Слайд 2Средневековое мировоззрение
Провиденциализм - рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них
Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
Провиденциалистское понимание исторического процесса – это путь к эсхатологическому царству Божию.
Слайд 3Средневековое мировоззрение
Эсхатоло́гия — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и
её переходе в качественно новое состояние. В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология(учение о цели космоса и истории, а также их конце).
Слайд 4Средневековое мировоззрение
Креациони́зм - теологическая концепция, согласно которой мир в целом рассматривается как непосредственно созданный Творцом или Богом.
Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровение, вера.
Слайд 5Средневековая философия
5в. – 16в.
Патристика и схоластика:
1) 2-3-вв. – апологетика- защита христианства
перед античной мудростью – Ориген и Тертуллиан).
Патристика – «отцы церкви»- философское обоснование необходимости единобожия и церкви – 2 – 8 вв.
1)Католические отцы церкви -Авг.Блаженный, Амвросий, Иероним, Гр.Великий
2) Православные отцы церкви– Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Гр.Нисский, Вас.Великий, Гр.Богослов (Назианзин), Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин.
Слайд 6СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Схоластика -11-13вв. –средствами человеческого разума обосновывают религиозные идеи и догматы.
Ансельм
Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена, Абеляр, Дунс Скотт, Р.Бэкон, Н.Кузанский, У.Оккам.
Слайд 7Средневековая философия
Основные философские проблемы:
1.Номинализм – реализм
2.Теория двойственной истины
3. «Философия – служанка теологии».
Доказательства бытия Бога (Авг.Блаженный, Ф.Аквинский, Д.Скотт – онтологическое, физико-телеологическое, космологическое)
4. Теодицея – богооправдание, проблема ДОБРА и ЗЛА
Слайд 8НОМИНАЛИЗМ - РЕАЛИЗМ
Проблема взаимоотношения ОБЩЕГО и ЕДИНИЧНОГО, ПОНЯТИЯ и ВЕЩИ.
Реалисты –
общие понятия (универсалии) существуют реально и отдельно от конкретных вещей (Платон). СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ОБЩЕЕ, И ЭТО ОБЩЕЕ ЕСТЬ БОГ.
Слайд 9Номиналисты - реалисты
НОМИНАЛИСТЫ – общие понятия являются только названиями предметов одного класса,
им ничего не соответствует в самих вещах. Мир материален, существуют только единичные вещи и мы познаем их через чувства.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ – компромисс, каждая вещь – единство общего и частного, общее существует реально, но в самих вещах , как сущность вещей(Аристотель). Независимого существования общего нет.
Слайд 10Средневековая философия
ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ –
Аввероэс (Ибн –Рушд) 12в. – ИСТИНА едина, но
имеет 2 аспекта – научный и религиозный. Противоречия между ними – в пользу науки. Фактическая истина выше религиозной истины.
Ф.Аквинский 13в. – «Философия – служанка теологии». Противоречий между ними не может быть. Философия – истины разумные. Религия – истины сверхразумные.
Слайд 11Теория двойственной истины
3. У.Оккам (14в., номиналист) – полное размежевание философии и
религии. «Бритва Оккама» - «НЕ СЛЕДУЕТ УМНОЖАТЬ СУЩНОСТИ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ», «самое простое объяснение – самое верное», ЗАКОН ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ. Религиозные догматы опираются на Священное писание, Библию. Философия, наука изучают единичный, чувственный мир.
4.Г.Галилей (16в.) : истины науки, философии не противоречат истинам религии, вера и разум не противоречат друг другу. Наука- знание о том, как устроено небо. Религия – знание о то, как взойти на небо. «Гипотез я не измышляю».
Слайд 12Патристика
Катафатическое богословие –Бог –средоточие абсолютно положительных качеств.
Апофатическое богословие – Бог не имеет
атрибутов и не поддается определению, он – за пределами бытия и качественности. БОГ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЕН МИРУ. Космос – творение Бога, ниже творца, но мир – благое творение, полон целесообразности.
Борьба с гностицизмом, манихейством. Защита идеи Бога как Абс.Бытия, монотеизма (против пантеистических мотивов стоиков и неоплатоников).
Слайд 13Средневековая философия
ГНОСТИКИ (2-3вв.н.э). Человек – состоит из :
1.ДУХА (от Бога, непостижимого, всемогущего);
2.ДУШИ (от Демиурга, творца материального мира);
3.ТЕЛА (материи, ЗЛО здесь).
Все люди делятся на:
ПНЕВМАТИКОВ (спасутся сами без помощи):
ПСИХИКОВ (спастись им поможет Христос – высший ЭОН).
3. СОМАТИКОВ (их ждет неминуемая гибель). Грубая материя будет истреблена заключенным в ней огнем.
Слайд 14Манихеи – 3в.
Учение перса МАНИ, преемник идей зороастризма – ДУАЛИЗМ ДОБРА И
ЗЛА, СВЕТА И ТЬМЫ. Есть бог Добра и бог Зла, Отец Света и Царь Тьмы. Они равноправные элементы мироздания. Между ними идет постоянная борьба.
Отец Света послал своего сына, сына Света, Первочеловека, Иисуса, в Царство тьмы для окончательной борьбы со злом. Старый мир погибнет, очиститься огнем, затем наступит полный порядок в 3-й эпохе.
Слайд 15Средневековая философия
ХРИСТИАНСТВО – теоантропоцентризм
Человек – самоценность, независим от Космоса, истории, природы. Зависим
от Бога. Центр и высшая цель мироздания.
Иисус Христос – богочеловек. В человеке главное – не разум, а вера в Бога; наделен свободой воли.
Свобода воли – выполнять предписания творца, направлять помыслы и действия к Богу, исходя из индивидуального выбора между ДОБРОМ и ЗЛОМ.
Слайд 16Средневековая философия
ЗЛО –
1)от свободы воли
2)оттеняет универсальную гармонию Космоса
3)помогает показать
справедливость Бога т.к. зло наказывается.
Августин Бл. -4-5вв.н.э. «Исповедь»- «Все, что существует, есть добро, поскольку все от Бога, всякое бытие есть добро». Зла как субстанции нет. Зло – отсутствие добра, дефект, ошибка, промах. Зло – отступление от предписаний Бога, грех, от свободы воли человека, стремящейся к низшему.
Слайд 17Средневековая философия
Ф.АКВИНСКИЙ(13в.)- зла как субстанции нет, это издержки свободы воли, человек может
спастись через моральные поступки и мысли. Гарантией спасения является Бог и Церковь (божественная благодать).
В целом христианство –это сострадательная любовь к ближнему. Бог есть любовь, любите врагов ваших, благословите проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих и гонящих вас. Все люди – братья и сестры.
Слайд 18Доказательства бытия Бога
Ф. Аквинский
1.Доказательство от ДВИЖЕНИЯ – цепь движений в мире
неизбежно приводит к идее ПЕРВОДВИГАТЕЛЯ. БОГ – ПЕРВОПРИЧИНА, ЧИСТАЯ ФОРМА, ЧИСТЫЙ АКТ.
2. Доказательство от ПРИЧИНЫ – в мире все причинно обусловлено. Первичная производящая причина - БОГ
Слайд 19ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
Ф.Аквинский
3.Доказательство от НЕОБХОДИМОСТИ и СЛУЧАЙНОСТИ – невозможно предположить, что вещи
возникают сами по себе, случайно, без какой-либо необходимости. СУЩЕСТВУЕТ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМАЯ СУЩНОСТЬ, НЕ ИМЕЮЩАЯ ВНЕШНЕЙ ПРИЧИНЫ ДЛЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ – ЭТО БОГ.
Слайд 20Доказательства бытия Бога
Ф.Аквинский
4. Доказательство от степени СОВЕРШЕНСТВА – наличие различных степеней совершенства
означает, что есть некая сущность – причина всякого СОВЕРШЕНСТВА и АБСОЛОЮТНОЕ СОВЕРШЕНСТВО – БОГ.
Слайд 21Доказательство бытия Бога
Ф.Аквинский
5. В мире наблюдается ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ –все стремится к какой-то цели.
Цель для всех, для природы – БОГ.
5 доказательств Ф.Аквинского – это ФИЗИКО –ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ, КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.
Слайд 22Средневековая философия
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА – Августин Блаженный (5в.), Ансельм Кентерберийский (12в.),
схоласт.
Это доказательство исходит из понятия (определения) Бога. Бог есть абсолютная полнота всех качеств, он абсолютная сущность. Но он не будет абсолютной сущностью, если в число его качеств (предикатов) не войдет качество «существование». Следовательно, Бог существует.
Слайд 23КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ доказательства бытия Бога
От творения – к творцу, от созданного к создателю.
Физический мир существует. Это факт. Даже самая простая вещь имеет своего творца, а мир очень сложно устроенная система. Есть достаточно оснований признать высшую творческую силу, от которой зависит происхождение мира, и эта сила имеет реальное БЫТИЕ (БОГ).
Слайд 24Средневековая философия
Эпоха Возрождения – 14-16 вв.
Н.Кузанский, М.Монтень, Дж.Бруно, Э.Роттердамский.
1.Антропотеоцентризм
2.Реабилитация природы и телесности
3.Пантеизм
4.Мироощущение
трагическое – ничтожность жизни в холодном и бесстрастном Космосе. Вселенная бесконечна, безразлична к благополучию и счастью человека.
Слайд 25Основные направления философии эпохи Возрождения
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ – в центре внимания человек, его величие,
могущество. Петрарка, Данте.
Данте - воспевает христианство, но высмеивает противоречия христианского учения; восхваляет человека, верит в его добрую природу.
Петрарка – жить надо не для Бога, а для себя. Загробной жизни нет.
Слайд 26Философия эпохи Возрождения
2.НЕОПЛАТОНИЧЕСКОЕ –пытались познать природу, Космос, человека на основе идей Платона.
Бог – единое, подлинное бытие, творит мир посредством эманаций (истечений). Чем дальше от единого – тем ущербнее бытие. Небытие – материя. Между бытием и небытием иерархически упорядоченная сфера бытия. (Отход от библейской идеи креационизма)
Слайд 27Философия эпохи Возрождения
3. НАТУРФИЛОСОФСКОЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ. Н.Кузанский, Дж.Бруно, Г.Галилей.
Н.Кузанский –
не существует разницы между Богом и его творением, миром. Мир един, единое (Бог) и бесконечное (мир) соотносятся как минимум и максимум (противоположности). А поскольку Бог и его творения совпадают, то совпадают минимум и максимум, едины идея и материя. Вселенная бесконечна, Земля – не центр вселенной, через свой разум человек уподобляется Богу. (ИДЕИ ПАНТЕИЗМА).
ПОЛИТИЧЕСКОЕ – проблема управления государством – Н Макиавелли.
УТОПИЧЕСКИ –СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ – Т.МОР И Т.КАМПАНЕЛЛА
Слайд 28ГЕРМЕТИЗМ
1. Вселенная есть мысленный образ Единого;
2. Утверждается аналогия между миром высшим и
низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху»;
3. Всё в мире (проявленное, материя, и не проявленное, энергия) является лишь различными вибрациями (видоизменениями) Единого Первоначала;
Слайд 29ГЕРМЕТИЗМ
4.Исходит из наличия скрытой сущности природы, доступной лишь посвященным.
Его идей придерживались
:Кампанелла, Парацельс, Коперник, Бруно, Кеплер, Бэкон, Ньютон.
Слайд 30ГЕРМЕТИЗМ
К герметизму относятся такие явления и понятия как :
каббала, магия, таро,
астрология, алхимия, гипнотизм, магнетизм, телепатия, телекинез, ясновидение, хиромантия, графология, физиономия, оракулы, сонники, гадания, травники.
Слайд 31Наука в средние века (5-16 вв.)
Трансляция и передача знаний осуществляется
через церковь и монастыри. Картина мира – через христианское учение. Синкретизм – религиозные, философские и научные представления.
7в. начало арабской культуры. Арабы принимают индийские цифры.
Используют энергию ветра и воды.
1208г. – начало инквизиции. Возникновение университетов на основе монастырей. Факультеты : медицинский, философско-богословский, юридический, теологический.
Преподают логику, грамматику, риторику, астрономию, арифметику, музыку. Активную роль играет эзотерика, астрология, магия, алхимия.
Слайд 32Средневековая наука
ТРАДИЦИИ В ПОЗНАНИИ
1.СХОЛАСТИЧЕСКАЯ традиция – развивается логика, абстрактное мышление, способность к
систематизации.
2.ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ традиция– алхимия, магия, астрология. В основе алхимии лежит идея всеобщей взаимопревратимости веществ. Различают мистическую химию и технохимию – практически направленная дисциплина.
3.ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ – личный опыт механиков-изобретателей.