Содержание
- 2. Три обстоятельства позволяют нам ставить вопрос о русской религиозной философии в его общей, подытоживающей форме После
- 3. ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ Первый период охватывает 30-е и 40-е годы, середина XIX
- 4. ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ Соборность (в отличие от авторитарности и индивидуализма). Всеохватность русской религиозной
- 5. ОТНОШЕНИЕ К РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ Как, однако, относиться к философии, которая столь близка к жизни -
- 6. В чем же обвиняют русскую религиозную философию? Прежде всего, в модернизме и неправославности, а попутно и
- 7. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ Русская религиозная философия с ее антропоцентризмом, моральной установкой, социальной ориентированностью и
- 8. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В чем же состоят основные проблемы современности, какие вопросы эта современность
- 9. Тематика и проблематика русской религиозной философии поражает своей всеохватностью, и она очень близка к тематике и
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2Три обстоятельства позволяют нам ставить вопрос о русской религиозной философии в его
Три обстоятельства позволяют нам ставить вопрос о русской религиозной философии в его
После начала второй мировой войны скончалось несколько выдающихся русских религиозных мыслителей
В последнее время вышли капитальные труды по истории русской философии, принадлежащие перу двух ныне здравствующих религиозных философов
С 1955 года ведущие советские идеологические ограды - "Коммунист", "Вопросы философии" и другие - считают необходимым выступать против русских религиозных философов, стать советской философии, в качестве одной из ее существенных задач, задачу опровергнуть их идеи.
Их смерть подвела итог не только их личному творчеству; она заставила также отчетливее ощутить те общие рамки, в которых они, при всех их различиях, а нередко и отталкиваниях, творили.
После появления этих трудов даже скептики должны прижать факт существования и объективной ценности русской философии вообще, и русской религиозной философии в частности и в особенности.
Теперь уже не должно быть никакого сомнения не только в отвлеченной идейной значимости русской религиозной философии, но и в ее практическом значении, как идейного оружия в борьбе против марксистско-коммунистической идеологии.
Слайд 3ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Первый период охватывает 30-е и 40-е
ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Первый период охватывает 30-е и 40-е
Второй период совпадает с последней четвертью XIX века. В центре тут - Вл. Соловьев, кроме того - Достоевский и Л. Толстой, К. Леонтьев, Н. Федоров и другие. В этот период Вл. Соловьевым была создана первая в истории русской мысли философская система.
Третий период захватывает конец XIX века, но совпадает более всего с тем временем начала XX века, за которым уже утвердилось имя русского культурного ренессанса. Это время выхода двух знаменитых сборников - "Проблем идеализма" и "Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве, время "духовной битвы", по слову о. Серпы Булгакова, против безбожного и материалистического миросозерцания значительных кругов тогдашней русской интеллигенции. Это годы подготовки целого ряда религиозно-философских систем.
Четвертый период - период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года, которая внесла в русское сознание новые мотивы и критерии. Некоторые религиозные мыслители покинули Россию во время гражданской войны или сразу после ее окончания Таким образом, за небольшим исключением в эмиграции оказались почти все виднейшие представители русской религиозной философии. Годы эмиграции - это период завершения многих религиозно-философских систем, период окончательного оформления русской религиозной философии, как особой школы философской мысли, и, в то же время, период постепенного выхода русской религиозной философии на мировую сцену.
Слайд 4ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Соборность (в отличие от авторитарности и индивидуализма).
Всеохватность
ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Соборность (в отличие от авторитарности и индивидуализма).
Всеохватность
Проблема свободы. Свобода и необходимость
Онтологизм (в его противопоставлении дуализму культуры и бытия).
Религиозный космологизм
Гуманизм и его кризис. Религиозный антропологизм
Учение о Богочеловечестве
Проблема власти. Анархизм и деспотизм
А вот и определение основной темы русской мысли начала XX века: это есть "тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории".
Слайд 5ОТНОШЕНИЕ К РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Как, однако, относиться к философии, которая столь близка
ОТНОШЕНИЕ К РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Как, однако, относиться к философии, которая столь близка
Враждебность проявляли, прежде всего, представители сложившихся во второй половине XIX века позитивистического и материалистического мировоззрений.
Враждебность по отношению к русской религиозной философии проявляли, однако, не только представители позитивистического и материалистического направлений. Представители так называемой чистой или академической философии, т. е. преимущественно представители разных форм немецкого идеализма и критицизма, хотя и не считали русскую религиозную философию служанкой богословия, все же нередко отрицали ее чисто философскую значимость.
Самые сильные по своему значению возражения против русской религиозной философии выдвигались все же не со стороны атеистических или нейтральных в религиозном отношении кругов, а со стороны некоторых официальных церковных кругов и тех светских писателей, которые с этими кругами были связаны.
Слайд 6В чем же обвиняют русскую религиозную философию?
Прежде всего, в модернизме и неправославности,
В чем же обвиняют русскую религиозную философию?
Прежде всего, в модернизме и неправославности,
Слайд 7ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Русская религиозная философия с ее антропоцентризмом, моральной установкой,
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Русская религиозная философия с ее антропоцентризмом, моральной установкой,
Беспочвенная русская мысль бывала, в то же время, и утопической мыслью. Ею владела "или утопия идеальной самодержавной монархии или утопия идеального социалистического и анархического строя" (Бердяев). И случалось, что русской религиозной мысли был свойствен если не нигилизм и анархизм, то бескомпромиссный максимализм. Вместо постоянного исторического - культурного, общественного и государственного - труда, она требовала радикального переустройства общества и мира.
ОРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Слайд 8РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В чем же состоят основные проблемы современности, какие
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В чем же состоят основные проблемы современности, какие
Проблема науки и техники. Человечество и атомный век. Проблема прогресса, цивилизации и культуры. Секуляризация
Знание и вера. Судьба религии и церкви. Экуменизм. Проблема воссоединения церквей. Проблема свободы и принуждения. Личность и общество. Тоталитаризм. Демократия и парламентаризм. Либерализм и капитализм.
Мир и война - холодная и огневая. Сосуществование. Коммунистический и капиталистический блоки и проблема единого мира.
Слайд 9Тематика и проблематика русской религиозной философии поражает своей всеохватностью, и она очень
Тематика и проблематика русской религиозной философии поражает своей всеохватностью, и она очень
Подведем итоги