Слайд 2Причины перехода к христианству
Развитие философии после Аристотеля показало, что она не в
состоянии решить задачу воспитания человека к счастью, внутренней независимости и добродетели при помощи верного познания (скептицизм, стоики, эпикурейцы).
Собственными усилиями, опираясь на собственный разум человек не может добиться ни знания, ни добродетели, ни счастья.
Вывод: нужна опора извне, т.е. свыше. Разум нуждается в авторитете божественного откровения. Путь к нему – через религиозную веру.
Слайд 3Отношение христианства к культурным ценностям античности
Две тенденции:
стремление вытеснить языческие ценности, заменить их
новыми, христианскими;
- усвоение античных ценностей, обогащение ими своего содержания и сохранение их в этой форме.
Слайд 4Этапы развития
христианской философии
Апостольский (до середины II века н.э.).
Апологетика (до начала IV
века н.э.). Представители:Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген.
Зрелая патристика (IV-VI в.в. н.э.). Представители: Иероним, Августин Аврелий.
Схоластика (VII-XIV в.в.). Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Фома Аквинский, Оккам, Буридан.
Слайд 5Этапы развития
христианской философии (вариант)
Апологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты
и систематизации христианского учения
Схоластика (VIII-XV вв.) – период систематической разработки христианской философии
Ранняя схоластика (до XII в.)
Период расцвета схоластики (XIII в.)
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)
Слайд 6Основные принципы
средневековой философии
Теоцентризм – понимание Бога как высшей реальности и подлинного
бытия. Бог – сверхъестественная сущность, абсолютная реальность, трансцендентная природе.
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего в акте творения (догмат о творении)
Принцип свободы воли в рамках Божественного предопределения
Слайд 7Период апологетики и патристики
Главная проблема периода –
взаимоотношения зарождающегося христианства с
языческой мудростью, в
особенности с античной
философией.
Апологеты – христианские писатели, защищавшие в
своих трактатах христианское учение.
Патристика – учения отцов церкви, в которых были
заложены основы христианского богословия и
философии.
Функции апологетики и патристики – защита и
систематизация христианского учения.
Слайд 8Представители средневековой философии периода апологетики и патристики:
Тертуллиан Карфагенский,
христианский богослов и мыслитель
(160-220)
Выдвинул
тезис о несоединимости философии и христианской веры.
Утверждал веру как высшую истину.
Подчеркивал пропасть между верой и знанием.
Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».
Слайд 9Основные проблемы средневековой философии
Вопрос об отношении общего к единичному: существуют ли
общие понятия
(универсалии) в реальности или же они являются
только именами вещей?
Решения:
Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не
сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от
вещи как идея Божественного разума.
Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо,
Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм)
Номинализм – утверждает, что общие понятия не
существуют реально, а являются лишь именами вещей,
которые человеческий рассудок присваивает группам
предметов. Реально же существуют только конкретные вещи,
данные в чувственном опыте.
Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени.
Слайд 10Основные проблемы средневековой философии
Проблема соотношения сущности и существования
Средневековая философия отрывает сущность вещи
(эссенцию)
от ее существования (экзистенции).
Аргумент: сущность воплощается в существовании
конкретной вещи только в результате акта ее
творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел
в сознании Бога.
Следовательно, сущности могут быть
бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому
не зависят от существования последних.
Слайд 11Гносеология
Утверждение познаваемости мира через познание Бога.
Выделение двух видов знания:
сверхъестественного, даваемого в
Божественном откровении и зафиксированного в священных текстах;
естественного, доступного для человеческого разума через толкование священных текстов.
Слайд 12Этика
Проблема теодицеи –
проблема ответственности Бога за существование
в мире зла.
В
основе решения – принцип свободы воли.
Аргументы:
1) Свобода включает для своей полноты возможность морального зла.
2) Частные недостатки усиливают совершенство мироздания.
Слайд 13Представители средневековой философии периода патристики:
Августин Блаженный
(354-430)
Основные труды:
«Исповедь» - автобиография,
рисующая внутреннее развитие с
детских
лет до утверждения в
ортодоксальном христианстве.
«О граде Божием», где выделены
два вида человеческой общности:
государственность и духовная
общность, основанная на любви к
Богу.
«О прекрасном и пригодном»
«Против академиков»
Слайд 14Основные положения философии Августина Блаженного
Заложил основы догматов католической Церкви.
Утверждал, что Бог –
высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок.
Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением.
Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.
Сформулировал учение предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки.
Выделяет два источника знания: опыт и веру.
Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».
Слайд 15Представители средневековой философии периода схоластики:
Фома Аквинский
(1225-1274)
Осуществил синтез христианской религии с философским наследием
Аристотеля.
Сформулировал концепцию компромисса между знанием и верой.
Развил космологическое доказательство существования Бога как верховной причины всех реальных явлений
Слайд 16Основные положения философии Фомы Аквинского
Цель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только
через познание Бога.
Мир устроен по принципу иерархии, где Бог – совершенная реальность.
Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога.
Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении.
Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти.
Слайд 17Предпосылки возникновения гуманистической философии
совершенствование орудий труда и производственных отношений;
усиление городов, превращение их
в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
появление первых парламентов;
Слайд 18Предпосылки возникновения гуманистической философии
кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образованности в
Европе в целом и складывание системы светского образования;
великие географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Магеллан);
научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Слайд 19Характерные черты философии эпохи Возрождения:
антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к
человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
секуляризация общественного сознания, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими);
перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
пантеизм, и принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
торжество индивидуализма;
широкое распространение идеи социального равенства.
Слайд 20Гуманизм
Особенности:
гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине
XV вв. Центр - Италия;
по своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме;
наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла;
стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей.
Слайд 21Натурфилософия
Основные черты натурфилософии:
обоснование материалистического взгляда на мир;
стремление отделить философию от теологии;
формирование научного
мировоззрения, свободного от теологии;
выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Слайд 22Утопическая философия
Особенности:
основное внимание сосредоточено на разработке проектов
идеального государства, где были бы уничтожены
социальные
противоречия и восторжествовала социальная
справедливость;
эти проекты были сильно оторваны от реальности и
практически неосуществимы;
идеи социалистов-утопистов отражали стремление
изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
наибольший вклад в развитие теории утопического
социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Слайд 23Политическая философия
Никколо Макиавелли (1469 - 1527)
Политическая философия
исследовала проблемы
управления реально
существующим государством,
методы влияния на
людей,
приемы политической борьбы.
Ярким представителем
политической философии
являлся Никколо Макиавелли -
итальянский политический
деятель, философ и писатель.
Слайд 24
Основные положения
философии Макиавелли :
человек обладает изначально злой природой;
движущими мотивами поступков человека
являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);
в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли стала руководством к действию для многих
политиков как средневековой, так и последующих эпох. Получила
название «макиавеллизм».
Слайд 25Философия Реформации
Главная цель - реформа католицизма, демократизацию Церкви,
установление более справедливых отношений
между Богом,
Церковью и верующими.
Предпосылки возникновения :
зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
кризис, моральное разложение католической Церкви и практика выдачи индульгенций;
распространение в Европе идей гуманизма;
рост самосознания личности, индивидуализм.
Слайд 26Философия Реформации
Томас Мюнцер (1489-1525)
Мартин Лютер (1483-1546)
Жан Кальвин (1509-1564)
Слайд 27Мартин Лютер
Основные идеи :
общение между Богом и верующими должно происходить
напрямую;
между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан
Слайд 28
Жан Кальвин
ключевой идеей протестантизма является идея предопределения (смысл данной идеи в
том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни);
все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
успех в работе — признак богоизбранности;
вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.