Содержание
- 2. Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия существования - направление в философии XX века,
- 3. Характеристика учения Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Он опирается на
- 4. Представители экзистенциального мышления 2.1 Мартин Хайдеггер Можно без преувеличения сказать, что подлинным основателем немецкого экзистенциализма был
- 5. Такой философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к научному. Хайдеггер постоянно подчеркивает,
- 6. Для философии Карла Ясперса характерна резкая критика определенного вида мировоззрения, о котором он пишет так: «Это
- 7. Учения экзистенциалистов носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. В трудные
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия существования - направление в философии XX
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия существования - направление в философии XX
Необходимо признать, что экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.
Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Философы-экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно-литературной форме (романы, пьесы, эссе), хотя им не была чужда и определенная философская методология - так, все они в большей или меньшей степени опираются на феноменологию Э. Гуссерля. Как духовное течение экзистенциализм просуществовал с 20-х по 70-е годы XX века.
Экзистенциализм представлен в современной философии многочисленными учениями и школами. По геосоциокультурному признаку все эти учения и школы можно классифицировать как немецкий, французский, русский, японский и другие зкзистенциализмы.
Слайд 3Характеристика учения
Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами.
Характеристика учения
Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами.
Сторонники версии экзистенциализма как философского учения различают экзистенциализм религиозный (трансцендентный) (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (секулярный) (Хайдеггер, Сартр).Несколько в стороне стоит Камю, который критиковал оба направления: «существуют две формы экзистенциализма: одна из них, связанная с именами Кьеркегора и Ясперса, впадает в божественность через критику разума, другая, которую я назвал бы атеистическим экзистенциализмом Гуссерля, Хайдеггера и особенно Сартра, заканчивается также обожествлением, но обожествлением истории, рассматриваемой как единственный абсолют. Не верят в Бога, но верят в историю. Со своей стороны, я хорошо понимаю интерес к религиозному решению, и я особенно остро чувствую важность истории. Но я не верю ни в то, ни в другое, в абсолютном смысле. Я спрашиваю себя, и это мне надоело бы, что меня заставляют непременно выбирать между святым Августином и Гегелем. Мне кажется, надо найти сносную истину между ними».
Слайд 4Представители экзистенциального мышления
2.1 Мартин Хайдеггер
Можно без преувеличения сказать, что подлинным основателем немецкого экзистенциализма
Представители экзистенциального мышления
2.1 Мартин Хайдеггер
Можно без преувеличения сказать, что подлинным основателем немецкого экзистенциализма
Экзистенциализм заимствует у феноменологии Гуссерля его метод - феноменологический. В переводе с греческого феномен, говорит Хайдеггер, означает «то, что себя обнаруживает», «самообнаруживающееся», «открытое», «себя-в-самом-себе-обнаруживающее». Понятие «феномена» Хайдеггер противопоставляет понятию «явления», утверждая, что понятие феномена по своему значению изначальнее, чем понятие явления. Явление, говорит Хайдеггер, как «явление чего-то» означает не обнаружение самого себя, а извещение о чем-то таком, что само себя не обнаруживает и непосредственно обнаружить не может. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя. Феномен сам по себе есть цель познания, его познания - непосредственное; в отличие от опосредованного, дискурсивного познания оно есть скорее интуитивное.
Слайд 5Такой философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к
Такой философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к
В «Бытии и времени» Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию, тем самым отличает ее от гуссерлевской и приближает к методу Дильтея. Определение феноменологии как герменевтики было своего рода попыткой создания «вслушивающегося созерцания», т.е. созерцания того, что слышится в слове, в языке. Если традиционная рационалистическая философия усматривала критерий истинности мышления в очевидности мыслимого, то Хайдеггер настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Если для традиционной рационалистической философии характерно понимание мышления как видения (у Гуссерля сохраняется этот важнейший момент рационализма), то у Хайдеггера мышление определяется как «вслушивание», «прислушивание». Не случайно предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным образом поэзия.
Основная мысль герменевтической феноменологии Хайдеггера - это мысль о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о «бытии человека». Понятия, посредством которых описывается структура бытия человека, Хайдеггер именует «экзистенциалами», отличая их тем самым от «категорий», с помощью которых описывала бытие традиционная философия, начиная с Аристотеля. «Экзистенциалами» же они называются потому, что «сущность» человеческого бытия Хайдеггер видит в «экзистенции».
Слайд 6Для философии Карла Ясперса характерна резкая критика определенного вида мировоззрения, о котором
Для философии Карла Ясперса характерна резкая критика определенного вида мировоззрения, о котором
Такое мировоззрение Ясперс называет позитивизмом. Основной сферой приложения позитивистского типа мировоззрения, по Ясперсу, является наука.
С точки зрения Ясперса, экзистенция неразрывно связана с «трансценденцией», с богом. «Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается в другом, а именно в трансценденции, благодаря которой она, не создающая сомою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством».
Важным понятием философии Ясперса является свобода. Ясперс пишет о свободе так:
«Нет свободы вне бытия самости. В предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться».
«Или человек как предмет исследования - или человек как свобода».
«Свобода не может быть познана, она никоим образом не может мыслиться объективно».
По Ясперсу, экзистенция - это и есть свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: познание - дело науки, свобода - дело философии.
Карл Ясперс
Слайд 7Учения экзистенциалистов носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной
Учения экзистенциалистов носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной