Учение Платона о государстве

Содержание

Слайд 2

Платон (427-347 гг до н.э.) родился в Афинах в богатой семье. Был

Платон (427-347 гг до н.э.) родился в Афинах в богатой семье. Был
учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала около 1000 лет.
Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали Сократ и Пифагор.

Политико-правовым вопросам посвящены несколько произведений Платона:
«Государством,
«Политик»,
«Законы» (оста­лась незавершенной).

Слайд 3

С точки зрения Платона, любое государство есть та или иная степень искажения

С точки зрения Платона, любое государство есть та или иная степень искажения
идеального государства, все возможные типы государственного устройства были им представлены в качестве «лестницы» где каждая последующая ступень является все большим отдалением от идеала в сравнении с предыдущей.
Всего Платон выделял 5 типов государственного устройства:

Тиранию

Аристократию

Тимократию

Олигархию

Демократию

Слайд 4

Аристократия – это идеальное государство где власть принадлежит элите – справедливому меньшинству,

Аристократия – это идеальное государство где власть принадлежит элите – справедливому меньшинству,
из лучших философов, подготовленных для управления обществом.
Тимократия – это первая ступень разложения идеального государства. Из-за недостатка «разумных душ» власть переходит к сословию стражей. Все государство становится военным, сила, смелость, военная смекалка становятся наиболее ценными навыками, определяющими положение человека в обществе. Власть все еще закреплена за уважаемым меньшинством, однако справедливость уже нарушена.
Олигархия складывается в результате дальнейшего падения общества. Частная собственность разлагает стражей и вскоре мерилом власти становится одно лишь богатство. Государство по сути делится на два – государство богачей и бедняков, которые живут отдельно друг от друга фактически в разных мирах. При этом сами богачи не являются ни мудрецами, ни воинами, а способны лишь увеличивать свое богатство за счет эксплуатации других.
Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.
Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.

Слайд 5

По его мнению, правителями “идеального” государства должны быть исключительно философы, для того

По его мнению, правителями “идеального” государства должны быть исключительно философы, для того
чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны “...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине”.
Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить “идеальное”). Очевидно, что именно философы будут охранять “идеальный” строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают “...всеми качествами правителей и стражей идеального государства”. Именно поэтому деятельность философов обуславливает существование “идеального” государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь “идеального” государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.

Слайд 6

Основной закон существования “идеального” государства состоит в том, что каждый член общества

Основной закон существования “идеального” государства состоит в том, что каждый член общества
обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден.

Всех жителей “идеального” государства автор разделяет на три класса.
Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы.

Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.

Слайд 7

В трактате “Государство” Платон пишет о том, что “идеальное” государство должно обладать,

В трактате “Государство” Платон пишет о том, что “идеальное” государство должно обладать,
по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:
мудростью;
мужеством;
рассудительностью;
справедливостью.


Слайд 8

Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно,

Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно,
мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи.
Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она “подобна некой гармонии”, она “настраивает на свой лад решительно все целиком”. Под четвертой добродетелью - справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты: “...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это есть справедливость”.
Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование “идеального” государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением.

Слайд 9

Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам

Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам
особого внимания. В “Государстве” все производственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только “варваров”, неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война - зло, возникающее в порочных государствах “для обогащения”, и в “идеальном” государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов.

Слайд 10

Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности, которая разрушает целостность

Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности, которая разрушает целостность
и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. Ради общего блага он упраздняет все личное. Граждане ничем не владеют, кроме своего тела. Они живут сообща, вместе питаются, раз в год получая продовольствие от земледельцев. Платон упраздняет семью, поскольку наличие жен и детей вызывает свои радости и печали, что разобщает людей. В модели идеального государства регламентируются все отношения, установлен жесткий контроль за каждым гражданином. Таким образом, в социальной утопии Платона обнаруживаются идейные истоки тоталитаризма, где личность – "винтик" в механизме государства.

Слайд 11

Если в «Государстве» Платон сделал попытку создать об­разец идеального государства, то в

Если в «Государстве» Платон сделал попытку создать об­разец идеального государства, то в
«Законах» уделил вни­мание праву.
Согласно Платону, наилучшее законодатель­ство должно подчиняться требованиям высшего абсолют­ного Первоначала и соответствовать трем главным критериям:
ориентироваться не на войну и захват добы­чи, а на всеобщий мир и справедливость;
всемерно спо­собствовать здоровью, силе и красоте граждан как главным благам;
иметь своей целью здоровье, разумное и муже­ственное состояние каждой человеческой души.

Слайд 12

Необходимое условие этого — продуманное воспитание граждан. Платоновская теория воспитания предполагает, что

Необходимое условие этого — продуманное воспитание граждан. Платоновская теория воспитания предполагает, что
люди находятся во власти богов и являются чем-то вро­де игрушек, марионеток, дергаемых за нити божественной волей. Среди этих нитей существует «золотая нить», ведущая к благу, — человеческий рассудок.
Поэтому цель воспитания заключается в том, чтобы развивать у граждан в первую очередь рассудительность, что предполагает соблю­дение трех главных требований:
1) почитать богов и геро­ев;
2) почитать родителей — как живых, так и умерших;
3) почитать всех своих сограждан.
У тех, кто соблюдает их, складывается рассудительное, законопослушное правосоз­нание.