Типы этнических сообществ

Слайд 2

Корректировка схемы исторической типологии этносов в советской этнографии 19760-1980-х гг.
С.А. Токарев

Корректировка схемы исторической типологии этносов в советской этнографии 19760-1980-х гг. С.А. Токарев
«Проблема этнических общностей» 1964 г.:
- для эпохи рабовладения предложил использовать термин «демос», который характеризуется общностью языка, культа, территориальными связями;
- для периода феодализма предложил сохранить термин «народность», характеризующаяся территориальными, политическими и религиозными связями
В.И. Козлов «О классификации этнических общностей (состояние вопроса)» 1979.: - понятия «этнос с первобытно-общинной структурой» (ЭПС), «этнос с рабовладельческой структурой» (ЭРС), «этнос с феодальной структурой» (ЭФС), «этнос с капиталистической структурой» (ЭКС) и «этнос с социалистической структурой» (ЭСС).
В 1986 г. на страницах журнала «Этнографическое обозрение» развернулась дискуссия о типологии этнических общностей, вызванная статьей М.В. Крюкова «Еще раз о типологии этнических общностей»: выделил архаичные этносы (возникшие в эпоху первобытности, характеризующиеся аморфностью этнического самосознания), древние этносы (возникшие в эпоху рабовладения, характеризующиеся четкостью этнического самосознания), средневековые этносы (возникшие в эпоху феодализма, вновь с аморфным самосознанием) и современные этносы (возникшие в эпоху капитализма с проявленным самосознанием).

Формационная теория марксизма (научного коммунизма) определила историческую типологию этнических сообществ в советской этнографии
В 1930-1940-е гг. первая попытка создать типологию исторических форм самоорганизации человеческих сообществ на основе формационной теории была предпринята И.В. Арским и А.Д. Удальцовым.
А.Д. Удальцов:
«Начальный период восточнославянского этногенеза» // «Исторический журнал», 1943, № 11—12
«Племена Европейской Сарматии II в. н. э.» // «Советская этнография», 1946, № 2
«Проблема происхождения славян в свете современной археологии» // «Вопросы истории», 1949, № 2
В 1960-м гг. в рамках советской теории этноса сложилась схема исторической типологии этносов:
- племя, соответствующее первобытно-общинному строю,
народность, существующая в период рабовладения и феодализма,
нация, появляющаяся с эпохой капитализма.

Слайд 3

Ю.В. Бромлей предпринял попытку типологизировать этнические общества в синхронии, избрав в качестве

Ю.В. Бромлей предпринял попытку типологизировать этнические общества в синхронии, избрав в качестве
критерия интенсивность выраженности этнических свойств:
элементарные этнические единицы (представляющие предел делимости этнических общностей) – отдельный человек или этнофор;
субэтнические подразделения (составные части основных этнических подразделений, характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических свойств);
этносы
макроэтнические единицы или метаэтнические общности/суперэтносы (охватывающие несколько основных этнических подразделений, но характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических свойств).
Субэтносы в структуре этноса:
этнографические (этнолокальные) группы, обладающие языковой, культурной, конфессиональной спецификой в рамках этноса;
этнические группы, обладающие помимо языковой, культурной, конфессиональной специфики, выделенным самосознание.
Структура этнографических и этнических групп подвижна; между этническими общностями нет непроницаемой границы, в ходе исторического развития одни могут переходить в другие.
Ю.В. Бромлей подчеркивал, что в развитии этносов возможны различные схемы.
Наиболее типичная: этнографическая группа > этнос > историко-этнографическая область > историко-этнографическая провинция > метаэтнос/суперэтнос.
Суперэтносы/ метаэтносы:
метаэтнические общности, возникающие по конфессиональному признаку;
метаэтнические общности, возникающие по историко-культурному/цивилизационному признаку;
метаэтнические общности, возникающие на основе политического взаимодействия и проч.

Слайд 4

Ю.В. Бромлей, разграничивая понятия этникос и этно-социальный организм (ЭСО), соответственно выстраивал и

Ю.В. Бромлей, разграничивая понятия этникос и этно-социальный организм (ЭСО), соответственно выстраивал и
типологию этносов. Если с ЭСО его типология совпадала со сложившейся в 1950-е гг. (племя, народность, капиталистическая и социалистическая нации), то для этникосов он предлагал оперировать соответственно понятиями «соплеменность», «народность» и «национальность».Этнические общности, будучи сложными системами, претерпевают изменения в процессе исторического развития
Этнические процессы - относящиеся к изменениям этникосов.
Этносоциальные процессы – затрагивающие этносоциальные организмы (ЭСО).
Этнические процессы были классифицированы Ю.В. Бромлеем с точки зрения трансформации самоопределения/этничности:
этноэволюционные (характеризуются постепенными изменениями отдельных компонентов этноса – языка, культуры и т.д., но не затрагивают область этнического самосознания);
- этнотрансформационные (приводят к смене самосознания, но не обязательно к изменениям других компонентов; переводят этническую систему в новое состояние).
По форме этнические и этносоциальные процессы делятся на:
- этническое разделение/этническая дивергенция: парциация - распад этноса на несколько частей; сепарация - выделение из этноса небольшой группы;
- этническое объединение/этническая конвергенция: консолидация - стирание различий между субэтническими группами или объединение родственных этнических единиц в более крупную; ассимиляция - растворение небольших этнических групп в более крупных; межэтническая интеграция - объединение в новую культурную общность несхожих этнических единиц; этногенетическая миксация - появление новой этнической группы в результате объединения несхожих этносов.
Процессы этнической конвергенции более активно разворачиваются в период государственного строительства.
Этноинтеграционные процессы являются наиболее распространенными в современном мире.

Слайд 5

Теории межэтнического взаимодействия
Американским исследователем К. Янгом было выделены типы сообществ, в зависимости

Теории межэтнического взаимодействия Американским исследователем К. Янгом было выделены типы сообществ, в
от их этнического и культурного многообразия:
- гомогенные (отличающиеся культурным единством);
- с преобладающей культурой и несколькими меньшинствам;
- общества с культурным «ядром», связанным с государственной властью, и дифференцированными группами на периферии;
- общества с биполярной культурой (наличие двух равновеликих центров);
многополярные общества без доминирующей культуры; общества, чья структура обусловлена несколькими факторами – культурными, религиозными, социальными и т.д.
Состояние межэтнических процессов в различных странах описывают теории:
интегрированности (К. Дойч);
внутреннего колониализма (М. Хетчер);
аккультурации (Р. Редфилд, Р. Линтон , М. Херсковиц);
мобилизации.
Характер межэтнических отношений определяется комплексом факторов и имеет динамичный характер.
В современном мире все большую роль в межэтническом взаимодействии начинают играть миграции – перемещения людей из одного региона или страны в другие регионы и страны.
Международная миграция бывает двух видов – эмиграция (выезд из страны) и иммиграция (въезд в страну).
Результатом миграций протяженных во времени являются диаспоры
Диаспора (гр. diaspora рассеяние) - пребывание значительной части этнической общности вне страны происхождения; диаспоры возникают в результате насильственного выселения, угроз геноцида, действия различных социально-исторических факторов.
Диаспоры описывают следующие признаки: расселение за пределами исторической родины; общность самосознания, связь с территорией исхода; саморганизация; связь со страной пребывания