Общие понятия о человеке

Содержание

Слайд 2

План

Понятие о человеке в:
-в древнегреческой философии,
-в срелневековой философии,
- Эпоху Возрождения,
-  Новое время,
-

План Понятие о человеке в: -в древнегреческой философии, -в срелневековой философии, -
классической немецкой философии,
-Русской философы XIX в., 
- диалектическом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса,
- антропологической философии

Слайд 3

Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на

Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на
проблему человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты воедино. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос).

Слайд 4

Аристотель считал, что человек (свободный, а не раб) есть общественное животное, наделенное разумом,

Аристотель считал, что человек (свободный, а не раб) есть общественное животное, наделенное
нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. Аристотель давал типологию различных «уровней» души, выделив растительную, животную и разумную души.

Слайд 5

Средневековая философия рассматривала человека как составную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке

Средневековая философия рассматривала человека как составную часть божественной упорядоченности в мире. В
усматривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром — свободной волей, одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений.

Слайд 6

Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила

Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека
его величие, свободу, достоинство, могущество разума.

Слайд 7

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человека затмил его собственный разум,

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человека затмил его
человек стал познающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами.

Слайд 8

Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека.
Гегель считал, что

Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека. Гегель
свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.).

Слайд 9

Русские философы XIX в. рассматривали человека в концепциях «философии тотальности» (целостности, коллективности) и

Русские философы XIX в. рассматривали человека в концепциях «философии тотальности» (целостности, коллективности)
«философии индивидуальности». Первое направление представляли славянофилы. Крестьянская община выступала у них как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и возможен подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала. Западники ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, на личностное начало, критиковали православие.

Слайд 10

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста человека объективной природной

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста
и социальной реальностью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает сущность человека с общественными условиями его развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории.

Слайд 11

Представители антропологической философии, особенно экзистенциалисты, выступали против «диктата» философских абстракций и материальных вещей. Основной

Представители антропологической философии, особенно экзистенциалисты, выступали против «диктата» философских абстракций и материальных
темой их размышлений стала существование и духовный мир человека.