Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке

Содержание

Слайд 2

26.05.2020

26.05.2020

Слайд 3

На смену Богу в новом учении Ницше может прийти только Сверхчеловек, так

На смену Богу в новом учении Ницше может прийти только Сверхчеловек, так
как человек обычный, по Ницше, не может взять на себя всю меру страданий и ответственности, которые раньше возлагались на Бога.

26.05.2020

Слайд 4

Сущность Сверхчеловека описана в книге «Так говорил Заратустра». Именно в этом произведении

Сущность Сверхчеловека описана в книге «Так говорил Заратустра». Именно в этом произведении
Ницше раскрыл идею о Сверхчеловеке. Это существо, умеющее управлять своей волей и разумом и презирающее человеческий мир. Для совершенствования мыслей и поступков Сверхчеловек уходит в горы, где в одиночестве постигает суть жизни.

26.05.2020

Слайд 5

Предтечей Сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру,

Предтечей Сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру,
который и становится главным героем книги. Ницше верит, что каждый, кто хочет приблизиться к идеалу, должен изменить мировоззрение и понять, что мир людей достоин только презрения «И многие, кто отвернулись от жизни, отвернулись только от отребья: они не хотели делить с отребьем ни источника, ни пламени, ни плода» («Так говорил Заратустра», глава «О людском отребье»). Отдалившись от мира, он сосредоточивается на своих мыслях и стремлении к совершенству.

26.05.2020

Слайд 6

Дух человека, стремящегося к идеалу, по мнению Ницше, проходит этапы трансформации:
«верблюд», тянущий

Дух человека, стремящегося к идеалу, по мнению Ницше, проходит этапы трансформации: «верблюд»,
за собой груз традиций, правил, культурных штампов;
«лев», отрицающий в себе «верблюда» и отказывающийся от всего, что не позволяет ему возвыситься над толпой;
«ребенок» - чистый лист, открытый для нового и готовый самостоятельно управлять своей жизнью и создавать законы бытия;

26.05.2020

Слайд 7

Ницше убежден, что человек – это «болезнь Земли», в нем заложено нечто

Ницше убежден, что человек – это «болезнь Земли», в нем заложено нечто
ошибочное и неправильное. Поэтому рождается Сверхчеловек, который воплощает человеческий идеал, дает смысл жизни и побеждает бытие. Честность перед собой - одна из основных характеристик Сверхчеловека. Главная проблема человека заключается в слабости духа (это отвага, свобода, выносливость и утверждение своей воли). Человек должен стремиться к жизни, а не к удовольствиям или утешению в религии. Жизнь, в свою очередь, является волей к власти, а борьба проявляется в битве за превосходство, становление нового, идеального человека. «Человек — это канат, протянутый между животными и Сверхчеловеком». Воля к власти формирует стремление стать выше и лучше других, возвыситься за счет ума и таланта, и властвовать над ничтожной толпой. Воля к власти заставляет в борьбе доказывать превосходство, однако - это не естественный отбор, во время которого выживают приспособленцы (хитрые и подлые), а триумф железной воли и разума.

26.05.2020

Слайд 8

В «Антихристе» Ницше убеждает читателя в том, что нужно воспитывать силу воли

В «Антихристе» Ницше убеждает читателя в том, что нужно воспитывать силу воли
и перестать сострадать слабым. Пытаясь противопоставить эту идею религиозной проповеди жалости и слабости.

26.05.2020

Слайд 9

Теперь обобщим основные черты Сверхчеловека:
Личность, самостоятельно управляющая своей судьбой. «Аристократ духа», человек,

Теперь обобщим основные черты Сверхчеловека: Личность, самостоятельно управляющая своей судьбой. «Аристократ духа»,
возвышающийся над серой массой. «Жизнь – это источник наслаждения,  но там, где пьет толпа, все источники отравлены».
Он стоит над понятиями добра и зла, самостоятельно определяя моральные правила. Сверхчеловек преодолевает все мелочное и прорывается к вершине человеческого духа: «навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде». Жизнь проходит в постоянной борьбе и надо с мужеством смотреть в лицо смерти.
Цель жизни – в поиске истины, творческом и созидательном труде, преодолении себя. На это способны только избранные, те, кто наделен «волей к мощи». Ницше призывает истребить «тварь внутри человека» и созидать в себе творца.

26.05.2020

Слайд 10

Не следует забывать также, что Заратустра не просто воплощение ницшеанского идеала, он

Не следует забывать также, что Заратустра не просто воплощение ницшеанского идеала, он – образ трагический. 26.05.2020
– образ трагический.

26.05.2020

Слайд 11

Несмотря на то, что сама философия Ницше кажется органичной и словно отлитой

Несмотря на то, что сама философия Ницше кажется органичной и словно отлитой
из бронзы, на самом деле, это результат «работы» его почитателей и критиков. Случалось, что его труды противоречили один другому. Создавая восхищающий образ Человеко-Бога, он одновременно открывает перед читателем не только бездны его ума и понимания низости человеческой природы, но и бездны его одиночества.

26.05.2020

Слайд 12

По мнению Ницше, люди делятся на слабых и сильных. Сильные ценят достоинство, несгибаемую

По мнению Ницше, люди делятся на слабых и сильных. Сильные ценят достоинство,
волю и энергию в достижении целей. Слабые стремятся к состраданию, альтруизму, мягкосердечию. Было время, когда Хозяева правили миром, но потом их победили рабы, которых было намного больше, и навязали свою мораль. Ницше верил, что признанные ценности таковыми не являются, он ставил себя «по ту сторону добра и зла», стремился создать новую мораль.

26.05.2020

Слайд 13

Хозяева не отягощены моральными, бытовыми, религиозными ограничениями, они идут по жизни гордо

Хозяева не отягощены моральными, бытовыми, религиозными ограничениями, они идут по жизни гордо
и независимо. Объективной морали нет, каждый принимает ту, которая ему подходит, а правильная  - только мораль хозяев. Господствующая мораль, навязанная рабами, основывается на принципах равенства и свободы, а Ницше оспаривает данные тезисы. Свобода должна принадлежать сильному. Равенства тоже не существует: в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в людях они могут быть лучше или хуже. Поэтому навязанная нам справедливость – это ложь.
Ницше настаивает на том, что истинная справедливость заключается в том, что каждый имеет столько, сколько заслуживает. Изменяя качество самого понятия, которое исключается из системы ценностей, автор вступает в логические игры с читателем и, возможно, с сами собой. Ложным, по Ницше, является и понятие альтруизма, понятие полезности. Уважения и поклонения достойны только лучшие, а альтруизм – это эгоизм слабого, милосердие – пустая трата времени и сил. Господствующая мораль не учитывает природных инстинктов человека и заставляет его идти против природы, культивируя посредственность, разрушает единственную ценность бытия – жизнь: «Вокруг творцов новых ценностей вертится мир; он вращается неслышно».

26.05.2020