Слайд 3Текстовая традиция джайнов
Канон джайнов – агамы, в их основе – проповеди Джины.
К 2 – 4 в.в. появляются комментарии, наиболее известный принадлежит учителю Кундакунде.
Кодифицированы на пракрите (ардхамагадхи). Первоначально пракриты были разговорными диалектами, в дальнейшем подверглись литературной обработке.
Джайны считают, что в последний период «большой мировой истории» джайнизм исчезал 7 раз и каждый раз возвращался благодаря деятельности «тиртханкара» – джайнского пророка.
Махавира Джина к концу жизни стал воздерживаться от приема пищи, усердно проповедовал и однажды перед рассветом спокойный и уединенный, он умер («ушел в нирвану»)
Слайд 4Основные ценности джайнов
Аскеза
Пост как средство религиозного самоубийства
Гилозоизм (одушевление всего сущего)
5 великих обетов:
1. Ахимса – непричинение вреда никакому живому существу; 2. Сатья – правдивость; 3. Астейя – исключение возможности воровства; 4. Брахмачарья – целомудрие (не прелюбодение); 5. Апариграха - нестяжательство
День рождения Джины – всенародный праздник, в этот день в Индии закрыты все скотобойни
Знание и учение. Дисциплина
Слайд 5Учение джайнов о бытии
Все, что существует, можно распределить по субстанциям – dravya:
1) джива (живое, душа)
2) пудгала (вещество)
3) «акаща» (пространство)
4) дхарма и адхарма - условия движения и покоя
5) время
Субстанции вечны и неизменны, различны их проявления: дживы проявляются в поступках, а вещество – в движении.
Слайд 6Вещество (пудгала)
Вещественность универсальна: не только тела, но и звуки - это проявления
пудгалы.
Вещество атомарно
Вещество бывает в 6 разных состояниях: стхула-стхула — «очень грубое» (твердые вещества);
стхула — «грубое» (жидкости);
стхула-сукшма — «грубо-тонкое» (тени и изображения в зеркалах);
сукшма-стхула — «тонко-грубое» (не воспринимаемые глазом газы, запахи и др.);
сукшма — «тонкое» (не воспринимаемое никакими органами чувств кармическое вещество);
сукшма-сукшма — «сверхтонкое» вещество в виде атома.
Слайд 7Акаща (пространство)
Все субстанции протяженны
Пространство неделимо, но мышление делит его на отрезки
Субстанции протяженны,
время тоже проявляется в пространстве. Пространство беспредельно, но вселенная (мир – «лока») – конечна. Есть еще и не-мир («а-лока»), он невидим.
Слайд 8Дхарма и адхарма
Дхарма как условие начала движения всего существующего подобна воде для
рыб
Дхарма невещественна, не дана в ощущениях (подобна импульсу?)
Адхарма как условие «стояния» всего существующего (подобна инерции?)
Слайд 9Время
Реальное, настоящее время безначально и бесконечно, оно меняет мир
Эмпирическое, субъективное время исторично,
в нем есть плавно колеблющиеся периоды, изменениям подвержена центральная часть мира
Пульсирующее время обусловливает череду периодов «прогресса» и «регресса». Каждый из этих периодов подразделяется на шесть «веков» (эры)
Слайд 10Джива (душа)
Джива непротяженна
Джива вступает в отношения с веществом, оставаясь независимой от него
Джива
способна на реактивность и активность, может развиваться
Разные состояния дживы проявляют разный способ связи с кармой. Карма – в сложившихся стереотипах действий тела, речи и ума. Они могут быть как подавленными, разрушенными, так и активными, омрачающими дживу.
Дживы как реальные существа, безначально связанные в потоке карм, разделяются на две категории: освободившихся от кармы (мукта) и неосвободившихся, «сансарных» (сансарин)
Карма – тончайшее состояние вещества, «кармическая материя», как бы «прилипающая» к дживе
Дживы обладают телами (шарира). Помимо тел, именуемых «пищевыми», поскольку они складываются из съеденной пищи, есть «изменчивое», «выделяемое», «огненное» и «кармическое» тела. Кармическое – тончайшее.
Слайд 12Освобождение и закабаление
Освобождение от кармического вещества – религиозный идеал джайнов
Состояние соединенности дживы
с кармой называется «связанностью»
«Налипание» кармы объясняется неконтролируемыми ощущениями от пяти органов чувств и деяниями, ложными воззрениями, неприятием религиозных обетов (аморальность), и «беспечностью», то есть отсутствием заботы о благе других существ
Перечисляются 97 видов кармы, затмевающие познание, воззрение, восприятие, эмоции, поведение и проч.
Главные причины «притекания» кармы – это «омрачения» психики: гнев, гордыня, хитрость и алчность
Избавление от кармы – на пути дисциплины, соблюдения обетов, подвижничества (тапас) и медитации
Идеал – полное освобождение дживы от всякого кармического вещества. При этом исчезают все возможные препятствия полному знанию всего
Слайд 13Теория познания и логика
Всеведение – изначально присущее дживе свойство. Правильное знание –
условие освобождения
Знание делится на непосредственное (телепатия, ясновидение и кевала-джняна) и опосредованное (чувственно-логическое и знание, полученное от авторитета)
Правильное познание в форме силлогизма в контексте анэкантавада – учения о неодносторонности познания
Логическая доктрина съядвада – «семичленка»: обо всем, что существует, можно высказаться семью разными способами