- Главная
- Философия
- Нормативная этика высшие моральные ценности. Долг, совесть, стыд, честь и достоинство
Содержание
- 2. ДОЛГ И СОВЕСТЬ — ЛИЧНОСТНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ С их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в
- 3. ВЫВОДЫ долг не тождествен обязанности долг — это нравственная обязанность человека простое исполнение обязанностей еще не
- 5. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОЛГА
- 6. СОВЕСТЬ – «ДРУГАЯ СТОРОНА» ДОЛГА Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему,
- 7. СУЩНОСТЬ СОВЕСТИ
- 8. СОВЕСТЬ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ:
- 9. ФУНКЦИИ МОРАЛИ
- 10. ОСНОВНЫЕ «СВОЙСТВА» МОРАЛИ
- 11. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВЕСТИ И ДОЛГА
- 12. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВЕСТИ И СТЫДА Фиксируя ответственность человека перед самим собой, совесть принципиально отличается от таких регулятивов,
- 13. ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и
- 14. КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА Проведенный исторический экскурс позволяет сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, понятия
- 15. Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об оценке человека и
- 16. НРАВСТВЕННОЕ ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому
- 17. СООТНОШЕНИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних
- 18. Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи),
- 19. ИЗ ИСТОРИИ: Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Вне Рима, Афин или Спарты личность
- 20. Другим историческим периодом, в котором воинский этнос, а вместе с ним и понятие чести вышли на
- 21. Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства наполняет их, в отличие от средневековья, личностным содержанием:
- 22. СОГЛАСОВАННОСТЬ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
- 24. Скачать презентацию
Слайд 2ДОЛГ И СОВЕСТЬ — ЛИЧНОСТНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
С их помощью общие социально-нравственные
ДОЛГ И СОВЕСТЬ — ЛИЧНОСТНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
С их помощью общие социально-нравственные
Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле.
Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес.
В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.
Слайд 3ВЫВОДЫ
долг не тождествен обязанности
долг — это нравственная обязанность человека
простое исполнение обязанностей
ВЫВОДЫ
долг не тождествен обязанности
долг — это нравственная обязанность человека
простое исполнение обязанностей
обязанность выполняется человеком под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОЛГА
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОЛГА
Слайд 6СОВЕСТЬ – «ДРУГАЯ СТОРОНА»
ДОЛГА
Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного
СОВЕСТЬ – «ДРУГАЯ СТОРОНА»
ДОЛГА
Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного
Совесть — это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора.
Слайд 7СУЩНОСТЬ СОВЕСТИ
СУЩНОСТЬ СОВЕСТИ
Слайд 8СОВЕСТЬ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ:
СОВЕСТЬ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ:
Слайд 9ФУНКЦИИ МОРАЛИ
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
Слайд 10ОСНОВНЫЕ «СВОЙСТВА» МОРАЛИ
ОСНОВНЫЕ «СВОЙСТВА» МОРАЛИ
Слайд 11ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВЕСТИ И ДОЛГА
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВЕСТИ И ДОЛГА
Слайд 12ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВЕСТИ И СТЫДА
Фиксируя ответственность человека перед самим собой, совесть принципиально
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВЕСТИ И СТЫДА
Фиксируя ответственность человека перед самим собой, совесть принципиально
Слайд 13ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО
Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО
Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют
Честь и достоинство — категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга.
Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Достоинство — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.
Слайд 14КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Проведенный исторический экскурс позволяет сделать, по крайней мере, два
КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Проведенный исторический экскурс позволяет сделать, по крайней мере, два
Слайд 15Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет
Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет
Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его так называемые «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти и другие права были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека», гарантирующей человеку достойное существование.
Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости с другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.
Высшим проявлением человеческого достоинства принято называть благородством.
Слайд 16НРАВСТВЕННОЕ ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может
НРАВСТВЕННОЕ ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может
Слайд 17СООТНОШЕНИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма
СООТНОШЕНИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма
Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.
Слайд 18Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной
Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной
В античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств, зарождается понятие гражданского достоинства, которое, однако, также не связывается с индивидуальной самобытностью человека.
Слайд 19ИЗ ИСТОРИИ:
Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Вне Рима, Афин
ИЗ ИСТОРИИ:
Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Вне Рима, Афин
В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос. Воины издревле образовывали обособленную социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий. Таким образом, воин претендовал на особую честь. Поэтому впоследствии везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующим в нравственном кодексе эпохи.
Слайд 20Другим историческим периодом, в котором воинский этнос, а вместе с ним и
Другим историческим периодом, в котором воинский этнос, а вместе с ним и
Слайд 21Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства наполняет их, в отличие
Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства наполняет их, в отличие
Новое и новейшее время все больше связывает понятия чести и достоинства с успехом: материальным достатком, финансовыми возможностями, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие.
Слайд 22СОГЛАСОВАННОСТЬ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
СОГЛАСОВАННОСТЬ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА