Слайд 2Вопрос 2
Семантический анализ – это анализ слов и значений, которые заложены в
источнике (Библии или комментариям к ней) с целью познания Бога, приближения к истине. Например в вопросах положения человека в мире, происхождение этого мира и пр. Ответы на эти вопросы раскрываются именно через анализ значения слов, потому что библия – это канон;иного способа достигнуть истины нам не дано (кроме второго пришествия, но тогда будет не до этого…)
Слайд 3Вопрос 3
Концептуальный анализ – это анализ, направленный на выявление общего смысла источника(библии
и или комментаторской литературы к ней); его идей, мыслей, которые сокрыты, не видны с первого наброска.
Слайд 4Вопрос 4
Спекулятивная экзегеза – это вид рассуждения, целью которого является построение собственных
мыслей, каких-либо идей, с опорой на текст, источник (опять же библия или комментарии к ней).
Слайд 5Вопрос 5
Установите соотвествие:
Патристика
«Темные века»
Схоластика «Вторая схоластика»
«Неосхоластика»
XVI в. - 3
XX в.
- 4
IX– XIII в.в.
V–IX в.в. - 2
II–V в.в. - 1
Слайд 6Вопрос 6
Защитой христианского вероучения и демонстрацией своего соответствия усилиям разума занимается апологитическая
патристика (или лучше апологетика) (хотя если вопрос про этап развития, то это «ранняя» патристика)
Слайд 7Вопрос 7
Внутренним истолкованием христианского учения в общинах и целостной разработкой христианского взгляда
на мир занимается … патристика (опять же если вопрос периодики, то это поздняя патристика, если же вопрос о характерной сущности, то это скорее экзегетическая) если выбирать, то ставлю на период
Слайд 8Вопрос 8
Высказывание «Credo ut intelligam» («Верую, чтобы понимать») принадлежит Августину Аврелию
Слайд 9Вопрос 9
Труд «Этимологии» принадлежит Исидору Севильскому
Слайд 10Вопрос 10
«Схоластика» - это особый вид философии, который был распространен в Средневековье,
буквально следует переводить как обучение, учительство (философом слушателя). К характерным чертам следует отнести стремление к обучению, опора на авторитет.
Слайд 11Вопрос 11
Назовите основные этапы схоластической философии:
А) апологетика
Б) патристика
В) схоластика
(или же патристика, расцвет
схоластики и сама схоластика)
Слайд 12Вопрос 12
Появление схоластической философии принято связывать с именем Иоанна Скота Эриугена
Слайд 13Вопрос 13
Приведите a priori аргумент в защиту бытия высшей сущности
Бог есть
лучшее, идеальное. Его идея уже существует в нашем сознании. Сущее в сознании и в реальности лучше чем то, которое есть лишь в сознаии. Если бог есть только в сознании, то мы способны представить нечто лучше, чем он. Представить нечто лучше бога нельзя – противоречия. Следовательно, бог есть.
(насколько такое доказательство априорно судить проблематично, поскольку мы всё-таки используем мир в качестве одного из элементов доказательства, т.е. опыт. Ноооо источники говорят на именно это док-во, так что…)
Слайд 14Вопрос 14
Назовите 5 путей доказательства бытия высшей сущности по Фоме Аквинскому
Бог есть,
т.к. :
1. необходим перводвигатель (всеобщее начало)
2. необходима первая действующая причина (невозможна редукция в бесконечность)
3. нечто может быть, но это не обязательно. Коль скоро мир автономен, то он мог не появиться, однако поскольку мы есть, то мир создан чем-то иным.
4. необходимо существует высшая степень проявления какого-либо качества. Всё остальное в сравнении с ним.
5. мир упорядочен, однако сам по себе неразумен. Должно существовать нечто, направляющее этот мир.
Слайд 15Вопрос 15
Приведите a posteriori аргумент в защиту бытия высшей сущности
Всякое существо
стремится к благу, хотя благ много, есть всеобщее Благо, дающее существование иным благам. Этим Благом является бог.
Слайд 16Вопрос 16
Из какого определения Бога исходит Ансельм Кентерберийский в своем доказательстве его
бытия?
Бог есть нечто, больше чего нельзя помыслить
Слайд 17Вопрос 17
Теории «двух истин» придерживались… Фома Аквинский, Уильям Оккама
Слайд 18Вопрос 18
Фома Аквинский полагал, что существуют два пути, которыми человек приходит к
Богу:
А) через разум
Б) через веру
Слайд 19Вопрос 19
В каком сочинении открывается основная проблематика знаменитого «спора об универсалиях»? Начинается
из античной философии, в частности из комментариев Порфирия к «Категориям».
Слайд 20Вопрос 20
«Универсалия» - это общее понятия, словно идея, которая объединяет схожие между
собой вещи в одну сущность.
Слайд 21Вопрос 21
Номиналисты полагают, что универсалия есть продукт разума, т.е. существует не сама
по себе, более того пуста, бессодержательна без человеческого вмешательства.
Слайд 22Вопрос 22
Концептуалисты полагают, что хотя универсалии не существуют объективно, тем не менее,
они осуществляются в качестве мыслимой сущности. Таким образом, это своего рода промежуточное звено между реалистами и номиналистами (хотя к последним они конечно ближе, поскольку признают зависимость универсалий от человеческого разума).
Слайд 23Вопрос 23
Реалисты полагают, что универсалия реальна, т.е. пред-существует материальным вещам, является их
прообразом, существует независимо от человека.
Слайд 24Вопрос 24
Фома Аквинский дает свое решение относительно онтологического статуса общих понятий, показывая,
что:
А) универсалии существуют до вещей – в божественном интеллекте
Б) в самих вещах, поскольку те созданы богом
В) и после самих вещей – в понятиях человеческого разума