Слайд 2Содержание:
Групповая дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе.
Характеристика игровых
методов как естественных методов оптимизации межличностного взаимодействия участников образовательного процесса.
Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия.
Возможности решения задач психолого-педагогического взаимодействия в процессе деловой игры.
Метод «мозгового штурма»
Психологический тренинг как форма специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия.
Слайд 3Активные методы повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса
Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить
активные групповые методы обучения в :
а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Слайд 4Классификация методов активного обучения
Групповая дискуссия
игровые методы
Ролевая игра
решения задач в
процессе деловой игры
Метод «мозгового штурма»
Психологический тренинг
Слайд 5Групповая дискуссия и ее виды
Групповая дискуссия — способ организации взаимодействия участников группы,
который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость.
Виды групповой дискуссии:
Прогрессивная дискуссия
Метод «вопрос-ответ»
Процедура «обсуждения в полголоса»
Метод клиники
Метод «Лабиринта»
Свободноплавающая дискуссия
Метод эстафеты
Дискуссия – соревнование
Слайд 6Игровой метод
Игра - это свободная деятельность, в которой моделируются социальные отношения; которая
осознается как «ненастоящая», может полностью захватить играющего, не обусловлена пользой, протекает в особо отведенном пространстве и времени; соответствует правилам; вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружать себя тайной или подчеркивать свою необычность по отношению к прочему миру своеобразной одеждой и обликом.
Функция игры: освоение игроком социальных и культурных ценностей группы.
Слайд 7Ролевая игра
Ролевая игра - совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют,
берут на себя и исполняют различные социальные роли.
3 задачи:
воспитание,
образование .
развлечение.
Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков, каждая ролевая игра является способом проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением, пожалуй, деловых игр.
Слайд 8Преимущества деловой игры
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей
профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого (А.В. Петровский).
По мнению Кузьминой, деловые игры – это имитационный метод принятия решений в различных ситуациях по заданным ведущим или вырабатываемым самими участниками правилам.
Преимущества деловых игр перед методами обучения:
Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся.
Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.
Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.
Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
Данным метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.
Слайд 9Метод «мозгового штурма»
Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества
специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов.
Две основные задачи:
Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса
Анализ и оценка выдвинутых идей
Виды:
классический/ прямой; теневой; обратный; комбинированный;
индивидуальный; челночный; МШ на доске; «соло» ;визуальный;
брейнрайтинг.