Проблема общения в культуре и науке

Содержание

Слайд 2

Конфуцианство

Конфуцианство

Слайд 4

Основные принципы конфуцианства, которые нашли отражение в восточной модели общения:

Сяо – «сыновняя

Основные принципы конфуцианства, которые нашли отражение в восточной модели общения: Сяо –
почтительность»
Жэнь – «человеколюбие», гуманность
Ли – «ритуал», традиция
Сыновняя почтительность сяо (кит. 孝 xiào, яп. こう, кор. 효 хё) — одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии, важный компонент традиционной восточно-азиатской ментальности. В базовом значении относилось к уважению родителей; в более широком смысле распространялось на всех предков. Поскольку в конфуцианстве государю отводилось место «народного родителя», добродетель сяо напрямую описывало подчинение детей родителям и косвенно — подчинение народа государю. Нарушение норм сяо считалось тягчайшим преступлением.
Теория сяо была закреплена текстуально в трактате «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), приписываемом Конфуцию. В нём излагается беседа между учителем и его любимым учеником, Цзэн-цзы (曾子).

Слайд 5

Иллюстрация из трактата Сяо цзин

Иллюстрация из трактата Сяо цзин

Слайд 6

Жэнь (человеколюбие) (в европейской культуре трактуется как гуманизм, альтруизм)

Жэнь (человеколюбие) (в европейской культуре трактуется как гуманизм, альтруизм)

Слайд 7

Вывод: Гармоничное общение возможно лишь через соблюдение этих трех принципов: сяо, жэнь,

Вывод: Гармоничное общение возможно лишь через соблюдение этих трех принципов: сяо, жэнь,
ли. Конфуцианство оказало огромное влияние на формирование восточной деловой культуры. В книге «Азиатский стиль управления. Как руководят бизнесом в Китае, Японии и Южной Корее» рассказывается о том, как устроен менеджмент в восточных странах, как на их методы управления влияет конфуцианство.

Слайд 8

У Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этике именно делового общения. Прежде

У Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этике именно делового общения. Прежде
всего они относятся к принципам поведения между руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Приведем некоторые из них, весьма достойные того, чтобы над ними поразмышлять:

Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.
Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным.
Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими.
Слушаю слова людей и смотрю на их действия.
Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду в Поднебесной пять достоинств... Почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми
Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникает злоба?
Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности, значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей, значит поступать казенно.
Не зная ритуала, не сможешь утвердиться.
Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?
Задание 1.
Как вы думаете, применимы ли принципы конфуцианства в современной российской деловой культуре? Свой ответ обоснуйте.

Слайд 9

Античность. Роль общения очень велика. - повышенная общительность, свойственная южным народам - рабовладельческая демократия

Античность. Роль общения очень велика. - повышенная общительность, свойственная южным народам -
(города-полисы) - развитие красноречия, искусства беседы, риторики

Слайд 10

В Др. Греции складывается идеал «красивого поведения» (важна роль имиджа в общении):

В Др. Греции складывается идеал «красивого поведения» (важна роль имиджа в общении):
Умение мыслить (философствовать)
Умение красиво говорить
Нравственное совершенствование
Физическое совершенствование

Слайд 11

В философской мысли Др. Греции формируются 2 модели общения: софистика и диалектика 1)

В философской мысли Др. Греции формируются 2 модели общения: софистика и диалектика
Софистика: - Истина относительна - Цель общения – победа над собеседником любой ценой - Цель оправдывает средства, поэтому любые средства хороши (манипуляции, давление, обман) - Манипулятивная модель общения (черная риторика)

Слайд 12

Софизмы

Софизмы

Слайд 13

2) Диалектика. Основоположник – Сократ (469 г.до н.э, Афины – 399 г.до

2) Диалектика. Основоположник – Сократ (469 г.до н.э, Афины – 399 г.до
н.э, там же): - Истина абсолютна - Цель общения – совместный поиск истины, беседа на равных (диалог, отсюда название метода – диалектика) - Исключил из арсенала общения нечестные приемы (софистические уловки) - Гуманистическая модель общения

Слайд 14

Задание 2.

Как вы считаете, существует ли идеал «красивого поведения» в современном обществе?

Задание 2. Как вы считаете, существует ли идеал «красивого поведения» в современном
Какие составляющие он включает?
Приведите примеры, в каких сферах в настоящее время используется софистика, а в каких – диалектика?
Приведите примеры софизмов.

Слайд 15

Средневековье: Возрождение: Общение рассматривается как связь чело - Вновь высокий статус общения

Средневековье: Возрождение: Общение рассматривается как связь чело - Вновь высокий статус общения века с Богом
века с Богом

Слайд 16

Новое время: предпринимаются попытки научного объяснения феномена общения

Т. Гоббс считается основоположником механистического

Новое время: предпринимаются попытки научного объяснения феномена общения Т. Гоббс считается основоположником
материализма. Базисом для построения своего учения Гоббс сделал изучение природы и страстей человека, его мнение по этому вопросу было крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Страсти делают людей врагами: «человек человеку — волк» (homo homini lupus est), а в основе природы человека лежит страх, вытекающий из человеческого эгоизма. В естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех против всех».
Человек ищет всегда не общения, а господства над другими.
В поисках мира требуется выйти из естественного состояния (первый естественный закон Т. Гоббса), из чего вытекает обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим людям — то есть применять естественные и вечные законы. Все, что эти законы запрещают, никогда не может быть дозволено.
Заключается общественный договор каждого с каждым и при помощи этого договора масса людей превращается в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объединяет и выражает волю всех.

Слайд 17

Иного взгляда на проблему общения придерживался немецкий философ Людвиг Фейербах

Иного взгляда на проблему общения придерживался немецкий философ Людвиг Фейербах

Слайд 18

Психоанализ

Психоанализ

Слайд 19

Экзистенциалист, лауреат нобелевской премии Альбер Камю (1913 - 1960) рассматривает общение индивидов

Экзистенциалист, лауреат нобелевской премии Альбер Камю (1913 - 1960) рассматривает общение индивидов
не как «подлинное» , а как акт, подчеркивающий одиночество каждого, т. е. , согласно Камю, подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он – это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия.

Экзистенциализм – трагический взгляд на проблему общения

Слайд 20

Русская культура. М.М. Бахтин. Основоположник диалогики. Рассматривает процесс общения философски: это и общение

Русская культура. М.М. Бахтин. Основоположник диалогики. Рассматривает процесс общения философски: это и
человека с человеком, с самим собой, с другими культурами, с текстами, с природой, с вселенной. Жизнь человека – это непрерывный диалог (общение).
Имя файла: Проблема-общения-в-культуре-и-науке.pptx
Количество просмотров: 70
Количество скачиваний: 0