Актуальные вопросы внедрения инновационных технологий при подготовке к написанию итогового сочинения

Содержание

Слайд 2

Выступающие:

доктор филологических наук, профессор кафедры филологии БФ БашГУ
Абдуллина Амина Шакирьяновна
кандидат филологических наук,

Выступающие: доктор филологических наук, профессор кафедры филологии БФ БашГУ Абдуллина Амина Шакирьяновна
доцент кафедры филологии БФ БашГУ
Бурцева Елена Анатольевна

Слайд 3

План работы конференции:
Открытый практикум по получению научно-методической помощи учителями-филологами: вуз-школа.
Мастер-класс для выпускников

План работы конференции: Открытый практикум по получению научно-методической помощи учителями-филологами: вуз-школа. Мастер-класс
по подготовке к написанию итогового сочинения.

Слайд 4

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений»

Слайд 5

Время и правила проведения ИС

Время проведения итогового сочинения
4 декабря 2019

Время и правила проведения ИС Время проведения итогового сочинения 4 декабря 2019
года.
Пересдача - 5 февраля 2020 года.
Третья попытка - 6 мая 2020 года.
На работу отводится 3 часа 55 минут.
Желательное количество слов в тексте –
от 350 (не менее 250 слов).
Учащийся может использовать орфографический словарь.

Слайд 6

Основные требования к ИС:

Объем.
Самостоятельность рассуждений.

Основные требования к ИС: Объем. Самостоятельность рассуждений.

Слайд 7

Основные требования к ИС: ОБЪЕМ (ФИПИ)

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового

Основные требования к ИС: ОБЪЕМ (ФИПИ) Выберите только ОДНУ из предложенных тем
сочинения, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Слайд 8

Основные требования к ИС: количество литературных аргументов (ФИПИ)

В рамках заявленной темы сформулируйте

Основные требования к ИС: количество литературных аргументов (ФИПИ) В рамках заявленной темы
свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Слайд 9

На какой источник можно ссылаться?

На любой литературный источник:
художественное произведение,
дневники,
мемуары,

На какой источник можно ссылаться? На любой литературный источник: художественное произведение, дневники,

публицистику,
философские трактаты,
устное народное творчество (басни, былины, мифы)...
НЕЛЬЗЯ!!! малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки.

Слайд 10

За что можно получить «незачет»?

Текст менее 250 слов.
Более 5 ошибок на 100

За что можно получить «незачет»? Текст менее 250 слов. Более 5 ошибок
слов текста.
Не допускается воспроизведение чужого текста по памяти, т.е. цитата должна быть не прямая, а косвенная.

Слайд 11

Критерии оценивания:

Соответствие теме.
Аргументация.
Композиция и логика рассуждения.
Качество речи.
Грамотность.

Критерии оценивания: Соответствие теме. Аргументация. Композиция и логика рассуждения. Качество речи. Грамотность.

Слайд 12

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»

Критерий связан с содержанием работы.
Автор должен найти

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ» Критерий связан с содержанием работы. Автор
способ раскрытия темы: ответить на вопрос, сформулированный в заголовке, или выразить собственное мнение по теме.
«Незачет» ставится, если работа не отвечает теме или экзаменатору непонятна идея сочинения.

Слайд 13

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»

Как этого добиться?
Сколько бы в тексте сочинения не

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ» Как этого добиться? Сколько бы в
было абзацев, каждый из них должен содержать отсылку к главной мысли вашего сочинения…

Слайд 14

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 2 «Аргументация, привлечение литературного материала»

Проверяется способность школьника обосновать свою позицию,

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 2 «Аргументация, привлечение литературного материала» Проверяется способность школьника обосновать
используя примеры из литературы: художественных произведений, биографий, публицистики.
Для получения «зачета» ученик должен рассмотреть минимум одну книгу зарубежного или русского автора с привязкой к теме сочинения. Автор может рассуждать об отдельном аспекте произведения (мотиве, событии или персонаже) или о книге в целом.
«Незачет» ставится, если школьник не использует примеры из литературы, упоминает название книги, но не анализирует содержание, перекручивает идею или сюжет произведения.

Слайд 15

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»

Оценивается умение школьника излагать мысли четко

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ» Оценивается умение школьника излагать
и последовательно:
начало (введение);
середина (развитие мысли);
конец (вывод).
Важно, чтобы каждое приведенное утверждение подтверждало основной аргумент.
«Незачет» получают работы с ошибками в логике изложения или вообще без аргументации.

Слайд 16

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 4 «КАЧЕСТВО РЕЧИ»

Относится к речевому оформлению работы: богатству словарного запаса

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 4 «КАЧЕСТВО РЕЧИ» Относится к речевому оформлению работы: богатству
и разнообразию синтаксических конструкций в сочинении, правильному использованию терминов, отсутствию клише.
Никаких: таким образом, исходя из вышесказанного, делая выводы хочу сказать и тд.
«Незачет» ставится, если речевые ошибки не дают понять содержание текста.

Слайд 17

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 5 «ГРАМОТНОСТЬ»

Оценивается владение нормами орфографии, грамматики и пунктуации.
Если

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № 5 «ГРАМОТНОСТЬ» Оценивается владение нормами орфографии, грамматики и пунктуации.
автор допускает больше 5 ошибок любого вида на 100 слов (около 15 на всю работу), он получает «незачет».

Слайд 18

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ: фактические

искажение фактов, содержащихся в тексте;
неверное изложение фактов, взятых из контекста

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ: фактические искажение фактов, содержащихся в тексте; неверное изложение фактов, взятых
(факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п.);
неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте.

Слайд 19

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ: аргументация

ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ: аргументация ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с
проблемой текста;
в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;
в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;
отсутствуют переходы между аргументами;
отсутствует вывод.

Слайд 20

Аргументация, привлечение литературного материала (критерий № 2):

Логические аргументы - это доводы, апеллирующие

Аргументация, привлечение литературного материала (критерий № 2): Логические аргументы - это доводы,
к человеческому рассудку, к разуму:
■ научные аксиомы;
■ положения законов и официальных документов;
■ законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
■ заключения экспертов;
■ отсылка к цитатам из авторитетных источников;
■ показания очевидцев;
■ статистические данные;
■ примеры из жизни и художественной литературы.

Слайд 21

Аргументация, привлечение литературного материала (критерий № 2):

Психологические аргументы - это доводы, которые

Аргументация, привлечение литературного материала (критерий № 2): Психологические аргументы - это доводы,
вызывают у адресата чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.
■ эмоциональная убежденность пишущего;
■ ссылки на авторитетные источники (цитаты (косвенно), афоризмы, пословицы);
■ примеры, вызывающие эмоциональный отклик;
■ указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
■ обращение к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Слайд 22

Алгоритм АРГУМЕНТАЦИИ:
Тезис
Аргумент
Вывод

Алгоритм АРГУМЕНТАЦИИ: Тезис Аргумент Вывод

Слайд 23

Алгоритм АРГУМЕНТАЦИИ:

Тезис
(необходимо любить Родину)
Аргумент
(только любящий свою Родину человек может чувствовать

Алгоритм АРГУМЕНТАЦИИ: Тезис (необходимо любить Родину) Аргумент (только любящий свою Родину человек
себя полноценным, а значит, способен быть счастливым)
Вывод
(любовь к Родине – залог человеческого счастья)

Слайд 24

Алгоритм АРГУМЕНТАЦИИ:
Тезис (в теме сочинения: ВСТУПЛЕНИЕ)
Аргумент (1 аргумент: литературный, 2 аргумент: жизненный

Алгоритм АРГУМЕНТАЦИИ: Тезис (в теме сочинения: ВСТУПЛЕНИЕ) Аргумент (1 аргумент: литературный, 2
или исторический ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)
Вывод (возвращаемся к теме и подтверждаем тезис ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

Слайд 25

ПЛАН итогового сочинения:

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основной тезис.
II. Основная часть (включающая

ПЛАН итогового сочинения: I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и
несколько подпунктов) — 200- 250 слов: 
1 аргумент (100 слов): пpимep;
предварительный вывод;
предложение-мостик к новой мысли (2 аргументу);
2 аргумент (150 слов): пpимep;
предварительный вывод;
предложение-мостик (переход к заключению).
III. Заключение (60-70 слов): основной итог, вытекающий из всего вышесказанного.

Слайд 26

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Вступление состоит из 3 элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты: «можно ли

I. ВСТУПЛЕНИЕ Вступление состоит из 3 элементов: объяснение ключевых слов темы или
утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... »;
общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
ответ-тезис на главный вопрос темы.

Слайд 27

II. Основная часть

Основная часть = ТЕЗИС + 1, 2 АРГУМЕНТА
Тезис — это основная

II. Основная часть Основная часть = ТЕЗИС + 1, 2 АРГУМЕНТА Тезис
мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Аргумент нужно:
привести из литературных источников;
выделить в отдельный абзац;
в конце каждого абзаца написать вывод.
Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению.
Интерпретация/анализ героя, эпизод, сюжета в целом.
Вывод.

Слайд 28

III. Заключение

·
Вывод. Необходимо завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это может быть: 
Заключение-призыв.

III. Заключение · Вывод. Необходимо завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это

Заключение-выражение надежды.

Слайд 29

Направления ИС-2019

«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Надежда и отчаяние
Добро и

Направления ИС-2019 «Война и мир» – к 150-летию великой книги Надежда и
зло
Гордость и смирение
Он и она

Слайд 30

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги
Нет величия там, где нет

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги Нет величия там, где
простоты, добра и правды.
Л.Н. Толстой «Война и мир»

Слайд 31

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги

Слайд 32

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги

Великие события

Великие люди

1856 г. возвращение

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги Великие события Великие люди
декабристов

1825 г. восстание на
Сенатской площади

1812 г.
Отечественная война

1856 г. возвращение семьи князя
С. Волконского из Сибири

1825 г. активный участник
восстания

1812 г. герой
Отечественной войны

Слайд 33

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги

1812 год
Россия сталкивается с грандиозной

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги 1812 год Россия сталкивается
силой – военной махиной армии Наполеона
Самая мощная и совершенная военная сила, специально созданная для установления господства над миром

Слайд 34

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги
В Европе Наполеон воевал с

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги В Европе Наполеон воевал
армиями, которые он с легкостью разбивал.
В России он воевал с…
НАРОДОМ.

Слайд 35

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги
Великая, потому что просто, правдиво

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги Великая, потому что просто,
и по-доброму автор рассказал о людях, которые оказались в эпицентре событий, связанных с Отечественной войной 1812 года.
Толстовская «мысль народная» - эта мысль о героях, которые живут, любят и умирают на этой земле…

Слайд 36

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги: фрагмент из фильма (С. Бондарчук

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги: фрагмент из фильма (С.
«Война и мир» 1967 г. Оскар за лучший фильм на иностранном языке 1969 г.)

Слайд 37

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги

«Мысль народная»
Андрей Болконский Наташа Ростова
нравственная

«Война и мир» - к 150-летию ВЕЛИКОЙ книги «Мысль народная» Андрей Болконский
жизнь народная стихия
в решающие минуты преодолевают сословные, эгоистические интересы ради страны и людей

Слайд 38

Особенности психологического анализа
в романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
ВВЕДЕНИЕ Тезис – Толстой

Особенности психологического анализа в романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» ВВЕДЕНИЕ Тезис
– писатель-психолог, мастер психологического анализа
Психологизмом в литературе называют умение автора с особым вниманием изобразить душевное состояние героя. Особое место в ряду писателей, владеющих мастерством психологического анализа, занимает Лев Николаевич Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» он показал самые сокровенные мысли и чувства своих героев. И особенностью его психологизма стало то, что внутренние переживания героев 1 аргумент даны через их восприятия окружающего мира и 2 аргумент самоанализ. (58)

Слайд 39

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ-МОСТИК
ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ: ПРИМЕР, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД
Наиболее ярко особенности психологизма Толстого в

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ-МОСТИК ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ: ПРИМЕР, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД Наиболее ярко особенности психологизма
романе-эпопее «Война и мир» проявились в образе князя Андрея Болконского. Князь Болконский герой, который чувствует в себе силы для свершения чего-то большого и важного. Толстой показывает нам, как меняются взгляды, чувства, настроения князя, как постепенно в душе князя Андрея рождаются усталость и разочарование. Острее всего читатель понимает всю глубину психологического состояния героя в тот момент, когда князь смотрит на окружающую его природу. Весенний пробуждающийся мир наводит князя на мысли о том, что всякие надежды на счастье – это обман. Толстой показывает психологическое состояние своего героя через образ дуба. Психологически тонко и точно автор изобразил изменения в душевном состоянии героя: вот он ощущает себя старым и безобразным как древний дуб. Но что-то меняется, герой встретил юную девушку, которая разбудила в нем чувства и это эмоциональное пробуждение Толстой опять показывает через мир природы – дуб проснулся, зазеленел, как проснулась душа князя Андрея. Толстой проводит параллель между психологическим состояние своего героя и состоянием мира вокруг него.(157)

Слайд 40

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ-МОСТИК, ПРИМЕР, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД
Но не только природа служит способом передачи

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ-МОСТИК, ПРИМЕР, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД Но не только природа служит способом
эмоционального состояния героя. Еще одной особенностью мастерства Толстого в изображение психологизма является самоанализ героев. Главные герои романа-эпопеи «Война и мир», Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский, много размышляют, они постоянно анализируют свои чувства и поступки. Эти герои живут богатой духовной жизнью, и Толстой показывает своим читателям, как глубок их внутренний мир. Самоанализ героев Толстого позволяет нам сильнее почувствовать и их страдания, и их радости. Так в сцене сватовства князя Андрея к Наташе Ростовой, через самоанализ Наташи, описывая ее мысли, Толстой дает нам понять, в каком Наташа находится смятении, как сильно она взволнована, как и тяжело и, одновременно, радостно ей, какую бурю чувств она переживает. Толстой умело раскрывает перед нами психологическое состояние через самоанализ героини. (120)

Слайд 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: возвращаемся к нашему ТЕЗИСУ (Толстой – писатель-психолог, мастер психологического анализа) и

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: возвращаемся к нашему ТЕЗИСУ (Толстой – писатель-психолог, мастер психологического анализа) и
формулировки темы (Особенности психологического анализа в романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»)
В романе-эпопее «Война и мир» Толстой показал себя мастером психологического анализа. Он умело использует такие приемы как раскрытие состояния героя через описание природы и прием самоанализа. Использование этих приемов становится особенностью писательского мастерства Толстого. Герои Толстого, благодаря авторскому мастерству, становятся для нас близкими, понятными и невероятно живыми. Мы переживаем вместе с ними, любим, разочаровываемся, страдаем и вновь воскрешаем. (58) 393.