Слайд 2План:
Познание как предмет философского анализа.
Проблема соотношения субъекта и объекта познания.
Чувственное и
рациональное познание и их формы.
Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине.
Истина и заблуждение. Истина как процесс.
Критерии истины в истории философской мысли.
Слайд 3Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения им окружающего мира.
Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Оно есть процесс получения и накопления знаний.
Слайд 4Знание является человеческой информацией о мире. Эта информация существует в виде некоторой
субъективной реальности. Знание – всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо означает иметь некоторое идеальное представление о том или ином предмете.
Слайд 5Знание тесно связано с отражением, с информацией. Знание - это всегда информация,
но не всякая информация - знание. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, она должна получить смысл и значение. Познание и знание различаются как процесс и его результат.
Слайд 9Агностицизм. Его специфика - в выдвижении и обосновании положения о том, что
сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Древнегреческий философ Протагор писал о том, что разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому "человек есть мера всех вещей". В этом положении не только установлена противоположность между субъективной и объективной реальностью, но и отрицается возможность их совпадения в процессе познания действительности, утверждается абсолютная независимость субъективной реальности от объективной.
Слайд 10Агностицизм был уже более детально обоснован школой античного скептицизма (Пиррон, Карнеад, Энезидем
и др.).
Слайд 11Скептицизм
античного типа
носит
осторожный,
уклончивый
характер,
направленный не
только против
познавательного
оптимизма, но и против догматизма. Например, Карнеад различал три степени вероятности познания:
1) просто вероятное представление;
2) вероятное и не противоречащее другим представлениям;
3) вероятное, не противоречащее другим и всесторонне проверенное представление. Всякое представление вероятно, но возможно достигнуть и вероятности третьей степени, где хотя мы и не имеем ручательства в истинности, но можем на основе этого знания практически действовать.
Слайд 12К агностическим выводам вёл и античный релятивизм. Так ученик Гераклита Кратил абсолютизировал
учение об изменчивости мира, утверждал, что "в одну реку нельзя вступить и одиножды". Покоя нет, все изменяется, а значит никакого истинного знания о мире получить нельзя, т.к. наше знание мгновенно устаревает.
Слайд 13Сущность вещей человек постичь не может. В Новое время сложились две наиболее
влиятельные разновидности агностицизма - юмизм и кантианство.
Д.Юм обратил внимание
на причинность. Он сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях.
Слайд 14Юм утверждал: "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и
представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств". "Самая совершенная философия природы только отодвигает немного границы нашего познания, а самая совершенная моральная или метафизическая философия лишь помогает нам открыть новые области его".
Слайд 15
Кант писал о том, что в процессе познания мы имеем дело фактически
не с "вещами в себе", а с явлениями; "вещь в себе", т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. Каковы вещи могут быть сами по себе, "мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства". Одной из форм кантианского агностицизма являлся "физиологический идеализм" И.Мюллера (1801-1858), обосновавшего свою концепцию данными физиологической науки. Мюллер как и Кант обратил внимание на взаимодействия субъекта и объекта.
Слайд 16Познавательно-реалистическая. Эта позиция имеет многих ярких представителей, среди которых Платон, Аристотель, Ф.Аквинский,
Н. Кузанский, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Гегель, Маркс, Ж.-П.Сартр и др. Для них характерна вера в познаваемость не только явлений, но и сущности объектов. Ими признаётся положение о познаваемости мира (хотя, конечно, мир в целом для них тоже не постижим, ибо мир бесконечен). Сторонники этого направления не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей.
Слайд 17Субъект познания - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и
познания. Субъектом является, прежде всего, индивид, наделённый сознанием. Но субъект - это и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. Общество в процессе своего развития считается универсальным субъектом. Общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.
Слайд 18Объект – это то, что познается субъектом, на что направлена предметно-практическая, оценочная
и познавательная деятельность субъекта. "Объект" и "объективная реальность" - не совпадающие понятия. Электрон вплоть до конца XIX в. не был объектом, хотя был частью объективной реальности.
Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида - объект для психолога. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: своё поведение, чувства, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до "чистого "Я" .
Слайд 19Объект и субъект понятия различные, но в то же время связанные друг
с другом в плане "взаимопереходов". Грани между ними не абсолютны. В классической физике постулировался абсолютный характер, независимость физических объектов от субъекта и от условий познания. Теперь же субъект и условия познания "вторглись" в сам объект (квантовая физика). Условия познания опосредуют отношения субъекта и объекта.
Слайд 20Субъект является активной стороной в познавательном процессе, объект
выступает относительно пассивной стороной. Зависимость
объекта от субъекта не следует понимать в том смысле, что объект создается или просто полагается субъектом. Предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта. В той мере, в какой без субъекта нет объекта, верно и обратное: без объекта нет субъекта, ибо любая деятельность субъекта всегда предметна.
Слайд 21Взгляд на познавательный процесс сквозь призму категорий субъекта и объекта позволяет подчеркнуть
ряд идей. Во-первых, это позволяет совместить принцип отражения с признанием творческого, активного познавательного процесса. Человек не ждет, когда внешний мир отразится в его сознании. Он сам генерирует познавательные структуры и в ходе практической деятельности проверяет меру их соответствия объективной действительности.
Слайд 22Во-вторых, это позволяет понять любой вид знания как субъективный образ объективного мира.
Познавательный образ, будучи продуктом деятельности субъекта, всегда включает в себя элемент субъективности. Противоположность субъективного и объективного проникает в саму структуру
образа.
Слайд 23В-третьих, именно субъектно-объектное отношение позволяет раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса.
Слайд 24Субъект как индивид обладает способностью познавать через органы чувств и способностью к
абстрактному, понятийному мышлению (органы чувств у человека "внешние" и "внутренние", через последние человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа).
Слайд 26Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это мысль,
в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие "человек", "самолёт" и т.д.).
Слайд 27 Суждение - есть отражение связей
между предметами и явлениями действительности или между
их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о чём-либо.
Слайд 28Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, её
как форму способности человека называют умом, а как нечто процессуальное - мышлением.
Слайд 32Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует её в ущерб рассудку и
разуму. Положение сенсуализма; нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах. Представителями сенсуализма были Аристотель, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Фейербах и др.
Слайд 33Противоположную линию проводили рационалисты: Парменид, Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.
Они признавали разум основой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации.
Слайд 36Важной стороной познания наряду с отражением является творчество. Творчество - это процесс
человеческой деятельности, создающий качественно новые, материальные и духовные ценности.
Слайд 37Центральный момент творчества - озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция - это способность
постижения истины путём прямого ее усмотрения через обоснования с помощью доказательства.
Интуитивной способности человека свойственны:
неожиданность решения задачи;
неосознанность путей и средств её решения;
непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.
Слайд 38 Современная психология творчества и нейрофизиология утверждают, что интуиция включает в себя ряд
определенных этапов. К ним относятся:
накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти;
неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи;
чёткое осознание задачи;
неожиданное для данного человека нахождение решения.
Слайд 39Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в зависимости от специфики деятельности
субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, художественная, врачебная и т.д. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированная и эвристическая.
Слайд 40Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально
нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных.
Слайд 41К общим условиям
формирования и
проявления интуиции
относятся следующие:
1) основательная
профессиональная
подготовка человека,
глубокое знание проблемы;
2) поисковая ситуация, состояние проблемности;
3) действие у субъекта поисковой доминанты;
4) наличие "подсказки".
Слайд 42Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дискурсивного познания. Дискурсивный -
рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный.
На самом деле не следует ни переоценивать интуицию, ни игнорировать ее роль в познании. Дискурсивное и интуитивное - специфические и дополняющие друг друга средства познания.
Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведётся поиск нового. Индуктивное рассуждение - перенос знания, полученного на основе исследования части явлений, на весь класс в целом - является эвристическим приёмом.
Слайд 43Определение истины, данное Аристотелем: "Истина есть соответствие нашего знания об объекте самому
объекту".
Одно из определений истины в рамках классической концепции: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне человеческого сознания.
Слайд 44Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете.
Под абсолютной истиной в
настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Такая истина есть; а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов; б) окончательное знание определенных аспектов действительности; в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире в сложноорганизованных системах.
Слайд 45Абсолютная истина складывается из относительных истин.
Относительная истина - это неполное знание о
том же самом предмете.
Относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь. Относительная и абсолютные истины - это лишь разные формы, уровни объективной истины.
Слайд 47Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Концепцию когерентности (неопозитивизм) правильнее называть не концепцией
истины, а концепцией правильности. Ибо, конечно, любая система знаний не может содержать в себе логических ошибок. Но, истинной эта система будет только тогда, когда истинными будут те принципы из которых выводятся все остальные суждения системы.
Слайд 48Концепция, в которой критерием истинности выступает полезность разработана в прагматизме. В этой
философии под практикой понимают любую деятельность, а истину отождествляют с полезностью. "Всё что полезно - истинно. Всё что истинно - полезно" (У.Джеймс).
Слайд 49Постижение истины связано с такими феноменами как вера и сомнение. Особый интерес
представляет вера, которая связана не с богом, а состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Такая вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания.
Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность принципиально невозможна.
Слайд 56 Практика - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, предметно- преобразующая деятельность.
Практика, как критерий истины, должна
рассматриваться и как процесс, и как результат. Практика как процесс, однажды начавшись никогда не закончится пока существует человечество. С другой стороны практика как результат оберегает людей от релятивизма, ибо в каждый конкретный момент времени человечество обладает истинным знанием.
Слайд 57Помимо практики в научном познании существуют и другие критерии истины. Среди них
выделяется логический критерий Его существо - в логической последовательности мысли, в её строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности непосредственно опираться на практику.
Слайд 58Большое место в теоретическом естествознании, но главным образом в общественных науках занимает
аксиологический критерий, т.е. обращение к общемировоззренческим, общеметодологическим, социально-политическим, нравственно-эстетическим и эстетическим принципам.