Моизм. Мо Цзя

Слайд 2

МО ДИ

468 до н.э.– 376 до н.э.
древнекитайский мыслитель
Социально-этическое учение основано на

МО ДИ 468 до н.э.– 376 до н.э. древнекитайский мыслитель Социально-этическое учение
принципе «всеобщей любви и взаимной выгоды»
(цзянь сян ай, цзяо сян ли),
соизмерение человеком своих действий с «пользой для Поднебесной».
Принципы:
«экономии в расходах»,
«экономии при захоронениях»
«против музыки»
против знати и конфуцианства, ритуализм которого потакает тяге к роскоши и дорогостоящим церемониям с исполнением ритуальной музыки.

Слайд 3

философское направление и организация последователей Мо Ди, существовавшая в Китае в 5–3

философское направление и организация последователей Мо Ди, существовавшая в Китае в 5–3
вв. до н.э. (расцвет приходится на 4 в. до н.э.)

Основатель школы Мо Ди
организацию со строгой иерархией и дисциплиной
принципы: «всеобщей любви и взаимной выгоды»
Справедливость как интерес, но не как польза
Проповедь простого образа жизни
Умеренность как главная добродетель
Политика справедливости
Протест против войн
Воля неба как стандарт оценки деятельности людей
Взгляды ранних моистов изложены в тех же главах трактата «Мо-цзы»
Идеи поздних моистов отражены в шести главах «Канона» («Mo шин», «Mo бянь»)

Слайд 4

Принцип Всеобщей любви

Принцип «всеобщей любви» (цзянь ай) был подкреплен у поздних моистов

Принцип Всеобщей любви Принцип «всеобщей любви» (цзянь ай) был подкреплен у поздних
системой логических доказательств:
соотношения объема и содержания понятий
«любить людей» (ай жэнь) и «не любить людей» (бу ай жэнь),
«любовь к себе» (ай цзи), «любовь к отдельному человеку», или
«отдельная любовь» (бе ай), и «любовь ко всем людям мира» (чжоу ай жэнь).
Лишь тот любит людей, кто питает любовь ко всем людям. Это тройной принцип ВЛ
Всеобщая любовь как моральный и политический принцип
Связывает представления о мире и идее общества как целостности

Слайд 5

«Волю Неба» (тянь чжи) он рассматривал как критерий разграничения добра и зла.

В

«Волю Неба» (тянь чжи) он рассматривал как критерий разграничения добра и зла.
отличие от этики раннего конфуцианства, предполагающей градации нравственных взаимоотношений в зависимости от степеней родства и социальных ролей, отвергает идею МИН предопределения
моисты настаивали на едином критерии нравственности:
«единого критерия добра и зла» в древности были избраны Сын Неба и его помощники.
Источник нравственных норм – древние «совершенномудрые» правители, следовавшие принципу «всеобщей любви и взаимной выгоды».
За «образец» (фа) они брали Небо , равно благодетельное для всего сущего. Следуя принципам «совершенномудрых» и подавая пример управляемым, можно добиться такого порядка в стране, чтобы «люди заботились друг о друге и помогали друг другу».