Философско-правовые идеи Никколо Макиавелли

Слайд 2

Немного о Никколо Макиавелли

Итальянский мыслитель, политический деятель, философ, писатель, автор военно-теоретических трудов

Немного о Никколо Макиавелли Итальянский мыслитель, политический деятель, философ, писатель, автор военно-теоретических
Никколо Макиавелли (1469–1527). Занимал в правительстве Флоренции несколько должностей, самая значимая из которых — секретарь второй канцелярии, отвечавшей за дипломатические связи республики. Ключевым произведением Макиавелли считается «Государь». Однако его политические взгляды куда лучше отражают «История Флоренции» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», характеризующие его как сторонника республиканских идей, а не «сильной руки государя»
Выступал против феодальной раздробленности, за создание единой политической организации. Ему ненавистно все, что ослабляет государство и разрушает его целостность. Он восхвалял все, что содействует росту, укреплению и расширению границ государства, до конца жизни оставаясь профессионалом в области политики, несмотря на то, что часто подвергался критике со стороны за свои идеи и взгляды

Слайд 3

Философско-правовые идеи Никколо Макиавелли

Он впервые проследил зависимость стабильности государства от действенности законов.

Философско-правовые идеи Никколо Макиавелли Он впервые проследил зависимость стабильности государства от действенности
В то же время, он отмечал что, законы не всегда способствуют установлению должного правопорядка. Во-первых, некоторые из них вынужденно устанавливаются в периоды политических кризисов и, стало быть, не могут быть долговечными. Во-вторых, прочность и жизненность закона во многом зависит от умения законодателя связать новые и старые порядки, найти их оптимальное сочетание. Наконец, законы порой недейственны и, следовательно, недолговечны, потому что неточно сформулированы и дают возможность неоднозначного толкования.
Итальянский философ понимает значение сильной государственной власти, но прежде всего его интересует чистая политическая игра. Он проявляет относительно слабое понимание экономических условий реализации власти.

Слайд 4

Вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории
□ вводит в политическую лексику новый

Вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории □ вводит в политическую лексику новый
политический термин - stato (от лат. - status), которым он обозначает общее понятие государства, независимо от его конкретных форм. Stato, т.е. государство, - это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства - подчинения
□ выделяет три формы государственного правления:
монархию аристократию демократию
Однако, по мнению Макиавелли, только смешанная форма правления дает государству самую большую устойчивость
□ впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство
□ отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом
□ заложил основы философско-правовой науки
□ продемонстрировал связь политики и форм государства с социальной борьбой, ввел понятия «государство» и «республика» в современном значении
□ создал предпосылки для построения модели государства, основанной на материальном интересе человека
□ начиная с Макиавелли в качестве правовой основы властных структур и лиц все чаще считалась политическая сила, а не моральные установки, и политика трактовалась как самостоятельное, отдельное от морали понятие