Слайд 2Медикализация - процесс, в результате которого сущность психического и/или физического состояния человека
начинает рассматриваться как сфера компетенции медицины.
Слайд 3Формирование процесса медикализации жизни относится к XVIII-XIX вв., именно в этот период
происходило становление «медицинской модели» понимания здоровья.
Слайд 4Модели понимания здоровья и болезни:
1. религиозный: здоровье и болезнь - явления, зависящие
от «сверхъестественных сил» ;
2. натуралистический: рассматривал здоровье как результат соотношения основных элементов в теле (античное учение о четырех жидкостях в теле, китайская медицина );
3. медицинская модель: построена на убежденности, что только представители медицинского сообщества обладают истинным знанием о том, что является болезнью, могут выявлять и обозначать болезнь и, соответственно, способствовать восстановлению здоровья пациента.
Слайд 5 Томас Шаш («Медикализация повседневной жизни»):
проводит анализ того, как медицина и,
прежде всего, психиатрия дают ответ на различные формы социально неприемлемого поведения.
Т. Шаш предлагает критическое определение этого социального феномена: «Медикализация - это не медицина и не наука, это социально-семантическая стратегия, которая выгодна одним лицам и несет угрозы другим»
Слайд 6Питер Конрад («Выявляя гиперактивных детей: медикализация девиантного поведения»):
анализ медикализации детской гиперактивности -
особого психического расстройства, позднее получившего название «синдрома ADHD - дефицит внимания / гиперактивность».
Искусство постановки диагноза - это процедура обработки некоторой неопределенности. Как показывает Конрад, многие американские врачи в 1970-е гг. для получения «определенности» стали использовать медикаменты (Риталин, Декседрин, Мелларил). Если ребенок после приема препаратов менял свое поведение на более социально приемлемое, ему ставился диагноз «гиперактивность».
Слайд 7Иван Иллич («Медицинская Немезида: экспроприация здоровья»):
1. «клинический ятрогенез»
2. «социальный ятрогенез»
3. «культурный ятрогенез»
По
мнению И. Иллича, система здравоохранения может представлять опасность для человека. Общество должно подвергнуться обратному процессу, а именно демедикализации. В его понимании здоровье должно быть связано с человеческой свободой и автономией, способностью личности справляться с болью, болезнями и восприятием смерти. Он подчеркивает, что основной акцент должен делаться на предотвращении и профилактике заболеваний, а не на системе медицинского вмешательства.
Слайд 8 М. Фуко: в ближайшем будущем «медицина не должна больше быть лишь
корпусом техник врачевания и необходимых умений; она станет развиваться так же как знание о здоровом человеке, то есть одновременно об опыте не больного человека и определении идеального человека» .
Медикализация рассматривается автором в терминах усиления биовласти: власть врача над телом больного в современности подобна той власти, что в традиционном обществе священник имеет над душой верующего человека.
Фуко не согласен с идеей демедикализации общества Иллича: он считает, что в любом случае предотвращение и профилактика заболеваний (улучшение условий труда, качества питания) будет базироваться на достигнутом уровне медицинских знаний.
Слайд 9Медикализация женской телесности:
Эмили Мартин «Тело женщины: культурный анализ репродукции»;
Маргарет Лок «Столкновения
со старением: мифологии менопаузы в Японии и Северной Америке» ;
Маргарет Лок и Патришия Коуферт «Прагматичные женщины и телесная политика» .
Слайд 10Исследование рисков:
медикализация, супермедикализация, демедикализация?
Линн Пайер «Торговцы болезнями: как доктора, фармацевтические
кампании и
страховые агенты заставляют вас чувствовать себя больными»;
Рей Монихен и Ричард Смит: «Не слишком ли много медицины?»;
Питер Конрад и Валери Лейтер «Медикализация, рынки и потребители»;
Питер Конрад «Медикализация общества: о трансформации человеческих состояний в излечимые расстройства»;
Маргарет Лок и Вин-Кимом Нгуен, «Антропология биомедицины»