Культурно-историческая концепция Ясперса

Содержание

Слайд 2

Биография

Карл Теодор Ясперс родился 23 февраля 1883, Ольденбург. Немецкий философ, психолог и

Биография Карл Теодор Ясперс родился 23 февраля 1883, Ольденбург. Немецкий философ, психолог
психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
Изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.
В 1909г. получил право заниматься медицинской практикой.
В 1909–1915гг. работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике.
В 1916г. был назначен ассистентом по психологии, в 1920г. ассистентом по философии, а в 1921г. профессором философии Гейдельбергского университета.
В 1938г. была запрещена публикация трудов философа.
В 1949г. стал профессором философии Базельского университета (Швейцария)
в 1961г. посвятил себя науке и публицистике.
Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969г.

Слайд 3

Экзистенциализм

Перед тем, как поговорить об идеях Ясперса я предлагаю, уточнить несколько понятий,

Экзистенциализм Перед тем, как поговорить об идеях Ясперса я предлагаю, уточнить несколько
связанный с деятельностью философа.
Экзистенциализм — философское течение ХХ в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.
Философ – экзистенцианалист говорит человеку: твоя истинно человеческая экзистенция лишь тогда "налична", когда ты действуешь как свободное существо, когда не даешь самому себе и другим людям превратить себя в объект манипулирования; экзистенция сопряжена с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии.
Карл Ясперс ввёл понятие осевого времени – эпохи, в которую человек всё в большей мере прислушивается к своему сознанию, а значит и всё более активно меняет своё бытие под влиянием собственного сознания.

Слайд 4

«Истоки истории и ее цель»

В работе «Истоки истории и ее цель» (1948)

«Истоки истории и ее цель» В работе «Истоки истории и ее цель»
Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако, научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невозможно доказать и противоположное.
В объяснении исторического процесса Ясперс придерживается религиозной традиции и линейной схемы истории. История имеет свое начало и свой конец.
Определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а духовные факторы. Основой и смыслом истории является вера – духовное движение.

Слайд 5

«Истоки истории и ее цель»

К. Ясперс писал о том, что мы живём

«Истоки истории и ее цель» К. Ясперс писал о том, что мы
в сложное и волнительное время, которое может обернуться не только катастрофой, но и, возможно, приведёт к новому «осевому времени».
Будущее невозможно предопределить, поэтому человечество должно суметь понять себя и свою историю, заглянув в прошлое, в котором скрыта загадка всего человечества. Этой загадкой и является «осевое время», причины возникновения которого К. Ясперс описывает в этой своей работе.
В основе философии истории Ясперса лежит идея единства, целостности исторического бытия человечества, которое имеет "единственный первоисток и одну цель".

Слайд 6

Схема мировой истории

Карл Ясперс разделял схему мировой истории на четыре гетерогенных периода:
Прометеевская

Схема мировой истории Карл Ясперс разделял схему мировой истории на четыре гетерогенных
эпоха
Эпоха великих культур древности
Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)
Эпоха развития техники (научно-техническая эпоха)

Мировая история

Прометеевская эпоха

Великие культуры древности

Осевое время

Научно-техническая эпоха

Слайд 7

Прометеевская эпоха

Человек только становится человеком. Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу , доисторию

Прометеевская эпоха Человек только становится человеком. Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу ,
Человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных конститутивных свойств человеческого бытия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами», закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому «докультурному» периоду относится «первое становление человека».

Слайд 8

Исторические культуры древности

Начало истории, т.е. уже собственно культурного развития, относится к тому

Исторические культуры древности Начало истории, т.е. уже собственно культурного развития, относится к
времени, «как существует передача опыта». Как только люди изобрели письменность, вся атмосфера внезапно меняется. Теперь люди говорят в письменных документах друг с другом и тем самым с нами, говорят посредством архитектурных памятников, своих произведе­ний искусства, где непонятный нам смысл скрыт в привлекательных для нас формах.
Великие исторические культуры древности возникли почти одновременно в трех областях земного шара. Из них выделяют:
шумеро-вавилонская, египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э.
доарийская культура долины Инда (связанная с Шумером) 3-го тысячелетия
архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.

Слайд 9

Осевое время

Понятие «осевого времени» ввел К.Ясперс. В этом понятии, прежде всего, следует

Осевое время Понятие «осевого времени» ввел К.Ясперс. В этом понятии, прежде всего,
отметить наличие двух принципиальных свойств:
Длительность времени
Направленность времени
Время – это не просто протяженность, это протяженность в определенном направлении. К.Ясперс раскрывает природу, механизм и причины наличия у времени этих свойств. Человечество как биологический феномен непрерывно воспроизводит само себя.
На биологическом уровне поколения повторяют свои биологические данные, а на уровне социальном новое поколение может нечто наследовать, а нечто утратить или внести новый вклад. Так возникает направленность времени.

Слайд 10

Осевое Время

Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества.

Осевое Время Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории
Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур.
В Китае, где жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии;
в Индии возникли Упанишады, жил Будда;
философами Индии и Китая были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма;
в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом;
в Палес­тине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;
в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда культур.

Слайд 11

Научно-техническая эпоха

Первый этап научно-технического прогресса - поступательное развитие науки и техники, относится

Научно-техническая эпоха Первый этап научно-технического прогресса - поступательное развитие науки и техники,
к 16-18 векам. Тогда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.
Второй этап – развитие машинного производства с кон. 18 в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.
Современный этап охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт. С середины 20 в. началось коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. 

Слайд 12

Научно-техническая эпоха

Техническая эпоха, по мнению Ясперса, по своей значимости соответствует прометеевской.. Современной

Научно-техническая эпоха Техническая эпоха, по мнению Ясперса, по своей значимости соответствует прометеевской..
научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, но на более высоком уровне: создание принципиально новых технологий, открытие новых источников энергии.
Ясперс считает, что «новая прометеевская» эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени. Благодаря техническим возможностям средств сооб­щения наша планета стала единой целостностью, полностью до­ступной человеку, стала «меньше».