Слайд 2
Этап первый: составить план.
Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст.
План останется у вас в черновике.
Для этого разобьём текст на микротемы и обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.
Слайд 3 (1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.
(2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…
Слайд 4 1.Неразрывная связь героя текста с ленью.
Слайд 5 (4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне
ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!
Слайд 6 2.Лень – причина всех несчастий героя.
Слайд 7
(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не
развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…
(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…
(19)Её зовут – Лень.
Слайд 83.Нежелание героя противостоять лени.
Слайд 9Этап второй:
выявить и сформулировать проблему.
Слайд 10
Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.
Необходимо помнить:
1.Проблема
– это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова;
2.Обозначаем только одну проблему
Слайд 11Формулировка проблем исходного текста
1. С помощью риторического вопроса
2. С помощью клише:
автор коснулся проблемы, уделил внимание проблеме, над какой-то проблемой думал, работал; поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил какую-то проблему…
ПОМНИ: тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого.
Слайд 12Сформулируем проблему:
1.Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?).
Помните:
Типовая конструкция
(Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).
Слайд 13Этап третий:
прокомментировать сформулированную проблему.
Слайд 14Комментарий к проблеме исходного текста
Попробуй ответить на вопросы:
1.Насколько актуально то, о чём
пишет автор?
2.Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
3.По возможности коснись истории вопроса.
4.Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
Слайд 15Пример комментария
Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель
обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью: «… не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти». Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем: «не покидает меня день и ночь», превращая его в своего пленника, заложника.
Слайд 16Этап четвёртый:
сформулировать позицию автора
Слайд 17Как выявить авторскую позицию
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция
автора – это ответ на поставленный вопрос.
Позиция автора публицистического текст чаще всего выражена чётко.
Для выявления позиции автора художественного текста постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает ситуацию, поступки героев.
ПОМНИТЕ: нужно не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Слайд 18Примеры типовых конструкций:
Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над,
отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).
Слайд 19Авторская позиция:
Что хотел донести до своего читателя автор?
Ради чего написан этот текст?
Подсказка:
задание 20 и 24
(В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?)
Слайд 20Авторская позиция
Чехов хотел
осудить своего героя,
заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить
её губительные последствия.
Слайд 21Этап пятый:
аргументировано выразить своё мнение по сформулированной проблеме.
Слайд 22Как аргументировать свою позицию
Помните: в этой части работы нужно следовать правилам построения
текста-рассуждения.
Слайд 23Как аргументировать свою позицию
Слайд 24Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять
её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни.
Какие я могу привести аргументы?
Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности.
К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств.
Слайд 25Вывод:
Всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными
Ионычами.
Слайд 26КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного
текста.
Комментарий к сформулированной проблеме текста.
Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме
Аргументация собственного мнения по проблеме:
1)Тезис;
2) Аргументы:
а) первый аргумент;
б) второй аргумент.
3) Вывод.
Заключение