Сочинение. ЕРЭ по русскому языку. Рекомендации к выполнению части 2

Содержание

Слайд 2

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте

Формулировка задания Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных
сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

План сочинения

Вступление
Формулировка одной из проблем текста
Первый пример-иллюстрация с пояснением к нему
Второй пример-иллюстрация

План сочинения Вступление Формулировка одной из проблем текста Первый пример-иллюстрация с пояснением
с пояснением к нему
Связь примеров и ее анализ
Авторская позиция
Выражение отношения экзаменуемого к авторской позиции (согласие или несогласие) и аргументация этого отношения
Вывод

Комментарий
к проблеме

Слайд 4

Характеристика композиционных элементов

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – это вопрос, требующий ответа и предполагающий различные

Характеристика композиционных элементов ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – это вопрос, требующий ответа и предполагающий
варианты решения.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – это ответ автора на этот вопрос.
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ – это логический путь от вопроса (проблемы) к ответу (авторской позиции), состоящий из трёх шагов: двух ПРИМЕРОВ из текста с пояснениями и определением СВЯЗИ с ее анализом.

Слайд 5

Характеристика композиционных элементов

МНЕНИЕ ЭКЗАМЕНУЕМОГО – это не просто выражение согласия/несогласия с автором,

Характеристика композиционных элементов МНЕНИЕ ЭКЗАМЕНУЕМОГО – это не просто выражение согласия/несогласия с
а определение, с чем именно соглашается или не соглашается пишущий.
АРГУМЕНТАЦИЯ МНЕНИЯ – это пояснение экзаменуемого, почему он согласен или не согласен с автором.
ВЫВОД – подведение итогов анализа авторского текста и собственных мыслей выпускника.

Слайд 6

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

Необходимо чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА Необходимо чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении,
в тексте проблем может быть несколько.
Сформулировать проблему можно двумя способами.
Удобнее это сделать в виде вопроса: Каким должно быть отношение к родному языку? Тогда формулировка авторской позиции будет ответом на этот вопрос.
Второй путь – с помощью несогласованного определения: проблема отношения к родному языку.
Ни в коем случае нельзя путать понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!

Вернуться

Слайд 7

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Это решение проблемы автором текста, его указание, «что делать», «куда ж

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Это решение проблемы автором текста, его указание, «что делать», «куда
нам плыть» или «кто виноват».
Формулировка проблемы и формулировка авторской позиции должны представлять собой вопросно-ответное единство:
Проблема: Каким должно быть отношение к родному языку?
Авторская позиция: Отношение к родному языку должно быть бережным и уважительным?
Лексические маркеры: утверждает, считает, подводит читателя к выводу, уверен, позиция автора заключается…

Вернуться

Слайд 8

ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ

Анализ примеров должен включать три элемента для каждого примера:
СОБСТВЕННО ПРИМЕР. В художественном

ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ Анализ примеров должен включать три элемента для каждого примера: СОБСТВЕННО ПРИМЕР.
тесте им может стать поступок героя, его высказывание, мысль. Однако нельзя упускать из виду и значение внесюжетных элементов: пейзажа, портрета и т.п.
Примеры из публицистических текстов – это авторские суждения; довольно часто встречаются прямые авторские оценки – на них нужно обращать особое внимание. Примерами также могут стать процитированная автором текста чужая мысль, его воспоминания, факты, приводимые автором;

Слайд 9

ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ

РОЛЬ ПРИМЕРА в раскрытии проблемы текста. Это первый шаг к формулировке авторской

ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ РОЛЬ ПРИМЕРА в раскрытии проблемы текста. Это первый шаг к формулировке
позиции (роль второго примера – второй шаг). Нужно показать, какую мысль содержит пример, как он работает на реализацию авторского замысла, что делает автор с помощью этого примера, какой цели достигает…
Лексические маркеры: автор показывает, раскрывает, помогает понять…
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ текста, связь сформулированной в предыдущем предложении мысли с жизнью человека и общества. Здесь вполне достаточно одного предложения, подтверждающего актуальность проблемы.

Вернуться

Слайд 10

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИМЕРОВ

Является мобильным элементом комментария: может располагаться перед примерами, между ними и

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИМЕРОВ Является мобильным элементом комментария: может располагаться перед примерами, между ними
после них.
Здесь тоже обязательны два компонента:
собственно тип связи: указать, как связаны примеры по смыслу, как развивается авторская мысль, как углубляется понимание проблемы.
Лексические маркеры: дополнение, причина, следствие, сравнение, сопоставление, противопоставление…
роль связи в раскрытии проблемы: Это третий шаг к формулировке авторской позиции. Нужно объяснить, каким образом примеры дополняют друг друга, по каким критериям сопоставляются, в чем суть противопоставления и т.п., а также какой новый смысл рождается из этих взаимоотношений.

Слайд 11

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИМЕРОВ

Вернуться

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИМЕРОВ Вернуться

Слайд 12

МНЕНИЕ ВЫПУСКНИКА

может совпадать с авторским, а может быть ровно противоположным. Согласие аргументировать

МНЕНИЕ ВЫПУСКНИКА может совпадать с авторским, а может быть ровно противоположным. Согласие
легче. В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным.
Выражая свою позицию, нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Не стоит повторять дословно авторские мысли. Нужно найти свою формулировку ответа на вопрос проблемы. Удачным выходом может стать формулировка «от противного»: «Автор утверждает, что необходимо … Я согласен с автором в том, что недопустимо…»

Вернуться

Слайд 13

ОБОСНОВАНИЕ МНЕНИЯ

Возможные пути обоснования: аргументы к пафосу, аргументы к обещанию, аргументы к

ОБОСНОВАНИЕ МНЕНИЯ Возможные пути обоснования: аргументы к пафосу, аргументы к обещанию, аргументы
угрозе.
Аргументы к пафосу предполагают стремление вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.
Аргументы к обещанию казывают на что-либо желательное, например, общечеловеческие ценности.
Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, например, социальные пороки или уродливые, неэтичные явления.

Слайд 14

ОБОСНОВАНИЕ МНЕНИЯ

Без опоры на читательский и жизненный опыт умозрительная аргументация выпускников часто

ОБОСНОВАНИЕ МНЕНИЯ Без опоры на читательский и жизненный опыт умозрительная аргументация выпускников
поверхностна и однобока. Поэтому целесообразно подтвердить доказательства литературным примером или примером из жизни.
При этом нужно помнить, что этот пример должен быть связан с проблематикой текста и не подменять собой аргументацию экзаменуемого, а лишь удостоверять верность его логических построений. Литературный пример – это не пересказ, а анализ под углом проблемы текста.
Пример из жизненного опыта должен быть социально значимым!

Вернуться

Слайд 15

ВЫВОД

Это итог работы, поэтому не нужно повторять ничего из уже сказанного или

ВЫВОД Это итог работы, поэтому не нужно повторять ничего из уже сказанного
уклоняться от главной мысли, которая доказывалась в сочинении.
В выводе не могут появляться новые аргументы.
Вывод не может начинаться словами «я считаю», «по моему мнению» и т.п.: так вводится собственная позиция.
Не стоит также поучать экспертов, рассказывать, что они должны и чего не должны делать в жизни.

Слайд 16

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Для облегчения задачи лучше начать работу с формулировки АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ,

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ Для облегчения задачи лучше начать работу с формулировки АВТОРСКОЙ
записав ее в середине листа.
Задаем вопрос к авторской позиции – это формулировка проблемы. Записываем ее вверху листа, оставив место для вступления.
Промежуток между формулировкой проблемы и авторской позицией заполняем комментарием к проблеме: примерами из текста и взаимосвязью примеров.
Формулируем согласие с авторской позицией. Записываем после авторской позиции.
Аргументируем это согласие, не забыв об опоре на читательский и жизненный опыт. Записываем после формулировки согласия.
Формулируем вывод. Записываем после аргументации собственного мнения.
Составляем вступление. Записываем в самом верху листа.

Слайд 17

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Слайд 18

САМОПРОВЕРКА

Закончив работу, нужно проверить свое сочинение по следующим параметрам:
1. Проблема и авторская

САМОПРОВЕРКА Закончив работу, нужно проверить свое сочинение по следующим параметрам: 1. Проблема
позиция – это вопрос и ответ.
2. Пояснение к первому примеру + пояснение ко второму примеру + связь = авторская позиция.
3. Аргументы выпускника созвучны авторской позиции и собственному согласию с ним.
4. Нет ли новых мыслей в выводе.

Слайд 19

РЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

На следующих слайдах представлены скриншоты реального сочинения ЕГЭ-2020 (07.07.2020), написанного моей

РЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ На следующих слайдах представлены скриншоты реального сочинения ЕГЭ-2020 (07.07.2020), написанного
ученицей по тексту Н. Москвина, и результатов его оценивания из ее личного кабинета.
Ссылка на текст:
https://rustutors.ru/vsetekstiege/semiatraditsii/2467-realnyj-tekst-egje-po-russkomu-jazyku-2020-nja-moskvin-o-vojne.html
Обязательное наличие анализа смысловой взаимосвязи примеров – новое требование, введенное для ЕГЭ-2021, поэтому в данной работе связь проработана слабо. В остальном сочинение вполне соответствует критериям.

Слайд 20

РЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

РЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Слайд 21

РЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

РЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Слайд 22

В рекомендациях использованы следующие материалы:
вебинар «Сочинение-рассуждение на ЕГЭ-2019. Учимся комментировать» от 15.10.2018:

В рекомендациях использованы следующие материалы: вебинар «Сочинение-рассуждение на ЕГЭ-2019. Учимся комментировать» от
https://www.youtube.com/watch?v=hjT-8n1B2SE
вебинар «Сочинение на ЕГЭ по русскому языку в новом формате» от 15.05.2019:
https://www.youtube.com/watch?v=weDtfaLkhtQ
вебинар «Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии» от 11.11.2020:
https://www.youtube.com/watch?v=ybwruijDCHU
многочисленные экспертные оценки подготовительных и реальных сочинений ЕГЭ
Имя файла: Сочинение.-ЕРЭ-по-русскому-языку.-Рекомендации-к-выполнению-части-2.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0