Организация активного восприятия музыки детьми раннего и дошкольного возраста

Содержание

Слайд 2

слушания более интересным, разнообразным, познавательным, игровым, творческим.

Активное восприятие музыки 
– это  ряд методов

слушания более интересным, разнообразным, познавательным, игровым, творческим. Активное восприятие музыки – это
и приемов, активизирующих процесс слушания музыки, делающих процесс слушания более интересным, разнообразным, познавательным, игровым, творческим.

Слайд 3

Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты,

Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты,
длительности, силы, тембра почувствовать красоту звучания, выразительность, услышать целостные художественные образы, вызывающие у слушателя определенные настроения, чувства и мысли.

Слайд 4

Главный компонент музыкального восприятия - сотворчество - оказывается на уровне непосредственной, эмоциональной

Главный компонент музыкального восприятия - сотворчество - оказывается на уровне непосредственной, эмоциональной
чувствительности к музыке. Компоненты восприятия взаимосвязаны между собой.

Развитие восприятия музыки - сложная задача, в частности на начальном этапе обучения. Дело в том, что дети перестают воспринимать произведение. Они могут быть невнимательными, затем снова слушать музыку, не замечая, что время вообще не слышали.

Слайд 6

Первый год жизни

С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки

Первый год жизни С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер
так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Наблюдаются проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Слайд 7

Второй год жизни

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление

Второй год жизни При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое
или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.

Слайд 8

Третий и четвертый год жизни.

У детей повышается чувствительность, возможность более точного

Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного
различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию
К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Слайд 9

Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Оно часто

Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Оно часто
носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения.

Слайд 10

Пятый год жизни.

Он характеризуется активной любознательностью детей
Они наблюдателбны, способны определить: музыка

Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей Они наблюдателбны, способны определить:
веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Слайд 11

Шестой и седьмой год жизни.

Это период подготовки ребят к школе. На

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На
основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.

Слайд 12

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ:

Пластическое интонирование
Музыкально-дидактические игры и упражнения.музыку.
Чтение стихов под

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ: Пластическое интонирование Музыкально-дидактические игры и упражнения.музыку.
классическую музыку.
Оркестровка
Образно-пластические этюды
Игры-драматизации

Слайд 13

Музыкотерапия
– метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов,

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов,
двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Слайд 14

Занятия по музыкотерапии
строятся по определенной схеме:
1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.
2.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме: 1. Разминка. Двигательные и ритмические
Основная часть. Восприятие музыки.
3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

Слайд 15

Используемый материал на занятиях по музыкотерапии.
Танец, мимика, жест, как и музыка, является

Используемый материал на занятиях по музыкотерапии. Танец, мимика, жест, как и музыка,
одним из древнейших способов выражения чувств и  переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Слайд 16

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, 
реализуемый в организации процесса восприятия, подразумевает тесное сотрудничество с

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, реализуемый в организации процесса восприятия, подразумевает тесное
семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.

Музыкотерапия - ориентирует педагога на сотрудничество с детьми и их семьями,
на интеграцию различных видов совместной художественной деятельности.

Слайд 17

Таким образом, музыкотерапию, как метод активизации восприятия, рекомендуется использовать не только на

Таким образом, музыкотерапию, как метод активизации восприятия, рекомендуется использовать не только на
музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, а также в совместных мероприятиях с родителями воспитанников.