Апологетика. Функции апологетики

Содержание

Слайд 2

Что такое апологетика?

Апологетика – это рациональное обоснование христианской веры. Она формулирует позитивные

Что такое апологетика? Апологетика – это рациональное обоснование христианской веры. Она формулирует
причины для веры в Бога, Христа и Библию, устраняя при этом преграды на пути к вере с помощью ответов на ложные обвинения.
Эту задачу взяли на себя те христиане, которые были прекрасно знакомы с философской и риторической культурой языческого мира. Ими была осуществлена грандиозная работа по раскрытию основ христианской веры перед образованными и влиятельными слоями греко-римского общества. К ним относят имена Аристона, Кодрата, Мелитона, Аристида, Иустина Философа, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса, Мельтиада, Климента Александрийского, Лактанция, Орозия, Августина и Тертуллиана.

Слайд 3

Термин «апологетика» происходит от греческого «апология» т.е. заступничество, оправдание. Апологетикой называют течение

Термин «апологетика» происходит от греческого «апология» т.е. заступничество, оправдание. Апологетикой называют течение
в христианской философии, которое выступало в защиты христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики II – V вв., особенно в период массовых гонений на христиан. В период II – III вв. образованные христиане стали выступать в защиту христианства, используя греческую философию и те приемы и убеждения, которые выработала античная философия. 

Слайд 4

Для чего она необходима?

"Зачем заниматься апологетикой? Разве недостаточно просто верить?" Такой ответ

Для чего она необходима? "Зачем заниматься апологетикой? Разве недостаточно просто верить?" Такой
часто можно услышать от христиан, которые уверены в ненужности апологетики. В чем же ее цель?
Первая причина, почему апологетика нужна, состоит в том, что так говорит Библия. Вопреки мнению многих современных проповедников, которые буквально издеваются над апологетикой, Писание призывает нас быть готовыми дать ответ каждому, кто спрашивает нас о нашей вере, и твердо стоять за эту веру. В 1Пет. 3:15 есть греческое слово "апологиа", от которого и происходит в первую очередь понятие апологетики.

Слайд 5

В том, что касается апологетики, Библия предлагает множество примеров для подражания. Апостол

В том, что касается апологетики, Библия предлагает множество примеров для подражания. Апостол
Павел выступал в этой роли, когда объяснял основания своей веры иудеям и язычникам. Сам Христос показал значимость апологетики тем, что защищал Свою божественность в спорах со скептически настроенными руководителями Его времени.
Помимо этого, апологетика дает неверующему эмпирические доказательства того, почему он должен предпочесть христианство любой другой религии. По словам апологета Джона Уорвика Монтгомери, неверующий в нашем веке встречается с широким выбором религий. Следуя алфавитному списку в изучении этих религий, он уже познакомился бы с атеизмом, бахаизмом, буддизмом и др., прежде чем дойти до христианства.

Слайд 6

Функции апологетики

Под апологетической деятельностью многие христиане понимают исключительно искусство полемизировать с противниками

Функции апологетики Под апологетической деятельностью многие христиане понимают исключительно искусство полемизировать с
исторического христианства. Между тем, роль апологетики в истории и повседневной жизни Церкви гораздо значительнее — можно выделить четыре основные ее функции:
Апологетика как защита истины. Необходимость отстаивать целостность учения Христова возникла уже в первом столетии нашей эры, когда еретики и лжеучителя начали проповедовать свои собственные фантазии, выдавая их за Слово Божье. Господь прямо призывает нас «подвизаться за веру однажды преданную святым» и «всегда быть готовыми дать отчет в своем уповании».

Слайд 7

Апологетика как обличение заблуждений. Защита истины должна быть не только пассивной, но

Апологетика как обличение заблуждений. Защита истины должна быть не только пассивной, но
и активной. По сути дела, все основные новозаветные послания представляют собой заочную полемику с иудействующими, антиномистами и агностиками. Господь призывает нас не только «не участвовать в бесплодных делах тьмы, но и обличать».
Апологетика как проповедь истины. Данный аспект апологетики приобретает особое значение в наши дни, в эпоху религиозного плюрализма и постмодернизма.

Слайд 8

Апологетика как стимул к познанию истины. Христианское богословие, по сути, формировалось

Апологетика как стимул к познанию истины. Христианское богословие, по сути, формировалось в
в полемике с еретиками. Как справедливо писал блаж. Августин, «если бы не было гордости, не было бы ни еретиков, ни раскольников, ни образованных плотью, ни почитателей твари и кумиров; но с другой стороны, если бы не было подобных людей прежде обетованного народу совершенства, то истина исследовалась бы с гораздо большей леностью». Да и сегодня, как показывает практика, многие люди впервые начинают всерьез задумываться о сути своего вероисповедания, лишь когда сталкиваются с иными убеждениями и взглядами.

Слайд 9

Деятели-апологисты

Иусти́н Филосо́ф (Иусти́н Вели́кий, Иусти́н Ри́мский, Иусти́н Му́ченик, Юсти́н Му́ченик; др.-греч. Ιουστίνος ὁ Φιλόσοφος; ок.

Деятели-апологисты Иусти́н Филосо́ф (Иусти́н Вели́кий, Иусти́н Ри́мский, Иусти́н Му́ченик, Юсти́н Му́ченик; др.-греч.
100—165 гг.) — раннехристианский мученик и апологет. Путь христианина, по Иустину — это путь благотворительности, смысл собраний христиан, их литургии — благотворительность. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. По Иустину, древние философы разъясняли язычникам истины Ветхого Завета, а философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Новому Завету). 

Слайд 10

Татиа́н или Тациа́н Ассириец (др.-греч. Τατιανός; лат. Tatianus; 112—185) — Младший современник и ученик Иустина, родом из Ассирии. Греко-римская

Татиа́н или Тациа́н Ассириец (др.-греч. Τατιανός; лат. Tatianus; 112—185) — Младший современник
поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны. Он сам про себя говорил, что «весьма славился в языческой мудрости». Христианский писатель-апологет, соединивший все четыре евангелия в единое повествование, или Диатессарон, которое оставалось в ходу в сирийской церкви на протяжении нескольких столетий и повлияло на становление канонического текста Нового завета. Он был причастен к основанию секты татиан. От татиан произошла аскетическая секта энкратитов, которая находилась под сильным влиянием философии стоиков.

Слайд 11

Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160–230), юрист, философ и теософ, активно поддерживал тезис

Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160–230), юрист, философ и теософ, активно поддерживал тезис
о несоединимости философии и религиозной веры. Его величайшие заслуги для церкви состояли главным образом в пропаганде христианства, в защите церкви от римских властей и от еретических поползновений. Автор 40 трактатов, из которых сохранился 31. В зарождавшемся богословии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни — языку средневековой западной мысли. Он был первым христианским мыслителем, который писал на латыни (частично на греческом). Его главным трудом считается «Апологетикум» («Защита»), написан где-то в 197 г.

Слайд 12

Апологетика, таким образом, ставит своей целью такое раскрытие и обоснование христианской веры,

Апологетика, таким образом, ставит своей целью такое раскрытие и обоснование христианской веры,
которое позволило бы каждому человеку, ищущему смысла жизни увидеть, что христианство это не слепая вера, но религия действительно отвечающая основным жизненным запросам человеческого бытия. Этим объясняется и специфика данной богословской науки, заключающаяся, прежде всего, в том, что она обращается не только к Библии и святоотеческому учению, но и к нехристианской религиозной и философской мысли, к достижениям естественных и гуманитарных наук, к истории, искусству — культуре в целом.

Слайд 13

В то же время всегда актуальным остается предупреждение Господне: “Не давайте святыни

В то же время всегда актуальным остается предупреждение Господне: “Не давайте святыни
псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас”. Это заповедь рассмотрительного отношения к проповеди, чтобы она не оказалась раздражающим вызовом для неподготовленных и духовно неспособных к ее восприятию. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея и в его лице каждого христианина: “От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины” (2 Тим. 2:23-25).
Имя файла: Апологетика.-Функции-апологетики.pptx
Количество просмотров: 70
Количество скачиваний: 0