовая структура: общество делилось на 4 варны: брахманы (белые); кшатрии
(красные); вайшья (жёлтые); шудры (черные).
2. В основе мифология три тысячи богов, которые создали три мира: подземельный, земной и небесный.
3. Основные боги:
Брахма – бог-творец (автор и носитель ритуалов и песен);
Яма – бог смерти и правосудия;
Вишну – бог-хранитель;
Шива – бог – разрушитель;
Кришна – бог-спаситель.

Особенности философия Древней Индии:

Слайд 9

4. Практическая направленность философии для усовершенствования жизни человека.
5. Источник философии – тревога

4. Практическая направленность философии для усовершенствования жизни человека. 5. Источник философии –
за людей, стремление предупредить человечество об ошибках и тем самым сберечь от страдания.
6. Интеллектуальная пассивность людей. Полная уверенность в том, что космос представляет собой живую субстанцию.
Вера в «риту» – вечный нравственный миропорядок.
Вселенная понимается как арена для нравственных деяний.
В основе писания – Веды.

Особенности философия Древней Индии:

Слайд 10

Основа мира в Ведах – единое, что существует после разделения на бытие

Основа мира в Ведах – единое, что существует после разделения на бытие
и небытие.
Изначальное существовало Ничто и тепловая энергия – тапас.
Из их взаимодействие родилось Единое, которое распалось на верх и низ, мужское и женское.
4 книги Веды:
1. Ригведа – старейший сборник (10 522 стиха).
2. Самаведа – сборник песен и священных заклинаний, песнопений. 1 875 стихов (90% дублируется Ригведа, они отбирались по мелодичному звучанию и легли в основу индийской музыки).
3. Яджурведа – сборник жертвенных заклинаний (1 984 стиха).
4. Атхарваведа – сборник магических формулировок, самых древних, связан с медициной (5 977 стихов).

Веды:

Слайд 11

1. Язык Вед – санскрит.
2. Самхит – основной текст Вед. К

1. Язык Вед – санскрит. 2. Самхит – основной текст Вед. К
нему примыкает дополнение:
Брахман – обряды, составлено жрецами.
Араньяк – заповеди отшельников.
Упанишады – философские тексты, главные комментарии – САМЫЕ ЦЕННЫЕ.
3. Все веды делятся на:
Шрути – «услышанное» – священное откровение.
Смрити – «запомненное» – традиции.
Ньяя – «логическое» – логика.
4. Веданта – ответвления от Вед – дополнения, разъяснения, объясняет правильное произношение и применение мантр.
Умный приобщается Ригведой к земле, Яджурведой – к серединному царству, а Самаведой – к высшему.

Веды:

Слайд 12

Авторитет Вед.
Идея слияния с Богом, постижение чистой любви к Богу.
Бог – реален.
Наша

Авторитет Вед. Идея слияния с Богом, постижение чистой любви к Богу. Бог
душа бессмертна.
Бог в каждом, душа в каждом.
Корова - священное животное.
На основе Индуизма появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ: санкхья; йога; ньяя; вайшешика; миманса; веданта.

Индуизм:

Слайд 13

Брахман – творец мира; Вишну – хранитель мира; Шива – разрушитель.
Цель

Брахман – творец мира; Вишну – хранитель мира; Шива – разрушитель. Цель
жизни – единение с природой и Вселенной, т.е. единение тела и души (душа – Атман).
Атман – высший личностный аспект, слияние с Брахманом. Но откуда тогда зло?
Саната Дхарма – извечный порядок вещей, истина, реальность. Ее нарушение приводит к злу.
Сансара – ограничивает личность, это возможность переселения души. Человек, не достигший мудрости, наказывается кармой.

Философская концепция индуизма:

Слайд 14

6. Карма – процесс воздаяния за совершенные человеком поступки. Те, кто смогли

6. Карма – процесс воздаяния за совершенные человеком поступки. Те, кто смогли
познать истину, приближаются к Мокше.
7. Мокша – высшее нравственное совершенство, после которой эволюция души прекращается. Освобождение наступает при самореализации и постоянного стремления познать мир.

Философская концепция индуизма:

Слайд 15

В классический период появилось 6 основных школ:
Миманса.
Веданта.
Санкхья.
Йога.
Ньяя.
Вайшешика.

Школы от индуизма:

В классический период появилось 6 основных школ: Миманса. Веданта. Санкхья. Йога. Ньяя. Вайшешика. Школы от индуизма:

Слайд 16

В переводе- «разъяснение» (индийского текста о жертвоприношениях).
Последователи мимансы полагают, что индивид должен

В переводе- «разъяснение» (индийского текста о жертвоприношениях). Последователи мимансы полагают, что индивид
обладать непоколебимой верой в Веды и регулярно проводить ведийские яджны — огненные жертвоприношения.
Они верят в то, что сила ведийских мантр и огненных жертвоприношений поддерживает деятельность во Вселенной. Приверженцы мимансы придают большое значение дхарме, которая заключается для них в совершении ведийских ритуалов.

Миманса:

Слайд 17

В переводе – «завершение вед». Учит о возникновении мира из Брахмы.
Отдельные души

В переводе – «завершение вед». Учит о возникновении мира из Брахмы. Отдельные
через любовь к Богу достигают спасения, не сливаясь с ним.
Веданта сосредоточена не на ритуальных предписаниях Брахман, а на философии, изложенной в Упанишадах.
Это были мистические аспекты ведийской религии, которые основывались на медитации, самодисциплине и духовном развитии, а не на ритуальных практиках.

Веданта:

Слайд 18

В переводе – «разумное взвешивание».
Атеистический плюрализм.Утверждает, что всё на самом деле происходит

В переводе – «разумное взвешивание». Атеистический плюрализм.Утверждает, что всё на самом деле
от взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Существует бесконечное количество душ, обладающих индивидуальным сознанием.
Материи присущи три основных качества: устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы.
Взаимодействие душ и гун природы является причиной деятельности в материальном мире.

Санкхья:

Слайд 19

В переводе – «напряжение, тренировка».
Представляет собой практику созерцания. Близка к санкхья.
Обе

В переводе – «напряжение, тренировка». Представляет собой практику созерцания. Близка к санкхья.
философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины.
Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения.

Йога:

Слайд 20

В переводе – «правило, логика».
Представляет собой учение о формах мышления, занимается вопросами

В переводе – «правило, логика». Представляет собой учение о формах мышления, занимается
познания и логики.
Последователи ньяи верили в то, что обретение истинного знания было единственным путём для освобождения от страданий, и предприняли все усилия для определения источников этого истинного знания, учась отличать его от ложных предположений и взглядов.
В ньяе существуют четыре источника знания:
восприятие (пратьякша),
умозаключение (анумана),
сравнение (упамана),
слово авторитета или доказательства (шабда).

Ньяя:

Слайд 21

В переводе – «различие, особенность».
Освобождение человека в освобождении души от всего

В переводе – «различие, особенность». Освобождение человека в освобождении души от всего
материального и превращение ее в орган мышления.
Школа вайшешики вначале развивалась независимо от ньяи, из-за схожести своих метафизических концепций они впоследствии слились в одну.
В своей классической форме, однако, школа вайшешики имеет одно значительное отличие от ньяи: там, где ньяя принимает четыре источника истинного знания, вайшешика принимает только два — восприятие и умозаключение.

Вайшешика:

Слайд 22

Буддизм:

Буддизм:

Слайд 23

Основоположник – Гаутама.
Основная идея – «любая жизнь есть страдание».
Основная цель –

Основоположник – Гаутама. Основная идея – «любая жизнь есть страдание». Основная цель
прийти к нирване – состоянию души, достигаемом при полном самоотречении.
Помогает на пути к нирване восьмеричный путь – магга.
Сансара (перевоплощение).
Карма (процесс воздаяния за совершенные деяния).
Мокша (высшее нравственное совершенство, после которого карма прекращается).

Буддизм:

Слайд 24

Данная концепция называется пратитья – самутпада:
Смысл концепции «сущностным является то, что возникает;

Данная концепция называется пратитья – самутпада: Смысл концепции «сущностным является то, что
то, что погибает, перестает быть таковым».
Любое изменение в мире влечет за собой последствия.
Концепция дает три признака существования Вселенной:
Анигга – непостоянство и изменчивость.
Анатта – отрицание «Я» и его малейшей самостоятельности.
Дукха – наличие страданий и неудовлетворенности. Первая истина буддизма.

Фундаментальная концепция буддизма:

Слайд 25

Жизнь – это страдание – дукха.
У нее есть причина (танха) в наших

Жизнь – это страдание – дукха. У нее есть причина (танха) в
желаниях.
Избавляясь от привязанности, исчезает причина страданий – приходит нирвана.
Чтобы избежать привязанности, надо следовать по восьмеричному пути.

4 истины буддизма:

Слайд 26

Правильное воззрение
Правильное намерение
Правильная речь
Правильное поведение
Правильный образ жизни
Правильное усилие
Правильное памятование
Правильное сосредоточение

Восьмеричный путь:

Правильное воззрение Правильное намерение Правильная речь Правильное поведение Правильный образ жизни Правильное

Слайд 27

Между буддизмом и джайнизмом много общего: они хотели победить страдание, обе НЕ

Между буддизмом и джайнизмом много общего: они хотели победить страдание, обе НЕ
признавали Веды, считали что нет абсолютной Вселенной и вечной души.
Достижение кавалы (нирвана у буддистов) и избегание страданий возможно при соблюдении принципа ахимсы, т.е. не причинения вреда всему живому.
Главный принцип – отказ от собственности.
Отрицается возможность познания абсолютной истины.
Различали 4 вида материи: воздух, огонь, вода и земля.

Джайнизм:

Слайд 28

Учение «победителей» воззрение общины, соблюдавшей 4 обета: не наносить вред живому (принцип

Учение «победителей» воззрение общины, соблюдавшей 4 обета: не наносить вред живому (принцип
ахимы), быть правдивым (сатья), не воровать (астейа), быть отрешенным от мирских благ (апариграха).
Мир делится на живое (джива, душа) и неживое (аджива, тело в человеке).
Кавала – состояние конечного постижения душой реальности. Всем управляет карма.
Драгоценности джайнизма для освобождения от кармы: совершенство восприятия, поведения и знания.
Учение не подразумевает веру в Бога, а видит цель в избавлении от неправильных мыслей.
Отрицает кастовость.

Джайнизм:

Слайд 29

Философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая

Слайд 30

1. Этапы:
Древний (9-3 вв. до н.э.)
Средневековый (3 в. до н.э. –

1. Этапы: Древний (9-3 вв. до н.э.) Средневековый (3 в. до н.э.
19 в. н.э.)
Новый (19 в. – 4 мая 1919 г.)
Новейший (по н.в.)
2. Выделяют 6 основных школ:
Натурфилософы – сторонники Инь/Янь.
Конфуцианство.
Моисты.
Легисты.
Даосизм.
Школа имен.

Философия Древнего Китая:

Слайд 31

1. Вся китайская философия – это:
ГАРМОНИЯ – идеал соединения с природой;
ТРАДИЦИЯ –незыблемой

1. Вся китайская философия – это: ГАРМОНИЯ – идеал соединения с природой;
нормой поведения является сыновья почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими поколениями.
В основе философии – опыт как основа стабильности, связь с поколениями.
Идея неразрывности с природой, ее одушевление, обожествление неба.
Высокая ценность жизни, первая система воспитания человека.
Повышенное внимание к государственному устройству, первые правила государственного управления.
В центре внимания проблемы человека, вопросы этики.
Возможность применения одновременно два учения: конфуцианство в рамках общественной нормы, даосизм – в рамках личной жизни.

Особенности:

Слайд 32

Основатель Лао-Цзы.
Биография – «старый младенец»… Далее – слушайте.
Даосизм – мощное направление, которое

Основатель Лао-Цзы. Биография – «старый младенец»… Далее – слушайте. Даосизм – мощное
основано на личностном постижении и не имеет социальной составляющей.
Характерной чертой является следование по:
Дао (путь) – это ничто, начало и конец мира.
Дэ (проявляющаяся мощь) – дао непознаваемо, но вездесуще. Говорить можно только о дэ (дэ это дао в действии).
Ци (дыхание) – движущая сила Вселенной.
Чан (извечный закон) – управление процессом перемен, в жизни нет ничего более постоянного чем перемены.
Мин (просветление) – идеальное состояние.
Естественность и простота - мир таков каков он есть.

Даосизм 4 в. до н.э.:

Слайд 33

Идея потока. Все сплетено в единую сеть взаимовлияющих сил.
Человек и общество улучшаются

Идея потока. Все сплетено в единую сеть взаимовлияющих сил. Человек и общество
если вернуться к первозданности.
Люди могут достичь долголетия: покой и воздержание.
В основе учение о Дао – концепция бессмертия (умирает лишь тело, а не душа). Следовать Дао значит не вмешиваться в ход и течение жизни.
Развитие идет по кругу, каждая вещь, достигая своего совершенного максимума, переходит в состояние своей противоположности (красота и уродство).

Основа даосизма:

Слайд 34

Дао - всеобщий Закон и Абсолют.
Дао многозначно, это бесконечное движение.
Дао

Дао - всеобщий Закон и Абсолют. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао
— своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним.
Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао.
Пути Дао присуща сила Дэ.

Основа даосизма:

Слайд 35

Родоначальник – Кун Фц-цзы.
Биография: слушайте внимательно.
В Китае это учение известно под

Родоначальник – Кун Фц-цзы. Биография: слушайте внимательно. В Китае это учение известно
названием «школа учёных», «школа образованных людей».
«Конфуцианство» — западный термин, не имеющий эквивалента в китайском языке.
В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, хотя религией так и не стало.
Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый.

Конфуцианство:

Слайд 36

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для
него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна.
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.
Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Конфуцианство:

Слайд 37

Пять постоянств праведного человека
1. Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям»,

Пять постоянств праведного человека 1. Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к
«человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
2. И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили.
3.Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.

Конфуцианство:

Слайд 38

4. Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать

4. Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать
следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
5. Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Конфуцианство:

Слайд 39

Конфуцианство – это морально – этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о

Конфуцианство – это морально – этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о
том месте, которое каждый человек занимает в государстве и мире.
Сущность передается словами Конфуция: «государь должен быть государем, сановник- сановником, отец – отцом, сын – сыном».
Согласно Конфуцию, причина всех несчастий в том, что люди отступают от традиций, которым следовали их предки.
Идеальное государство как семья: традиции и почет старших.

Конфуцианство:

Слайд 40

Тянь (небо) – ощущение мирового порядка.
Чжен (гуманность) – доброта и почтительность.
Ли (соблюдение

Тянь (небо) – ощущение мирового порядка. Чжен (гуманность) – доброта и почтительность.
ритуалов).
Идеал Конфуция – благородный муж: человеколюбие, соблюдение порядка, регламентация отношений отцов и сыновей, справедливость, ум и мудрость.
Конфуцианство – это сложная система нравственного, социального и политического мышления.
Государство – большая семья, а семья – это маленькое государство.

Ключевые понятия Конфуцианства:

Слайд 41

После смерти Конфуция Мо-цзы провозгласил новый принцип в отношениям между людьми: основа

После смерти Конфуция Мо-цзы провозгласил новый принцип в отношениям между людьми: основа
не в семейных узах, а во всеобщей любви, это гарантия социальной гармонии.
Предлагалось изъять роскошь и отказаться от дорогих церемоний и войн.
Не нашло поддержки у власти.
Методы всеобщей любви:
Убеждение (внушить что любовь окупится)
Принуждение (система мер и наказаний)

Моизм:

Слайд 42

Легизм – «школа законников».
Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший

Легизм – «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший
правителем области Шан в 4 веке до н.э.
Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством.
Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам.
Человек низкого происхождения мог стать первым министром, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.
Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее.
Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.

Легизм:

Слайд 43

Сходства и различия философии Индии и Китая:

Сходства и различия философии Индии и Китая:

Слайд 44

1. Материал лекции.
2. Понятийный словарь.
3. Доклад:
Подготовить более подробные сообщения про:
моизм,

1. Материал лекции. 2. Понятийный словарь. 3. Доклад: Подготовить более подробные сообщения

легизм,
инь янь,
школу имен.

Домашнее задание:

Слайд 45

Тезисы для ЭССЕ:

Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
Конфуций.
2. Три

Тезисы для ЭССЕ: Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
Конфуций.
3. Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
Конфуций.
4. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Конфуций.
5. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.
Конфуций.