Содержание
- 2. Средневековая западноевропейская философия Проблема теодицеи Зло как недостаток блага Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки
- 3. Позднеантичная и раннехристианская философия Неоплатонизм Апологеты Плотин 204/205 – 270 Порфирий 234 – 301/305 Прокл 412
- 4. Средневековая философия Патристика Отцы Церкви На Западе (латинские) На Востоке (греческие) Каппадокийские Отцы Василий Великий ок.
- 5. Средневековая философия Патристика Нисса Афины Рим Александрия Иерусалим Карфаген Гиппон Кесария Константинополь Дамаск Тагаст Павия
- 6. Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к Порфирию.
- 7. Проблема теодицеи Теодицея (греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) – букв., «оправдание Бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин,
- 8. Проблема теодицеи Если Бог всеблаг и всемогущ, почему в мире столько зла? или может уничтожить зло,
- 9. Три варианта теодицеи Зло не есть что-то самосущее, а представляет собой просто отсутствие (недостаток) блага. Так
- 10. Средневековая философия Схоластика Ансельм Кентерберийский (1033/34 – 1109) Пьер Абеляр (1079 – 1142) Пётр Ломбардский (ок.
- 11. Средневековая философия Схоластика Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр.
- 12. Средневековая философия Схоластика Рафаэль. «Диспута». Фома Аквинат Бонавентура Дунс Скот Августин
- 13. Средневековая философия Схоластика Л. Синьорелли. «Учители Церкви».
- 14. Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Неспекулятивные Спекулятивные Свидетельство Священного Писания Чудеса (коллективный мистический опыт) Индивидуальный
- 15. Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Некоторые братья часто и настойчиво просили меня написать для них,
- 16. Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал, что какой-то такой природы
- 17. есть присущи присуще присуще Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство Бытие Богу Следовательно, средний термин Бог (по
- 18. Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Например, люди говорят, что где-то в океане есть остров, о
- 19. Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Но если он вслед за этим, как бы последовательно добавляя,
- 20. Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства … если, говорю, он этим захочет убедить меня в том,
- 21. есть присущи присуще присуще Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Бытие Бабе Яге Следовательно, Баба Яга
- 22. есть Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Баба Яга колдунья старая злая хромая («костяная нога») живущая
- 23. … Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы вещь была своей собственной
- 24. Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства Если всё должно иметь причину, то должен иметь причину и
- 25. Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения
- 26. Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства Закон причинности не столь податлив, чтобы позволить пользоваться им, как
- 27. Всё, что существует, или необходимо само по себе, или нет. А всё, существование чего не является
- 28. Мы обнаруживаем среди вещей такие, которые возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможно
- 29. Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что
- 30. Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство
- 31. Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства Неужели вы думаете, что если бы вас наделили всемогуществом и
- 32. Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога Онтологическое доказательство Бог как абсолютно совершенная сущность Космологическое доказательство
- 33. Средневековая философия Проблема универсалий Основные сочинения Аристотель. Категории (IV в. до н. э.). Порфирий. Введение к
- 34. Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о
- 35. Истоки проблемы Платоновская ноуменализация и абсолютизация общего и наивный сенсуализм Антисфена Антисфен Платон – Человека и
- 36. Истоки проблемы Амбивалентная концепция Аристотеля Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Человеческий
- 37. Сущность (греч. ουσία, лат. substantia) (Отдельная) лошадь (Отдельный) человек Сущность, называемая так в самом основном, первичном
- 38. Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат
- 39. Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто. Что касается первых сущностей, то бесспорно и истинно, что
- 40. Что же касается вторых сущностей, то из-за формы наименования кажется, будто они в равной степени означают
- 41. Однако вторые сущности означают не просто какое-то качество, как, [например], белое: ведь белое не означает ничего
- 42. … я не стану говорить относительно родов и видов, существуют ли они самостоятельно, или же находятся
- 43. Проблема универсалий Номинализм против реализма Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь
- 44. Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь
- 45. А если роды и виды существуют, но не единые по числу, а многочисленные, то не будет
- 46. и одновременно, либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её обладателей,
- 47. Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна. (тогда она не будет универсалией); либо каким-то одним из взаимоисключающих
- 48. Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно. (тогда оно не будет целым числом «вообще»); либо
- 49. Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным единством. Допущение существования лишённых субстанциального единства
- 50. Единичные вещи не существуют, во всяком случае, не возникают в изоляции от других вещей того же
- 51. Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей (именами
- 52. Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным единством. Допущение существования лишённых субстанциального единства
- 53. Проблема универсалий Концептуализм в поисках «золотой середины» Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что
- 54. Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое, происходя от некоего подлежащего,
- 55. Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу,
- 56. … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие
- 57. Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным единством. Допущение существования лишённых субстанциального единства
- 58. Универсалии существуют трояко: до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; в вещах
- 59. Проблема универсалий Номинализм, реализм, концептуализм Реализм Номинализм Крайний реализм Умеренный реализм Умеренный номинализм Крайний номинализм Ансельм
- 60. (Крайний) номинализм Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). (Крайний) реализм Universalia sunt realia. Универсалии
- 62. Скачать презентацию