Философия 20 века

Содержание

Слайд 2

Самооценивание

Самооценивание

Слайд 3

Западная философия XX века

Окончание Нового времени

На рубеже XIX-XX вв. появились коренные перемены

Западная философия XX века Окончание Нового времени На рубеже XIX-XX вв. появились
в образе жизни и мировоззрении людей

Слайд 4

Новейшая история

Начиная с XX столетия историю называют «Новейшей»

Изменения, произошедшие в XX веке,

Новейшая история Начиная с XX столетия историю называют «Новейшей» Изменения, произошедшие в
продолжают влиять и на сегодняшнюю жизнь общества

Слайд 5

Изменения в обществе в XX веке

Наука

Занимает огромное место в жизни общества

Превратилась

Изменения в обществе в XX веке Наука Занимает огромное место в жизни
в непосредственную производительную силу общества

Слайд 6

Роль науки нельзя оценить однозначно

Наука

Разрешает проблемы общества

Порождает проблемы

Роль науки нельзя оценить однозначно Наука Разрешает проблемы общества Порождает проблемы

Слайд 7

Изменения в экономической жизни западных стран

С конца XIX века экономика всё меньше

Изменения в экономической жизни западных стран С конца XIX века экономика всё
внимания обращает на национальные и государственные границы

В XX – XXI вв. экономика приобретает глобальный характер

Изменения в одной сфере, одном регионе приводят к изменениям во всех остальных сферах и регионах мира

Слайд 8

Изменения в религиозной сфере

Заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие привычные религиозные

Изменения в религиозной сфере Заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие привычные
взгляды и положения течения

Традиционные религии начинают занимать всё меньшее место в общественной жизни

Слайд 9

Изменения в самой философии XX века

В философии общей установкой становится плюрализм (множественность)

Разные

Изменения в самой философии XX века В философии общей установкой становится плюрализм
философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог друг с другом, не претендуя на абсолютные и окончательные истины

Слайд 10

Основные направления западной философии
XX века

Экзистенциализм

Позитивизм и неопозитивизм

Структурализм

Неотомизм

Герменевтика

Психоанализ

Основные направления западной философии XX века Экзистенциализм Позитивизм и неопозитивизм Структурализм Неотомизм Герменевтика Психоанализ

Слайд 11

Позитивизм

Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв.

Философия позитивизма изучает

Способы и

Позитивизм Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв. Философия позитивизма изучает Способы
методы достижения положительного, позитивного знания

Слайд 12

Основоположник позитивизма

Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма.

«Знать – чтобы предвидеть,

Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма. «Знать –
предвидеть – чтобы обладать силой».
О.Конт.

Слайд 13


Философское направление

Отказывающееся рассматривать проблемы, которые нельзя доказать с помощью эксперимента

Позитивизм

Философское направление Отказывающееся рассматривать проблемы, которые нельзя доказать с помощью эксперимента Позитивизм

Слайд 14

Неопозитивизм

Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем

Единственно возможное знание

Неопозитивизм Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем Единственно

Специально-научное знание

Задача философии

Деятельность по анализу языковых форм знания

Слайд 15

Неопозитивизм

Главная идея

Изучение и анализ языка науки

Язык

Главное средство, через которое

Неопозитивизм Главная идея Изучение и анализ языка науки Язык Главное средство, через
человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир

Слайд 16

Представители позитивизма и неопозитивизма

Герберт Спенсер
1820-1903

Эрнст Мах
1838-1916

Рихард Авенариус
1843-1896

Мориц Шлик
1882-1936

Рудольф Карнап
1891-1970

Имре Лакатос
1922-1974

Пол Карл Фейерабенд
1924-1994

Представители позитивизма и неопозитивизма Герберт Спенсер 1820-1903 Эрнст Мах 1838-1916 Рихард Авенариус

Слайд 17

Структурализм

Основами для возникновения структурализма стали

Развитие НТР в 60-е гг. XX века

Структурные изменения

Структурализм Основами для возникновения структурализма стали Развитие НТР в 60-е гг. XX
в развитых странах Запада

Процесс культурной интеграции народов

Изменение массового сознания

Слайд 18

Структурализм

Основа структурализма

Системно-структурный подход

Рассмотрение целого как системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих

Структурализм Основа структурализма Системно-структурный подход Рассмотрение целого как системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
элементов

Слайд 19

Системно-структурный подход способствовал успеху в развитии многих наук

Клод Леви-Стросс
1908-2009
Французский этнограф, социолог, культуролог

Клод

Системно-структурный подход способствовал успеху в развитии многих наук Клод Леви-Стросс 1908-2009 Французский
Леви-Стросс жил среди племён индейцев Южной Америки и изучал их взаимоотношения через влияние на людей символических форм, традиций, ритуалов, языка. Важным результатом его исследований явилось толкование мифа и языка как фундаментальных основ общества.

Слайд 20

Неотомизм

Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической церкви

Конец
XIX

Неотомизм Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической церкви Конец
века

Возникновение неотомизма

Основа неотомизма

Учение средневекового философа Фомы Аквинского

Слайд 21

Представители неотомизма

Жак Маритен
1882-1973

Этьен Анри Жильсон
1884-1978

Юзеф Мария Бохенский
1902-1995

Представители неотомизма Жак Маритен 1882-1973 Этьен Анри Жильсон 1884-1978 Юзеф Мария Бохенский 1902-1995

Слайд 22

Неотомизм

Центральный принцип

Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога

Неотомизм Центральный принцип Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение значения
и отдельной человеческой личности

Центральная проблема

Проблема Бога

Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворённая, совершенная реальность, сотворившая всё, что существует вне его

Слайд 23

Герменевтика

Термин «герменевтика»

С греческого – разъясняю, истолковываю

Искусство и теория интерпретации текстов

Бог Гермес в

Герменевтика Термин «герменевтика» С греческого – разъясняю, истолковываю Искусство и теория интерпретации
греческой мифологии – посредник между богами и людьми

Слайд 24

Основоположники герменевтики

Фридрих Шлегель
1772-1829
Немецкий философ

Фридрих Шлейермахер
1768-1834
Немецкий философ

Как философская проблема герменевтика была поставлена

Основоположники герменевтики Фридрих Шлегель 1772-1829 Немецкий философ Фридрих Шлейермахер 1768-1834 Немецкий философ
и разработана немецкими философами Ф.Шлегелем и Ф.Шлейермахером

Слайд 25

Основатель современной герменевтики

Ханс Георг Гадамер 1900-2002
Немецкий философ

Х.Гадамер превратил герменевтику в самостоятельную

Основатель современной герменевтики Ханс Георг Гадамер 1900-2002 Немецкий философ Х.Гадамер превратил герменевтику
науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал её как метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. Одна из привлекательных черт герменевтики – близость к практике. По Гадамеру, вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств.

Слайд 26

Герменевтика

Герменевтика как философское знание

Анализ самого процесса понимания движения к истине

Герменевтика

Герменевтика Герменевтика как философское знание Анализ самого процесса понимания движения к истине

Это путь к знанию, сама практика получения истины

Слайд 27

Герменевтика

Герменевтика признаёт единственно доступным и ценным мир человеческого общения

Мир культурных ценностей

Герменевтика Герменевтика признаёт единственно доступным и ценным мир человеческого общения Мир культурных
внутри общения составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры

Слайд 28

Психоанализ

Основателем психоанализа является австрийский учёный и врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд

Психоанализ Основателем психоанализа является австрийский учёный и врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд
первый сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие комплексы и неврозы, подвёл психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом. Его влияние на культуру XX века было огромным. Как сказал один немецкий философ, духовную ситуацию двадцатого века создали три человека: К.Маркс, Ф.Ницше и З.Фрейд.

Зигмунд Фрейд
1856-1939

Слайд 29

Модель психической структуры личности

Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание
Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль

Я (Эго) –

Модель психической структуры личности Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль
сознание
Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль

Оно (Ид) – подсознание = бессознательное
Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля

Слайд 30

Главный вывод Фрейда

Человек никогда не может сам себя знать до конца

Психоанализ

Помогает

Главный вывод Фрейда Человек никогда не может сам себя знать до конца
человеку разобраться в самом себе

Слайд 31

Карл Густав Юнг

К.Г.Юнг (1875-1964) продолжил исследования З.Фрейда. Швейцарский психиатр, ученик З.Фрейда, который

Карл Густав Юнг К.Г.Юнг (1875-1964) продолжил исследования З.Фрейда. Швейцарский психиатр, ученик З.Фрейда,
пошёл значительно дальше своего учителя, создав так называемую «глубинную (аналитическую) психологию», психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Юнг ввёл в научный оборот понятие «коллективного бессознательного». Его работы по психологии, по анализу современной культуры и места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас считают его неким духовным пророком.

Слайд 32

Архетипы

Коллективное бессознательное

Совокупность архетипов

Архетип

Типичные, устойчивые формы коллективной памяти, система установок и

Архетипы Коллективное бессознательное Совокупность архетипов Архетип Типичные, устойчивые формы коллективной памяти, система
реакций на мир древних людей

Слайд 33

Архетипы

Наиболее адекватная форма проявления архетипов

Сны

Юнг считал, что к снам

Архетипы Наиболее адекватная форма проявления архетипов Сны Юнг считал, что к снам
нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши сны, это порождение коллективной души

Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка

Слайд 34

Структура психики по К.Юнгу

Юнг выделяет пять структурных элементов психики:
Я,
Анима,

Структура психики по К.Юнгу Юнг выделяет пять структурных элементов психики: Я, Анима, Персона, Тень и Самость.

Персона,
Тень и
Самость.

Слайд 35

Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское в психике

Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское в психике
женщины

Анима – это природный архетип. Она сводит воедино все проявления бессознательного, она есть основа настроений, реакций, импульсов, всего, что психически спонтанно. Она живёт из самой себя и делает нас живущими.

Для сына в первые годы жизни Анима сливается со всесильной матерью, что затем накладывает отпечаток на всю его судьбу. Эта связь сохраняется на протяжении всей жизни и, либо препятствует человеку, либо даёт ему мужество для самых смелых деяний

Слайд 36

Персона

Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы

Персона Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы
производить впечатление на других и скрывать свою истинную природу

Слайд 37

Тень

Тень – это всё мерзкое, грязное, неприятное, что живёт внутри нас,

Тень Тень – это всё мерзкое, грязное, неприятное, что живёт внутри нас,
и что мы прячем где-то глубоко в себе

Слайд 38

Самость

Самость – это когда все структуры психики находятся между собой в

Самость Самость – это когда все структуры психики находятся между собой в
относительной или полной гармонии, это – целостный человек, как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы постоянно стремимся

Символическое выражение самости в буддизме

Имя файла: Философия-20-века.pptx
Количество просмотров: 100
Количество скачиваний: 1