Слайд 2
«ПЕСНЯ МАТЕРИ – ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ В МИРЕ: НАЧАЛО ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПЕСЕН»
РАСУЛ
ГАМЗАТОВ
Слайд 3
Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и
засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни,
под которые малыш засыпал, назвали колыбельными.
Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (качать, колыхать).
Колыбельная – песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии
перехода от бодрствования ко сну.
Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной
домашней работы.
Слайд 5 Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси
обыгрывалось множеством таинств и мистических
обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота.
Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка.
Народные колыбельные песни наполнены образами кота.
Слайд 6Баю – баюшки - баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Слайд 7 Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю -
ли», «люшеньки - люли».
Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют».
Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов.
Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.
Слайд 8В колыбельных песнях часто упоминаются воркующие голуби – гули.
А в старинных
колыбельных есть еще образы как бы живых существ:
Сон, Дрема, Угомон.
Ай, люли - люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать.
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Ходит сон по горе, Ходит сон по хате
Носит дрему в рукаве. В сереньком халате
Все детишкам продает, А сониха под окном —
Нашей Гале так дает. В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Ходит сон у окон,
Ходит к дреме на поклон:
— Приходит к нам, дрема, в дом,
Принеси на угомон.
Слайд 9 Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о
прошедшем дне, о случившихся событиях,
о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Пахать, боронить,
В лес по ягоды бродить,
По коровушку ходить.
А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может:
Баю – баюшки - баю,
Колотушек надаю,
Колотушек двадцать пять,
Будет лучше Ваня спать.
Слайд 10 Технике исполнения колыбельных песен учили с детства.
«Байкать» девочки начинали своих младших
братьев и сестер с 5 лет.
Таких нянь называли «байкалы», «байкальшицы», «баюкалки».
Древние придавали большое значение колыбельным песням,
ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство,
через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром.
Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а
колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и
очень любит его.