Содержание
- 2. Основные вехи истории сестринского дела Золотой век Греции оставил нам имена великих врачевателей: Асклепий (6-5 века
- 3. Гиппократ (5 век до н.э.) знаменитый врач древности –родился на острове Кос. Легенда о Гиппократе прошла
- 4. Помощь больным, страждущим являлась долгом каждого, кто исповедовал христианство. Основными «лекарями» были священники или знахари, а
- 5. Милосердие «Богу угодное» В византийских христианских монастырях в обязательном порядке создавались богадельни и убежища-кельи для больных;
- 6. Лазареты Во времена Крестовых походов (XII век) появились военизированные медицинские ордена, например, тевтонских рыцарей. После военных
- 7. Трактаты об уходе за больными В XII веке появились различные учения, трактаты об уходе за больными.
- 8. Возникновение и развитие сестринского дела за рубежом В развитии сестринского дела в странах Европы в XIX
- 9. Флоренс Найтингейл (1820-1910) Флоренс родилась во Флоренции (Италии), в богатой аристократической семье и получила блестящее образование
- 10. Флоренс Найтингейл (1820-1910) В ходе боевых действий английская армия несла большие потери, которые возрастали из-за плохой
- 11. Флоренс Найтингейл (1820-1910) Сестры милосердия во главе с Флоренс энергично взялись за переустройство госпиталя, за обеспечение
- 12. Флоренс Найтингейл (1820-1910) После окончания Крымской войны Флоренс Найтингейл продолжила свою деятельность в медицине, но уже
- 13. Флоренс Найтингейл (1820-1910) Умерла Флоренс Найтингейл в возрасте 90 лет, она похоронена в кафедральном соборе Святого
- 14. Развитие сестринского дела в России Благотворительная лечебная помощь на Руси появилась с XI века, с созданием
- 15. Женская медицинская деятельность на Руси В XI веке был создан первый отечественный медицинский трактат под названием
- 16. Со времен княжения Константина Всеволодовича Мудрого (1216-1218) представители княжеского рода стали посещать больных Александр Невский говорил
- 17. В 1551 году на Стоглавом соборе было решено устроить богадельни для прокаженных Больные должны были призреваться
- 18. В годы русско-польской войны (1654-1667) Ртищев оборудовал дома для больных и раненых Со вступлением на трон
- 19. С 1715 года в воспитательных домах, созданных специальным указом царя, должны были служить женщины, в обязанности
- 20. К середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться и в гражданских больницах В 1764
- 21. Появление службы «сердобольных вдов» В 1803 году при воспитательных домах в Петербурге и Москве были учреждены
- 22. В ноябре 1812 года в Петербурге было создано «Патриотическое женское общество» При нашествии Наполеона на Россию
- 23. В конце 1844 года в Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала «Общину сестер милосердия литейной части»,
- 24. Во время Крымской войны (1853-1856) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия Великая княгиня Елена Павловна взяла
- 25. Во время Крымской войны и сестры Никольской общины вместе с отрядом «Сердобольных вдов» Московского вдовьего дома
- 26. В 1867 году было создано Общество попечения о раненых и больных, которое в дальнейшем было переименовано
- 27. После Октябрьской революции подготовкой медицинских сестер занимались школы, открытые в 1920 году В стране начали создаваться
- 28. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе со всем народом выполняли свой патриотический долг 500 тысяч
- 29. ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА Философия сестринского дела отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формирование целостного взгляда
- 30. На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля — 14 августа 1993
- 31. «Этический кодекс медсестры России», принятый на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 года,
- 32. Сестринская деонтология Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение) учение о профессиональной
- 34. Скачать презентацию
Слайд 2
Основные вехи истории сестринского дела
Золотой век Греции оставил нам имена великих врачевателей:
Основные вехи истории сестринского дела
Золотой век Греции оставил нам имена великих врачевателей:
От имени «Асклепий» произошло слово асклепионы-лечебницы-прообраз современных санаториев. В искусстве врачевания Асклепию помогали его дочери-Панакея (покровительница лекарственного врачевания, от ее имени произошло слово «панацея»-универсальное средство от болезней) и Гигея (ее имя вошло в историю разделом медицины –гигиена). Согласно греческой мифологии врачи Махаон и Подалирий считались сыновьями Асклепия.
Слайд 3Гиппократ (5 век до н.э.)
знаменитый врач древности –родился на острове Кос. Легенда
Гиппократ (5 век до н.э.)
знаменитый врач древности –родился на острове Кос. Легенда
По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. Его наследие –труды, посвященные целостности организма, здоровому образу жизни, этические аспекты-не устарели до нашего времени. Это был врач-философ, сочетавший в себе врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Работы Гиппократа явились основой для современной курортологии, гигиены, медицинской географии, диетологии.
Слайд 4Помощь больным, страждущим являлась долгом каждого, кто исповедовал христианство.
Основными «лекарями» были
Помощь больным, страждущим являлась долгом каждого, кто исповедовал христианство.
Основными «лекарями» были
Слайд 5Милосердие «Богу угодное»
В византийских христианских монастырях в обязательном порядке создавались богадельни
Милосердие «Богу угодное»
В византийских христианских монастырях в обязательном порядке создавались богадельни
Основными приемами исцеления в рабовладельческом обществе были заклинания, молитвы, амулеты, жертвоприношения. С течением времени, с прибавлением знаний по уходу за больными стали использоваться домашние снадобья - уголь, сажа, зола, холодная и теплая вода, покой, хорошая пища, чистый воздух, травы, различные массажи, молитвы и обряды.
Слайд 6Лазареты
Во времена Крестовых походов (XII век) появились военизированные медицинские ордена, например,
Лазареты
Во времена Крестовых походов (XII век) появились военизированные медицинские ордена, например,
Слайд 7Трактаты об уходе за больными
В XII веке появились различные учения, трактаты
Трактаты об уходе за больными
В XII веке появились различные учения, трактаты
Так, Феррарий написал исследование о лихорадке, Музандин - сочинение о приготовлении кушаний и напитков для больных. Арнольд из Виллановы является создателем написанного в стихах трактата под названием: «Regimen sandtatis Salernitanum» - «Салернский кодекс здоровья». В этом кодексе сформулированы правила режима дня и питания, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов и растений и их лечебное действие. Немалое место в этих наставлениях занимают описания рациональных движений и омовений, которым еще древние предшественники Салерно уделяли большое внимание.
Салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и в настоящее время и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям.
Слайд 8Возникновение и развитие сестринского дела за рубежом
В развитии сестринского
дела в
Возникновение и развитие сестринского дела за рубежом
В развитии сестринского
дела в
веке большую роль
сыграла деятельность
выдающейся личности, англичанки
Флоренс Найтингейл (1820-1910).
Слайд 9Флоренс Найтингейл (1820-1910)
Флоренс родилась во Флоренции (Италии), в богатой аристократической семье и
Флоренс Найтингейл (1820-1910)
Флоренс родилась во Флоренции (Италии), в богатой аристократической семье и
Через два года Флоренс занимает пост заведующей больницей для учительниц в Лондоне. Во время эпидемии холеры в Лондоне, она работает сестрой милосердия в холерной больнице. Имя Флоренс Найтингейл приобретает известность, и ей предлагают заведовать Королевской больницей, но начавшаяся Крымская война (1853-1856) изменила ее планы.
Слайд 10Флоренс Найтингейл (1820-1910)
В ходе боевых действий английская армия несла большие потери, которые
Флоренс Найтингейл (1820-1910)
В ходе боевых действий английская армия несла большие потери, которые
Слайд 11Флоренс Найтингейл (1820-1910)
Сестры милосердия во главе с Флоренс энергично взялись за переустройство
Флоренс Найтингейл (1820-1910)
Сестры милосердия во главе с Флоренс энергично взялись за переустройство
Слайд 12Флоренс Найтингейл (1820-1910)
После окончания Крымской войны Флоренс Найтингейл продолжила свою деятельность в
Флоренс Найтингейл (1820-1910)
После окончания Крымской войны Флоренс Найтингейл продолжила свою деятельность в
В 1860 году по инициативе Найтингейл в Лондоне при больнице Святого Фомы была открыта испытательная школа для сестер милосердия. В течение 27 лет этой школой руководила подготовленная Флоренс квалифицированная медицинская сестра. Заканчивая школу, сестры милосердия произносили составленную Найтингейл торжественную клятву, где были такие слова: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечению здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью»
Слайд 13Флоренс Найтингейл (1820-1910)
Умерла Флоренс Найтингейл в возрасте 90 лет, она похоронена в
Флоренс Найтингейл (1820-1910)
Умерла Флоренс Найтингейл в возрасте 90 лет, она похоронена в
Слайд 14Развитие сестринского дела в России
Благотворительная лечебная помощь на Руси появилась с
Развитие сестринского дела в России
Благотворительная лечебная помощь на Руси появилась с
Слайд 15Женская медицинская деятельность на Руси
В XI веке был создан первый отечественный
Женская медицинская деятельность на Руси
В XI веке был создан первый отечественный
Слайд 16Со времен княжения Константина Всеволодовича Мудрого (1216-1218) представители княжеского рода стали посещать
Со времен княжения Константина Всеволодовича Мудрого (1216-1218) представители княжеского рода стали посещать
Александр Невский говорил о необходимости княжеской помощи бедным, сиротам и вдовам. Известно, что Дмитрий Донской и его супруга Евдокия лично посещали больных на дому, «оказывая милостыню» на пропитание. Как правило, в больничных кельях количество больных не превышало 10-12, а лечение ограничивалось по тем временам лишь молитвами и растительной пищей. Выздоровление объяснялось и считалось исключительно Божьей помощью. В исторических источниках XIV века упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, княжеской дочери Ефросиний, Федосии Морозовой и других, занимавшихся уходом за больными людьми.
Слайд 17В 1551 году на Стоглавом соборе было решено устроить богадельни для прокаженных
В 1551 году на Стоглавом соборе было решено устроить богадельни для прокаженных
В XVII веке многие русские монастыри процветали, богатели и это позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных (больницы). Большую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, в Гранатном дворе у Никитских ворот, в Ново-Иерусалимском монастыре. В «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого будут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотворительностью.
Слайд 18В годы русско-польской войны (1654-1667) Ртищев оборудовал дома для больных и раненых
В годы русско-польской войны (1654-1667) Ртищев оборудовал дома для больных и раненых
С конца XVII века больницами стал управлять патриарший приказ, а затем они перешли в ведение приказа аптекарского. В это же время за счет государственной казны в Москве строится больница для получивших тяжелые ранения на государственной службе. В том же указе монастырям предписывалось «лечить безденежно» и «лекарства держать недорогие». При каждой больнице обязательно должны были находиться трое: «дохтур, аптекарь и лекарь».
Слайд 19С 1715 года в воспитательных домах, созданных специальным указом царя, должны были
С 1715 года в воспитательных домах, созданных специальным указом царя, должны были
Но основная забота Петра сосредоточилась не на гражданских, а на военных медицинских учреждениях, которые в мирное время обслуживали всех больных.
В 1722 году Петровский указ предписывал богадельням призревать слепых, увечных, дряхлых, престарелых, не могущих работать. Во всех монастырях полагалось учредить странно-приимницы или лазареты для престарелых и больных. Вместе с тем появился указ, говорящий о том, что две трети монастырских финансов должно тратиться на больницы и увечных, и лишь одна треть - на содержание самих монахов. Стали открываться приюты для брошенных младенцев.
В связи с проведением Петром I реформ, создается так называемая «Медицинская коллегия» (канцелярия), которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными.
Слайд 20К середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться и в
К середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться и в
В 1764 году открывается Московский Воспитательный дом (в будущем Дом охраны младенца), государственное учреждение под монаршим покровительством, управлял домом генерал-поручик И. И. Бецкой. Одновременно был учрежден Московский родильный госпиталь, в котором находили приют беременные женщины из бедных слоев населения. В 1772 году в Петербурге создается еще один Воспитательный дом как отделение Московского, к которому в 1778 году присоединяется и родильный приют.
В конце XVIII века появляется большое количество смирительных и сиротских госпиталей, богаделен для призрения увечных и престарелых, создаются новые лечебницы и больные.
Характерным для первых медицинских школ в России была слитность фельдшерского и врачебного образования. Через 2-3 года после поступления успевающие ученики получали звание «подлекарей» (что примерно соответствовало званию фельдшера), затем еще через 1—2 года им присваивалось звание лекаря. В 1798 году врачебное образование было отделено от фельдшерского.
Слайд 21Появление службы «сердобольных вдов»
В 1803 году при воспитательных домах в Петербурге
Появление службы «сердобольных вдов»
В 1803 году при воспитательных домах в Петербурге
Дежурные вдовы должны были наблюдать за благоустройством в палатах, за порядком в раздаче больным пищи и лекарств, за чистотой и опрятностью больных, их постелей и белья, за поведением больных и посетителей. Доктора и лекари должны были давать вдовам необходимые наставления по уходу за больными. «Сердобольные вдовы» должны были осваивать некоторые медицинские приемы, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным.
Слайд 22В ноябре 1812 года в Петербурге было создано «Патриотическое женское общество»
При
В ноябре 1812 года в Петербурге было создано «Патриотическое женское общество»
При
В связи с большой потребностью в таких помощницах в 50-х годах XIX века в Петербурге открылась школа «Русских нянек». А в 1822 году главный врач Мариинской больницы для бедных в Москве X. Ф. Оппель выпустил «Руководства и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших». Это было первое руководство по уходу за больными.
Слайд 23В конце 1844 года в Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала «Общину
В конце 1844 года в Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала «Общину
целью которой было «оказание помощи нуждающимся и страждущим», проживающим в этом районе города, В 1853 году община получила устав и название «Община во имя Христа-Спасителя в Санкт-Петербурге». Сестрами становились после предварительного шестимесячного испытания совершеннолетние девицы и вдовы.
В том же 1844 году Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) на правах первой дамы столицы основывает благотворительное общество «Дамское попечительство о бедных в Москве», вошедшее в состав Ведомства учреждений императрицы Марии. Под эгидой этого общества открываются один за другим детские приюты, богадельни для престарелых, училища и прочие благотворительные заведения.
В 1845 году Софья Степановна принимает на себя обязанности председательницы Совета детских приютов. В 1848 году во время эпидемии холеры в Москве, С. С. Щербатова основывает общину сестер милосердия, получившую название Никольской.
Слайд 24Во время Крымской войны (1853-1856) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия
Великая
Во время Крымской войны (1853-1856) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия
Великая
Известно, что Н. И. Пирогов предложил разделить сестер на перевязочных, дежурных, аптекарек и сестер-хозяек. Он разработал специальные инструкции для каждой из этих групп. Сестры милосердия вели журнал, где отмечали недостатки в уходе за ранеными и больными, обнаруженные во время дежурств. Это значительно повышало качество их работы и ответственность.
Сестры Крестовоздвиженекой общины помогали хирургам во время операций: следили за пульсом, держали руку или моту во время ампутации и даже накладывали лигатуру на сосуд, из которого после отнятия конечности сочилась артериальная кровь.
Слайд 25Во время Крымской войны и сестры Никольской общины вместе с отрядом «Сердобольных
Во время Крымской войны и сестры Никольской общины вместе с отрядом «Сердобольных
Примером явилась дочь Петербургского губернатора Екатерина Михайловна Бакунина. Когда формировалась община сестер милосердия для помощи раненым на театре военных действий, Е. М. Бакунина жила в Москве и оттуда, руководствуясь лучшими побуждениями, стремлением оказывать помощь раненым на бастионах Севастополя, она ходатайствовала о зачислении в общину. В связи с этим Е. Бакунина стала посещать московские больницы с целью знакомства с делом ухода за больными.
Е. М. Бакунина участвовала и в русско-турецкой войне (1877-1878) в качестве члена отряда Красного Креста на Кавказе.
В целях поощрения и увековечения заслуг сестер в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учрежден позолоченный крест. 158 сестер были награждены этим крестом, 68 сестер были представлены к бронзовой медали «За оборону Севастополя», среди них Екатерина Хитрова, Екатерина Бакунина, Дарья Севастопольская и многие другие.
Слайд 26В 1867 году было создано Общество попечения о раненых и больных, которое
В 1867 году было создано Общество попечения о раненых и больных, которое
В 70-х годах под руководством С. П. Боткина организована община Святого Георгия (Георгиевская) по подготовке сестер милосердия. К 1877 году Россия имела 300 дипломированных сестер. Опыт Крымской кампании получил развитие в русско-турецкой войне (1877-1878), на театрах военных действий в Черногории и в Сербии. Перед началом русско-турецкой войны на учете было всего 279 сестер.
В 1897 году Русское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт братьев милосердия, существовавший до 1917 года, целью которого была подготовка мужского персонала по уходу за больными и ранеными и оказанию помощи в несчастных случаях, с двухгодичным сроком обучения.
В 1901 году возникла община сестер милосердия св. Апостола Павла.
Слайд 27После Октябрьской революции подготовкой медицинских сестер занимались школы, открытые в 1920 году
После Октябрьской революции подготовкой медицинских сестер занимались школы, открытые в 1920 году
В 1927 году Красным Крестом стали создаваться первые санитарные дружины. Были организованы курсы Советского Красного Креста, носившие название «Курсы сестер запаса».
В 1938 году Общество Красного Креста и Красного Полумесяца передало свои лечебные учреждения органам здравоохранения. Постановлением СНК СССР от 8 сентября 1936 года была создана единая система среднего медицинского образования в СССР. 1 июля 1939 года был организован центральный методкабинет по среднему медицинскому образованию при Наркомздраве СССР.
Слайд 28В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе со всем народом выполняли свой
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе со всем народом выполняли свой
Медицинские сестры работали на фронте в качестве санитарных инструкторов рот, в полковых и дивизионных медицинских пунктах и госпиталях фронта и тыла. Они проявляли замечательные качества русской женщины - исключительную сердечность по отношению к раненым и больным, готовность отдать все свои силы и даже жизнь при выполнении своих обязанностей. 70% раненых и больных воинов благодаря медицинской помощи были возвращены в строй, и в этом успехе значительна роль медицинских сестер.
Многие медсестры за проявленные в годы войны мужество и героизм были награждены правительственными наградами, семнадцати наиболее отличившимся из них было присвоено звание Героя Советского Союза, 41 медицинскую сестру Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца наградил медалью имени Флоренс Найтингейл, 19 сестер награждены орденом Славы всех трех степеней.
Слайд 29ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Философия сестринского дела отражает мировоззрение сестры в отношении ее
ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Философия сестринского дела отражает мировоззрение сестры в отношении ее
Философия сестринского дела устанавливает: этические обязанности медицинской сестры по обслуживанию пациентов (соблюдать конфиденциальность, уважать автономию пациента, говорить правду и т. д.);
1) цели, к которым стремится медицинская сестра (независимость, здоровье, знания, умение и т. п.);
2) моральные качества или добродетели (мудрость, сострадание, милосердие, терпение и т. д.).
Слайд 30На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля
На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля
Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:
Пациент.
Сестра, сестринское дело.
Окружающая среда.
Здоровье.
Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Слайд 31«Этический кодекс медсестры России», принятый на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу
«Этический кодекс медсестры России», принятый на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу
Сестра, разделяющая сестринскую философию, принимает на себя:
этические обязанности —~ это обязательные, правильные поступки, действия: говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной; уважать право пациента на самостоятельность;
этические ценности — это, согласно теории сестринской философии, цели, к которым стремится сестра, то есть результаты ее деятельности (идеалы — высшие цели, к. которым стремится человек, или группа людей): профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход, внимание, попечение);
добродетели — это личные моральные качества медицинского работника, которыми он должен обладать, определяющие, что является добром, а что злом в людях: доброта; знание; умение; сострадание; милосердие; терпение; гуманность.
Слайд 32Сестринская деонтология
Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение)
Сестринская деонтология
Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение)
Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, профессиональном поведении среднего медицинского работника, направленном на повышение качества лечения и ухода, устранение вредных последствий от неправильных поведенческих действий, является частью сестринской этики.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, «Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер» и «Этическом кодексе медицинской сестры России» являются:
гуманность и милосердие, любовь и забота;
сострадание;
доброжелательность;
бескорыстие;
трудолюбие;
учтивость и другое.