Слайд 2Урок музыки – основная форма организации музыкального образования в школе
Несмотря на
то, что в школе ведется внеклассная работа по музыкальному воспитанию (кружки, праздники, факультативные занятия и др.), урок имеет первостепенное значение.
Сущность урока музыки, как и любого другого, составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая должна быть всегда эмоционально окрашена. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки.
Основными видами учебной музыкальной деятельности (способами, формами общения с музыкой) школьников на уроках принято считать слушание, исполнение музыки (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, творчество (сочинение и импровизация).
В уроке музыки должны быть представлены все компоненты образовательного процесса: цель, задачи, содержание, методы и др.
Слайд 3Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам
С одной стороны, урок музыки – неотъемлемая часть общеобразовательного процесса в школе, поэтому он должен соответствовать всем необходимым требованиям к уроку.
С другой стороны, урок музыки – это урок искусства, вследствие чего он обладает выраженным своеобразием. В связи с этим, урок музыки имеет как общие, так и отличительны черты с уроками по другим учебным предметам, особенно естественно - научного цикла.
Слайд 4Общие черты
конечная цель общего образования;
в основе построения лежат психолого-педагогические закономерности;
опора на общепедагогические
принципы;
сама форма урока с ее основными признаками (постоянный состав класса, обязательность урока, его продолжительность;
формы работы: сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения материала и др.;
целостность, направленность на достижение цели, освоение содержания, видов учебной деятельности;
основные методы обучения.
Слайд 5
Отличительные черты (которые придают своеобразие и общим чертам)
главная отличительная черта урока музыки
– это урок искусства, а не научной дисциплины.
Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. В связи с этим, музыкальное познание должно происходить на основе единства эмоций и разума, сознания и чувства;
непременное единство художественного и технического, когда художественное (цель) постоянно освещает техническое (путь к цели), когда работа над техникой одновременно есть и работа над художественностью (выразительностью), образностью;
преимущество на уроках коллективных форм работы;
главное содержание любого урока – сама музыка, общение с ней;
творческий характер всех видов учебной музыкальной деятельности;
преимущество диалога;
нетрадиционная структура уроков, своеобразие типов;
опора на проблемный вид обучения.
Слайд 6Типы уроков музыки
Под типом вообще принято понимать форму, вид чего-либо, обладающие
существенными качественными признаками. При этом тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей.
Типы уроков музыки разнообразны и существенно отличаются от типов уроков по естественно-научным дисциплинам:
уроки изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений, комбинированного (смешанного) типов.
Слайд 7Распространенные типы уроков музыки
Интегрированный урок,
урок-образ,
урок творчества,
пресс-конференция,
соревнование,
театрализованный урок, конкурс, викторина,
игра, музыкальная коллекция, концерт,
урок-кроссворд, музыкальная передача,
музыкальный салон и др.
Слайд 8Типы уроков
Тематическим построением программы Д.Б.Кабалевского и др. обусловлены такие типы уроков как:
урок
введения в тему;
урок углубления темы;
урок обобщения темы;
обобщающий урок-концерт года.
Слайд 9
Урок введения в тему
Его главным признаком является наличие в содержании первоначальной
обобщенной характеристики нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.
Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов:
1) активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся под углом зрения нового ключевого знания;
2) само введение в тему, которое происходит на основе создания поисковой ситуации;
3) первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.
Слайд 10
Урок углубления темы
Главный признак – наличие в его содержании новой характеристики
ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.
Процесс углубления темы складывается обычно из трех основных моментов:
1) активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знаний, которые усваивались в данной четверти);
2) собственно углубление темы (на основе восприятия музыки, активного участия школьников в процессе познания, с привлечением разнообразных средств и приемов обучения);
3) закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников).
Слайд 11
Урок обобщения темы
Основной признак – наличие в его содержании целостной, но
уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания. Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.
Слайд 12
Заключительный урок-концерт года
Цель такого урока – продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся,
достигнутый в течение учебного года.
В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать:
насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной ценности искусства, эмоциональное отношение к нему;
в какой мере усвоено тематическое содержание программы, умение размышлять о ней (осознанное отношение к музыке);
в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.
Урок-концерт должен проводиться в торжественной обстановке. Возможно объединение несколько классов одной параллели.
Слайд 13Урок творческого типа
Урок музыки – это урок искусства, следовательно, его отличительной чертой
выступает его творческий характер. В связи с этим, ведущим типом уроков музыки Н.А. Терентьева считает урок творческого типа.
Для его построения, согласно автору, необходима опора на ряд соответствующих принципов:
направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка;
направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия;
создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия;
воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру;
Слайд 14оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения
явлений действительности;
развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства;
создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
формирование у школьников основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.
Слайд 15Современный урок музыки как урок искусства
Ведущим типом современного урока музыки как урока
искусства является урок-образ.
К нему выдвигаются следующие требования:
целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;
оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;
художественная форма структуры урока (формы строения музыкальных произведений (1-частная, 2-х, 3-частная, рондо, вариации, сонатное аллегро, импровизация, фантазия и др.), форма строения литературного произведения);
единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;