Слайд 2ЕДИНСТВО СТИЛЯ
Самое принципиальное требование к любому произведению — это единство стиля, которое
достигается тем, что все элементы не противоречат друг другу, а имеют ту или иную стилистическую близость. В практическом отношении этот принцип композиции означает самый тщательный отбор элементов и проверку их на соответствие друг другу. Отдельная деталь сама по себе может быть очень удачной, но если она не соответствует всему произведению или большей его части, то такую деталь нельзя использовать (или придется изменять всю композицию и замысел целиком). При этом существует опасность с другой стороны: чересчур однородные элементы и полная предсказуемость вызывают скуку.
Слайд 3КОНТРАСТ
Контраст — это резкое различие однотипных элементов композиции. Не считается контрастом круглое
и красное, хотя между ними существует различие.
В графическом произведении контраст может основываться на различии:
форм (квадратной и круглой, большой и маленькой, длинной и короткой);
направления (вертикального и горизонтального, прямого и наклонного, от зрителя и к зрителю);
цвета (черного и белого, цветного и серого, светлого и темного, теплого и холодного);
текстуры (сплошной и градиентной, регулярной и случайной).
Слайд 5НЮАНС
Нюанс — это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного
контраста.
Если основной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то вполне уместно в основном тексте использовать шрифт еще одного размера для выделения важных абзацев. В этом случае такой размер должен только слегка отличаться от основного, он и будет служить нюансировкой, которая только подчеркнет основной контраст и сохранит единство стиля.
Слайд 7РИТМ
Ритм — это чередование элементов с определенной и закономерной последовательностью.
Ритм задает темп
и последовательность восприятия графического произведения, а также ожидаемые изменения: после черной полосы следует белая, затем черная и снова белая. Зритель вольно или невольно включается в этот ритм. Опытный дизайнер использует это свойство восприятия для того, чтобы в нужный момент не представить ожидаемое и тем самым получить замечательный эффект выделения ("эффект обманутого ожидания"). Предельный ритмический рисунок присущ всевозможным орнаментам, для которых характерно равномерное следование элементов друг за другом. Достаточно заметен также ритм строк текста, менее очевиден ритм в размещении изобразительных элементов. Однако дизайнер должен всегда продумывать ритмическое построение изображения, страницы или даже всего издания в целом. Без ритмической основы графическая композиция, как и музыкальное произведение, становится невыразительным и аморфным.