Наука и религия

Содержание

Слайд 2

Все люди на Земле подразделяются
на три категории:
1. Тех, кто безоговорочно верит

Все люди на Земле подразделяются на три категории: 1. Тех, кто безоговорочно
в Бога.
2. Тех, кто придерживается взглядов чистой науки.
3. Тех, кто считает что, наука и религия не противостоят друг - другу, а дополняют.

Слайд 3

Единое знание о мире

Религия

Наука

Идеализм

Материализм

Единое знание о мире Религия Наука Идеализм Материализм

Слайд 4

Наука — сфера человеческой деятельности, напра-
вленная на выработку и теоретическую системати-зацию объективных знаний

Наука — сфера человеческой деятельности, напра- вленная на выработку и теоретическую системати-зацию
о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Слайд 5

Этапы развития науки:

Этапы развития науки:

Слайд 6

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением
геометрии, как науки об измерении земли.
Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

Слайд 7


А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими

А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими
моделями – абстракциями;

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

Слайд 8

Идеалы и нормы науки: знание
ради знаний. Метод познания – наблюдение. Научная картина

Идеалы и нормы науки: знание ради знаний. Метод познания – наблюдение. Научная
мира: носит интегративный характер, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса. Философские основания науки: Философия – наука наук.
Стиль мышления – интуитивно диалектический.
Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Человек – мера всех вещей.

Слайд 9

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия.

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия.
Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).
Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).

Слайд 10

Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление

Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление
объекта и субъекта. Научная картина мира: Ньютоновская классическая механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окружающего мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм. Философские основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)

Слайд 11

Научное знание ориентируется на теологизм ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа возникают научные

Научное знание ориентируется на теологизм ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

Слайд 12

3 этап - Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).
Объект исследования – микромир. Совокупность

3 этап - Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир.
элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

Слайд 13

Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и

Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и
практического направлений. Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …) Философские основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.
Культура постепенно освобождается от господства церкви. Первые попытки убрать схоластику  догматизм интенсивное развитие экономики лавиноообразный интерес к научному знанию.

Слайд 14

4 этап - 20 век – набирает силу неклассическая наука.
Объект исследования

4 этап - 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования
– микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундамен-тализации" прикладных наук.
Этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

Слайд 15

Научная картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме

Научная картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме
(развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве). Философские основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифурка-ционность)

Слайд 16

Понятие религии. Определений религии множество. К.Маркс считал, что «религия - специфическая форма

Понятие религии. Определений религии множество. К.Маркс считал, что «религия - специфическая форма
общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил».
По З. Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.
Более широкое определение дает Э.Фромм, который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения».

Слайд 17

Идеализм:
Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно

Идеализм: Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире
идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом.
Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения.

Слайд 18

Виды религий:

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм

Виды религий: Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам,
и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений.

Слайд 19

.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию

. Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому
западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм.

Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие - политеизм.

Слайд 20

Возникновение религии
Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную

Возникновение религии Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в
область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.
На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:

Слайд 21

Религиозная: человек был создан Богом, общался
с ним напрямую и никогда не

Религиозная: человек был создан Богом, общался с ним напрямую и никогда не
прерывал этого
общения, разве что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов (В иудаизме и христианстве — вкушение Адамом и Евой плода с древа познания добра и зла). После грехопаденияобщения, разве что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов (В иудаизме и христианстве — вкушение Адамом и Евой плода с древа познания добра и зла). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, вместо чего необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы (молитвы), использовать особые предметы. Регламентация на способы воссоединения с Богом находится в руках религиозных систем, провозглашающих своё право на посредничество между человеком и божеством.

Слайд 22

Промежуточная, с одной стороны опирающаяся
на современные научные знания и общественные

Промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения,
настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии.

Слайд 23

Эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в
силу невозможности

Эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально
рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могуществен-ного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоот-ношений между этими силами копировалась с соот-ветствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.

Слайд 24

По вопросу взаимодействия науки и религии существует несколько точек зрения, которые можно

По вопросу взаимодействия науки и религии существует несколько точек зрения, которые можно
условно разделить на четыре типа:
Конфликт. Согласно этой точке зрения наука и религия находятся в противоречии и несовместимы друг с другом. Известными представителями данной точки зрения являются Эндрю Диксон Уайт, Ричард Докинз, Ричард Фейнман, Питер Эткинс, Виталий Гинзбург.
Независимость. Наука и религия имеют дело с различными областями познания. Данная точка зрения основывается на учении о трансцендентном Иммануила Канта, сформули-рованном в «Критике чистого разума».
Диалог. Области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путем опровержения, либо согласования позиций.
Интеграция. Обе области познания объединяются в целостную систему рассуждений. Отстаивается некоторыми философами и теологами, например, Пьером Тейяром де Шарденом, Ианом Барбуром.