Немецкая классическая философия. Лекция 7

Содержание

Слайд 2

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии
за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• прийти к выводам, которые определили все будущее развитие философии;
• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления;
• "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Слайд 3

Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине XIX

Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине
вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени:
• Иммануила Канта (1724 - 1804); • Иоганна Фихте (1762 - 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854); • Георга Гегеля (1770 - 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: • объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); • субъективный идеализм (Фихте); • материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию челове­ческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии;
• взглянула на историю как целостный процесс.

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

Слайд 4

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804): • дал объяснение возникновению

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804): • дал
Солнечной системы в силу есте­ственных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи; • выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ­ности человека и невозможности познать внутреннюю сущ­ность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе"); • выдвинул учение о категориях — основополагающих, пре­дельно общих понятиях, которыми оперирует философия; • сформулировал моральный закон ("категорический императив"); • выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. 
Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального ми­ра, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада. Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разра­ботка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоганн Фихте (1762 —1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").
Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима­ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

Слайд 5

Немецкий материализм XIX в. (широкое распространение во второй половине XIX в.): •

Немецкий материализм XIX в. (широкое распространение во второй половине XIX в.): •
философией Людвига Фейербаха; • марксистской философией (классический материализм); • творчеством вульгарных материалистов.
Основателями марксизма были немецкие ученые и филосо­фы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Марксистская философия: • выдвинула последовательно-материалистическую картину мира; • показала ведущую роль экономики, производства для материального и общественного бытия; • рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (исторический материализм); • дала подробную картину возникновения человека, общества, государства; • выступала с атеистических позиций.
Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вуль­гарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:
• механически переносили законы природы (поведение, орга­низацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дар­винизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень — желчь").

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

Слайд 6

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

3. Иррационализм

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
(во второй половине и конце XIX) — направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860).
В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистиче­ским духом, неверием в возможности человека влиять на окру­жающий мир и собственную жизнь.
Близкой к иррационализму является "философия жизни", ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бы­тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуально­сти Бога ("Бог умер").
В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма и экзи­стенциализма.

Слайд 7

Философия Иммануила Канта

Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ,

Философия Иммануила Канта Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 -
профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: • докритический ( проблемы естествознания и природы); • критический (вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии).
Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта: • "Критика чистого разума"; • "Критика практического разума"; • "Критика способности суждения".
Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака;
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии; • движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

Слайд 8

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в.
1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действи­тельности. Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик.
Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Философия Иммануила Канта

Слайд 9

Философия Иммануила Канта

Философия Иммануила Канта

Слайд 10

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат
познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание: • апостериорное знание; • априорное знание; • "вещь в себе".
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Философия Иммануила Канта

Слайд 11

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф­фицирование") на органы чувств

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой: • внешний мир первоначально осуществляет
человека;
• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Философия Иммануила Канта

Слайд 12

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение
категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются: • количество; • качество; • отношение; • модальность. (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)
Сами категории: • количества — единство, множество, цельность; • качества — реальность, отрицание, ограничение; • отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; • модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:
первые две категории каждого из четырех классов — противопо­ложные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.
Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

Философия Иммануила Канта

Слайд 13

Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант

Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант
выделяет "прак­тический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума". Главные вопросы "Критики практического разума": • Какой должна быть мораль? • Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:
• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;
• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие;
• мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".
В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Философия Иммануила Канта

Слайд 14

В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей

В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения" — Кант
целесооб­разности: • целесообразности в эстетике; • целесообразности в природе ; • целесообразности духа.
Социально-политические взгляды И. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

Философия Иммануила Канта

Слайд 15

Историческое значение философии Канта в том, что им было:
• дано основанное на науке

Историческое значение философии Канта в том, что им было: • дано основанное
(механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
• сформулирован категорический императив — моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Философия Иммануила Канта

Слайд 16

Философия Георга Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а

Философия Георга Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор
затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: • теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух); • диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: • "Феноменология духа"; • "Наука логики"; • "Философия права".
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это: • единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Слайд 17

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором
сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде: • окружающего мира; • природы; • человека; • а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме:
Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю­щий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.
Само отчуждение включает в себя: • творение материи из воздуха; • сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; • искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

Философия Георга Гегеля

Слайд 18

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной
каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

Философия Георга Гегеля

Слайд 19

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было
четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. 
Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

Философия Георга Гегеля

Слайд 20

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение,

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: • существует
форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.
В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Философия Гегеля

Слайд 21

В своих исследованиях Гегель стремится понять: • философию природы; • философию духа; •

В своих исследованиях Гегель стремится понять: • философию природы; • философию духа;
философию истории; • а значит, и их сущность. Природу (окружающий мир) Гегель понимает, как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: • субъективный дух; • объективный дух; • абсолютный дух.
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются: • искусство; • религия; • философия. Искусство — непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Религия — антитезис искусства, абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — фило­софами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Философия Георга Гегеля

Слайд 22

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и
в себя: • философию природы; • антропологию; • психологию; • логику; • философию государства; • философию гражданского общества; • философию права; • философию истории; • диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. 
История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Философия Георга Гегеля