Философия И.Канта

Содержание

Слайд 2

1. Коперниковский переворот в философии

Философия И.Канта (1724-1804 гг.) складывается во второй половине

1. Коперниковский переворот в философии Философия И.Канта (1724-1804 гг.) складывается во второй
XVIII века, которая получила название эпохи Просвещения.
Ее основные представители – Руссо и Вольтер, Дидро и Гольбах, Монтескье и Гельвеций.
Основная проблема Просвещения – выявление деятельных возможностей человека, определение границ его свободы.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 3

1. Коперниковский переворот в философии

Предшествующая философия рассматривала человека как часть природы, подчиненную

1. Коперниковский переворот в философии Предшествующая философия рассматривала человека как часть природы,
ее закономерностям. Тогда свобода выступала как основанное на знании (познании) законов господство человека над природой, обществом и самим собой.
Как возможна свобода воли человека, если он во всех своих действиях детерминирован системой законов действительности (механических, физических, биологических и других)?

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 4

1. Коперниковский переворот в философии

С точки зрения Канта, человек существует одновременно в

1. Коперниковский переворот в философии С точки зрения Канта, человек существует одновременно
двух мирах. Он является частью природы, подчиненной ее механизму. Но он также является свободным, обладая способностью к самозаконодательству, или автономией.
Свобода человека невыводима из природы, она должна быть понята как изначальное состояние человека, его родовая характеристика.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 5

1. Коперниковский переворот в философии

Для старой метафизики субъект познания – отдельный индивид,

1. Коперниковский переворот в философии Для старой метафизики субъект познания – отдельный
от природы обладающий способностями к чувственному и рациональному познанию.
Кант вводит понятие трансцендентального субъекта: мир познает человек, вооруженный трансцендентальными идеями (категориями).
Источник этих категорий – культура как предметный мир человека, результат исторического развития человечества.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 6

1. Коперниковский переворот в философии

Суть переворота в философии, связанного с именем Канта

1. Коперниковский переворот в философии Суть переворота в философии, связанного с именем
состоит в следующем:
- он связывает специфику человека и его познавательных способностей не с природой, а культурой. С помощью культуры человек достраивает и усиливает природные способности;
- природа для Канта не мир готовых истин, а предмет познания, открывающий свои тайны для нас в соответствии с законами, которые устанавливает разум.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 7

2. Основы трансцендентального идеализма

Ключевой вопрос теории познания Канта –
как возможна метафизика?

2. Основы трансцендентального идеализма Ключевой вопрос теории познания Канта – как возможна

Беда старой метафизики – догматическое использование понятий, взятых из опыта (причинность, движение, материя), для познания вещей бесконечных.
Новая метафизика – это критическое рассмотрение форм познания, его категорий и принципов.
Критика чистого разума представляет собой только введение в трансцендентальную философию, которая должна быть системой априорных понятий, обусловливающих возможность познания.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 8

2. Основы трансцендентального идеализма

Начальная ступень познания – чувственное созерцание вещей. Способность человека

2. Основы трансцендентального идеализма Начальная ступень познания – чувственное созерцание вещей. Способность
к восприятию реализуется благодаря априорным формам чувственности – пространству и времени.
Пространство – форма представления вещей как существующих вне нас и одна возле другой. Это порядок отношений и координации вещей.
Время – форма представления вещей как существующих вместе или одна за другой. Это порядок, устанавливающий последовательность существования.
Пространство – чистая форма внешнего созерцания.
Время – чистая форма внутреннего созерцания.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 9

2. Основы трансцендентального идеализма

Вторая ступень познания – рассудочное мышление, осуществляемое с помощью

2. Основы трансцендентального идеализма Вторая ступень познания – рассудочное мышление, осуществляемое с
понятий.
Априорные, то есть чистые, понятия Кант называет категориями.
С помощью категорий материал чувственных представлений соединяется в суждение. Рассудок есть способность составлять суждения, мыслить.
Суждения могут быть синтетическими и аналитическими.
Опыт – совокупность суждений, образующих эмпирическое знание.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 10

2. Основы трансцендентального идеализма

Высшая ступень познания – деятельность разума.
Разум – способность, дающая

2. Основы трансцендентального идеализма Высшая ступень познания – деятельность разума. Разум –
нам принципы априорного знания. Руководствуясь ими в процессе познания, разум не копирует природу, а предписывает природе ее законы.
Познание имеет границы, образуемые наличным опытом. Применение априорных понятий за пределами опыта, к интеллигибельным (умозрительным) предметам приводит к возникновению антиномий чистого разума. Это положения, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты на основе опыта.
Граница познания у Канта – вещь в себе (сама по себе).

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 11

3. Кантовское учение о морали

Предшествующая философия искала основу морали вне человека,

3. Кантовское учение о морали Предшествующая философия искала основу морали вне человека,
в природе или в Боге. Кант считал, что основа морали лежит в самом человеке. Как существо, одновременно принадлежащее двум мирам – миру природы и интеллигибельному миру, человек в своем поведении руководствуется идеей свободы.
Идея свободы составляет, по Канту, основу человеческой нравственности, очерчивает границу человеческого в человеке.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 12

3. Кантовское учение о морали

Свобода человека – это способность полагать собственную волю

3. Кантовское учение о морали Свобода человека – это способность полагать собственную
в качестве причины поступка (действия).
Идея свободы реализуется в форме автономии, или самозаконодательства, которое является не только правом человека, но и его обязанностью.
Нравственность как система принципов (правил) лежит в основе всех действий разумных существ, как закон природы – в основе всех ее явлений.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 13

3. Кантовское учение о морали

Центральный пункт кантовской этики – положение о категорическом

3. Кантовское учение о морали Центральный пункт кантовской этики – положение о
императиве. Это предписание, которое подлежит беспрекословному исполнению вне зависимости от вытекающих из вашего поступка последствий, т.е. без расчета на одобрение или вознаграждение.
Формулировка категорического императива:
Поступай так, чтобы максима твоей воли могла составить основу всеобщего законодательства.
Категорический императив – это требование, которому человек следует по доброй воле и свободно, т.е. независимо от обстоятельств.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.

Слайд 14

3. Кантовское учение о морали

Согласно Канту, идея свободы является не только теоретической,

3. Кантовское учение о морали Согласно Канту, идея свободы является не только
но и практической. Она движет поведением человека, задавая высшее ограничивающее условие его действий: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Это практическое правило, оно опирается на принцип человечества, в соответствии с которым всякое разумное существо есть цель сама по себе, т. е. высшая и конечная цель.

Доцент кафедры философии Скоробогацкая Н.А.