1_Что такое философия

Содержание

Слайд 2

Курс ФИЛОСОФИЯ
Философия_ДО/ДД/Л-19
vk.com/club215787485

Курс ФИЛОСОФИЯ Философия_ДО/ДД/Л-19 vk.com/club215787485

Слайд 3

Лекция № 1
ЧТО ТАКОЕ
ФИЛОСОФИЯ?

Лекция № 1 ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Слайд 4

ТЕМА ТОЧНЕЕ («неакадемическая» формулировка):
Почему философы никогда
не начинают с вопроса
«ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»,
а учебники –

ТЕМА ТОЧНЕЕ («неакадемическая» формулировка): Почему философы никогда не начинают с вопроса «ЧТО
всегда?

Слайд 5

ТЕМА ТОЧНЕЕ («неакадемическая» формулировка):
Почему философы никогда
не начинают с вопроса
«ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»,
а учебники –

ТЕМА ТОЧНЕЕ («неакадемическая» формулировка): Почему философы никогда не начинают с вопроса «ЧТО
всегда*?

*причём и не с вопроса вовсе☺

Слайд 6

ПЛАН (с выходом в последующие лекции)

1. Формальное= =бессодержательное определение философии.

ПЛАН (с выходом в последующие лекции) 1. Формальное= =бессодержательное определение философии.

Слайд 7

ПЛАН (с выходом в последующие лекции)

2. Вариант подхода
к содержательному определению: этимология φιλοσοφία.

ПЛАН (с выходом в последующие лекции) 2. Вариант подхода к содержательному определению: этимология φιλοσοφία.

Слайд 8

ПЛАН (с выходом в последующие лекции)

3. Вопрос о МНЕНИИ
в ранней философии. Вопрос о

ПЛАН (с выходом в последующие лекции) 3. Вопрос о МНЕНИИ в ранней
вашей позиции в изучении философии.

Слайд 9

ПЛАН (с выходом в последующие лекции)

4. Расхожие суждения (МНЕНИЯ) о философии. Их деконструкция.
«Расхожие»

ПЛАН (с выходом в последующие лекции) 4. Расхожие суждения (МНЕНИЯ) о философии.
– это чьи?
Что значит «деконструкция»?

Слайд 10

ПЛАН (с выходом в последующие лекции)

5. Невозможность определения философии НЕ ИЗ ситуации философствования.

ПЛАН (с выходом в последующие лекции) 5. Невозможность определения философии НЕ ИЗ ситуации философствования.

Слайд 11

Читать:

Новая философская
энциклопедия, статьи:
«Философия» (т. 4)
«Рефлексия» (т. 3)

Читать: Новая философская энциклопедия, статьи: «Философия» (т. 4) «Рефлексия» (т. 3)

Слайд 12

Читать:

Хайдеггер М. Что это такое – философия? (1956)

Читать: Хайдеггер М. Что это такое – философия? (1956)

Слайд 13

Читать:

Хайдеггер М. Что это такое – философия? (1956)
Ясперс К. Что такое философия?

Читать: Хайдеггер М. Что это такое – философия? (1956) Ясперс К. Что
(1953)
(гл. 1 «Введения в философию»)

Слайд 14

Читать:

Хайдеггер М. Что это такое – философия? (1956)
Ясперс К. Что такое философия?

Читать: Хайдеггер М. Что это такое – философия? (1956) Ясперс К. Что
(1953)
(гл. 1 «Введения в философию»)
Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? (1991)

Слайд 15

Читать:

Хайдеггер М. Что это такое – философия? (1956)
Ясперс К. Что такое философия?

Читать: Хайдеггер М. Что это такое – философия? (1956) Ясперс К. Что
(1953)
(гл. 1 «Введения в философию»)
Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? (1991)
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? (1929)

Слайд 16

Читать:

Один из последних (на 2022 г.) опытов –
Агамбен Дж. Что такое

Читать: Один из последних (на 2022 г.) опытов – Агамбен Дж. Что
философия? (2017)
What Is Philosophy? GIORGIO AGAMBEN,
TRANSLATED BY LORENZO CHIESA
Stanford, CA: Stanford University Press,
2017. 136 pp.

Слайд 18

Не читать:
ни одного учебника

Не читать: ни одного учебника

Слайд 19

Читать:

Heidegger М. Was ist das — die Philosophie? (1956) Род. в 1889 г.
Jaspers К.

Читать: Heidegger М. Was ist das — die Philosophie? (1956) Род. в
Was ist Philosophie? (1953)
(гл. 1 «Введения в философию») Род. в 1883 г.
Deleuse G., Guattari F. Qu'est-ce que la philosophie? (1991) Род. в 1925 и 1930 гг.
Ortega y Gasset J. Que es filosofía? (1929) Род. в 1883 г.

Слайд 20

Читать:
Agamben J. What Is Philosophy?
(2017) Род. в 1942 г.

Читать: Agamben J. What Is Philosophy? (2017) Род. в 1942 г.

Слайд 21

В первом приближении:

1. В высшей степени сложный вопрос.

В первом приближении: 1. В высшей степени сложный вопрос.

Слайд 22

В первом приближении:

1. В высшей степени сложный вопрос.
2. Не из числа первых

В первом приближении: 1. В высшей степени сложный вопрос. 2. Не из
на пути мышления.

Слайд 23

В первом приближении:

1. В высшей степени сложный вопрос.
2. Не из числа первых

В первом приближении: 1. В высшей степени сложный вопрос. 2. Не из
на пути мышления.
3. Начать с него – видимо, означает сразу закрыть дорогу к пониманию.

Слайд 24

В первом приближении:

1. В высшей степени сложный вопрос.
2. Не из числа первых

В первом приближении: 1. В высшей степени сложный вопрос. 2. Не из
на пути мышления.
3. Начать с него – видимо, означает сразу закрыть дорогу к пониманию.
4. Ответа нет = ответов много.

Слайд 25

В первом приближении:

1. В высшей степени сложный вопрос.
2. Не из числа первых

В первом приближении: 1. В высшей степени сложный вопрос. 2. Не из
на пути мышления.
3. Начать с него – видимо, означает сразу закрыть дорогу к пониманию.
4. Ответа нет = ответов много.
5. Ставится и решается не «коллективом единомышленников».

Слайд 26

В первом приближении:

1. В высшей степени сложный вопрос.
2. Не из числа первых

В первом приближении: 1. В высшей степени сложный вопрос. 2. Не из
на пути мышления.
3. Начать с него – видимо, означает сразу закрыть дорогу к пониманию.
4. Ответа нет = ответов много.
5. Ставится и решается не «коллективом единомышленников».
6. Ценность – в том, что вопрос длит традицию вопрошания=философствования

Слайд 27

А что в учебнике?

1. Не вопрос, а ответ (тезис).

А что в учебнике? 1. Не вопрос, а ответ (тезис).

Слайд 28

А что в учебнике?

1. Не вопрос, а ответ (тезис).
2. (Вы)даётся ДО пути

А что в учебнике? 1. Не вопрос, а ответ (тезис). 2. (Вы)даётся ДО пути познания.
познания.

Слайд 29

А что в учебнике?

1. Не вопрос, а ответ (тезис).
2. (Вы)даётся ДО пути

А что в учебнике? 1. Не вопрос, а ответ (тезис). 2. (Вы)даётся
познания.
3. Имитирует понятность того, о чём так и не спрошено.

Слайд 30

А что в учебнике?

1. Не вопрос, а ответ (тезис).
2. (Вы)даётся ДО пути

А что в учебнике? 1. Не вопрос, а ответ (тезис). 2. (Вы)даётся
познания.
3. Имитирует понятность того, о чём так и не спрошено.
4. Гарантирует один=«правильный» ответ.

Слайд 31

А что в учебнике?

1. Не вопрос, а ответ (тезис).
2. (Вы)даётся ДО пути

А что в учебнике? 1. Не вопрос, а ответ (тезис). 2. (Вы)даётся
познания.
3. Имитирует понятность того, о чём так и не спрошено.
4. Гарантирует один=«правильный» ответ.
5. Для всех (средний уровень, стандарт).

Слайд 32

А что в учебнике?

1. Не вопрос, а ответ (тезис).
2. (Вы)даётся ДО пути

А что в учебнике? 1. Не вопрос, а ответ (тезис). 2. (Вы)даётся
познания.
3. Имитирует понятность того, о чём так и не спрошено.
4. Гарантирует один=«правильный» ответ.
5. Для всех (средний уровень, стандарт).
6. Формулируется из ситуации СНАРУЖИ (учебники по философии пишут не философы).

Слайд 33

Редкое исключение
История философии. Запад – Россия – Восток : в 4 кн.

Редкое исключение История философии. Запад – Россия – Восток : в 4
/ ИФ РАН;
под ред. Н. В. Мотрошиловой.
(несколько изданий за 2000-е гг.)

Слайд 34

Философия -
греческое предприятие

Философия - греческое предприятие

Слайд 35

Философия -
греческое предприятие
«Мы избегаем выражения
"западноевропейская философия",
потому что, строго говоря, оно избыточно:
не

Философия - греческое предприятие «Мы избегаем выражения "западноевропейская философия", потому что, строго
существует никакой другой философии,
кроме европейской».
М. Хайдеггер. Гераклит. С. 20.

Слайд 36

Философия -
греческое предприятие
«Мы избегаем выражения
"западноевропейская философия",
потому что, строго говоря, оно избыточно:
не

Философия - греческое предприятие «Мы избегаем выражения "западноевропейская философия", потому что, строго
существует никакой другой философии,
кроме европейской».
М. Хайдеггер. Гераклит. С. 20.
Корректнее – ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Слайд 37

Философия -
греческое предприятие.
Чуть менее 3000 лет

Философия - греческое предприятие. Чуть менее 3000 лет

Слайд 38

Философия -
греческое предприятие.
Чуть менее 3000 лет.
«Самая верная общая характеристика западноевропейской философской

Философия - греческое предприятие. Чуть менее 3000 лет. «Самая верная общая характеристика
традиции в том, что она состоит
из ряда примечаний к Платону»
(А. Н. Уайтхед)

Слайд 41

Великая Греция

Великая Греция

Слайд 42

Великая Греция (Μεγάλη Ἑλλάς),
греческие колонии в Южной Италии

Великая Греция (Μεγάλη Ἑλλάς), греческие колонии в Южной Италии

Слайд 43

Иония,
Апеннины и Сицилия
(нематериковая Греция,
не Балканский полуостров,
не-метрополия!)

Иония, Апеннины и Сицилия (нематериковая Греция, не Балканский полуостров, не-метрополия!)

Слайд 46

Иония,
Апеннины и Сицилия

Края, границы, букв. аd marginem: контакт с Иным.
Философия изначально

Иония, Апеннины и Сицилия Края, границы, букв. аd marginem: контакт с Иным.
ЧУЖДА
всему «своему» и всем «своим».
Ср.: буддизм, ислам… (не-свои + купцы)

Слайд 47

«ЗАПАД» и «ВОСТОК».
Вопрос о так называемой
«восточной философии»

«ЗАПАД» и «ВОСТОК». Вопрос о так называемой «восточной философии»

Слайд 48

«ЗАПАД» и «ВОСТОК».
Вопрос о так называемой
«восточной философии»
(восточных философиях)

«ЗАПАД» и «ВОСТОК». Вопрос о так называемой «восточной философии» (восточных философиях)

Слайд 49

«ВОСТОК» vs «ЗАПАД»

«ВОСТОК» vs «ЗАПАД»

Слайд 50

«ВОСТОК» vs «ЗАПАД»

«ВОСТОК» vs «ЗАПАД»

Слайд 51

Ср.:
«ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» vs «ЖИВОТНЫЙ МИР»

Ср.: «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» vs «ЖИВОТНЫЙ МИР»

Слайд 52

Этимология древнегреческого слова:
φιλειν + ςοφία

Этимология древнегреческого слова: φιλειν + ςοφία

Слайд 53

ςοφία
Топоров В. Н.
Ещё раз о древнегреческом ΣΟΦΙΑ:
происхождение слова
и его внутренний смысл
//

ςοφία Топоров В. Н. Ещё раз о древнегреческом ΣΟΦΙΑ: происхождение слова и
Структура текста. 1980. С. 148-173;
URL: https://einai.ru/2013-02-Toporov.html.

Слайд 54

«По сути дела, нельзя сказать, когда и где у греков
впервые появилось
философское

«По сути дела, нельзя сказать, когда и где у греков впервые появилось
сознание»
Кант И.
Logik. WW. DBd. VIII. S. 346

Heid. Heraklit. P. 20

Слайд 55

φιλοσοφία
Πυθαγόρας – VI в. до н. э.
Слово общеупотребительно с IV в. до

φιλοσοφία Πυθαγόρας – VI в. до н. э. Слово общеупотребительно с IV в. до н. э.
н. э.

Слайд 56

До Пифагора (в Ионии): ίστορία
(изыскание / исследование с помощью расспросов)

т. е. это

До Пифагора (в Ионии): ίστορία (изыскание / исследование с помощью расспросов) т. е. это вариант БЕСЕДЫ
вариант БЕСЕДЫ

Слайд 57

До Пифагора (в Ионии*):
ίστορία
(изыскание / исследование
с помощью расспросов)

*Θαλής ο Μιλήσιος (625–

До Пифагора (в Ионии*): ίστορία (изыскание / исследование с помощью расспросов) *Θαλής ο Μιλήσιος (625– 546)
546)

Слайд 58

На вопрос Поликрата,
кем он является, Пифагор ответил:

На вопрос Поликрата, кем он является, Пифагор ответил:

Слайд 59

На вопрос Поликрата,
кем он является, Пифагор ответил:
«Я не мудрец (σοφος),
я любящий мудрость
(φιλόσοφος)»
Лосев

На вопрос Поликрата, кем он является, Пифагор ответил: «Я не мудрец (σοφος),
А. Ф. Платон. С. 36.

Слайд 60

Философы (φιλόσοφοί) –
любители мудрости?
Это формальное определение.
Но что значит «любить мудрость»?..
Выход к сюжету

Философы (φιλόσοφοί) – любители мудрости? Это формальное определение. Но что значит «любить
«особости» философов

Слайд 61

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно)
Уже – в самом начале –
все ключевые характеристики
философского

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно) Уже – в самом начале –
образа жизни
(в ряду других «способов жить»):

Слайд 62

Читать:

Читать:

Слайд 63

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно)
Социальная периферийность

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно) Социальная периферийность

Слайд 64

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно)
Социальная периферийность
Чуждость «среднему греку»
NB! Так называемый
«средний человек». А

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно) Социальная периферийность Чуждость «среднему греку» NB!
кто это???

Слайд 65

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно)
Социальная периферийность
Чуждость «среднему греку»
NB! Так называемый
«средний человек». А

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно) Социальная периферийность Чуждость «среднему греку» NB!
кто это???
Пока так: «не-философ».
Далее: НЕ-МЫСЛЯЩИЙ

Слайд 66

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно)
Социальная периферийность
Чуждость «среднему греку»
Закрытость («эзотеричность»)

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно) Социальная периферийность Чуждость «среднему греку» Закрытость («эзотеричность»)

Слайд 67

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно)
Социальная периферийность
Чуждость «среднему греку»
Закрытость («эзотеричность»)
Высокая цена этого образа

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно) Социальная периферийность Чуждость «среднему греку» Закрытость
жизни

Слайд 68

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно)
Социальная периферийность
Чуждость «среднему греку»
Закрытость («эзотеричность»)
Высокая цена этого образа

Пифагорейская школа (в высшей степени пунктирно) Социальная периферийность Чуждость «среднему греку» Закрытость
жизни
Мощная традиция после

Слайд 69

«Соседние» позиции: 1) «семь мудрецов» самый ранний список: Платон «Протагор»

σοφός;
οἱ ἑπτὰ σοφοί (pl.)

«Соседние» позиции: 1) «семь мудрецов» самый ранний список: Платон «Протагор» σοφός; οἱ ἑπτὰ σοφοί (pl.)

Слайд 70

«Семь мудрецов» самый ранний список: Платон «Протагор»

Фалес Милетский
Питтак Митиленский
Биант из Приены
Солон
Клеобул Линдийский
Мисон Хенейский
Лаконец

«Семь мудрецов» самый ранний список: Платон «Протагор» Фалес Милетский Питтак Митиленский Биант
Хилон

Слайд 71

«Семь мудрецов»

Гнома (γνώμη – мысль, мнение) – нравоучение, высказывание общего характера

Что значит

«Семь мудрецов» Гнома (γνώμη – мысль, мнение) – нравоучение, высказывание общего характера Что значит «общего»?
«общего»?

Слайд 72

Гномы

Ничего сверх меры
(Солон)

Гномы Ничего сверх меры (Солон)

Слайд 73

Гномы

Отца надо уважать.
Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на

Гномы Отца надо уважать. Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен
кого они направлены
(Клеобул)

Слайд 74

Гномы

[Что] трудно [?] –
познать самого себя.
Мудрее всего
время, потому что
оно всё открывает
(Фалес)

Гномы [Что] трудно [?] – познать самого себя. Мудрее всего время, потому

Слайд 75

Гномы

Не позволяй своему языку опережать свой разум.
Свадьбу устраивай дешёвую
(Хилон).

Гномы Не позволяй своему языку опережать свой разум. Свадьбу устраивай дешёвую (Хилон).

Слайд 76

«Соседние» позиции: 2) софисты неоднозначность решения вопроса о соотношении позиций софиста и философа (архетипическая философская

«Соседние» позиции: 2) софисты неоднозначность решения вопроса о соотношении позиций софиста и
ситуация – Сократ и/vs афиняне)

Слайд 77

«Соседние» позиции: 3) поэты Начиная с ранних философских текстов (Парменид, Ксенофан Колофонский, Эмпедокл)

«Соседние» позиции: 3) поэты Начиная с ранних философских текстов (Парменид, Ксенофан Колофонский,
– поэтических! И до Ницше, Хайдеггера, Бибихина…

Слайд 78

«Соседние» позиции: 3) поэты Начиная с ранних философских текстов (Парменид, Ксенофан Колофонский, Эмпедокл)

«Соседние» позиции: 3) поэты Начиная с ранних философских текстов (Парменид, Ксенофан Колофонский,
– поэтических! И до Ницше, Хайдеггера, Бибихина… Платон Но ещё подлежит разбору, что такое поэт. Мы найдём огромное различие с тем, что называлось «поэтом» на уроках литературы в школе

Слайд 79

«По сути дела, нельзя сказать, когда и где у греков
впервые появилось
философское

«По сути дела, нельзя сказать, когда и где у греков впервые появилось
сознание»
Кант И.
Logik. WW. DBd. VIII. S. 346

Heid. Heraklit. P. 20

Дубль:

Слайд 80

VI в. до н. э.
К. Ясперс:
«осевое время» (axis)
Сократ / Будда / Кун-фу-цзы

VI в. до н. э. К. Ясперс: «осевое время» (axis) Сократ /
/ Зороастр

Слайд 81

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии

Слайд 82

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии
Что значит «распространённые»?
Чьи именно?

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии Что значит «распространённые»? Чьи именно?

Слайд 83

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии
Что значит «распространённые»?
Чьи именно?
а) ничьи; б) «наши».

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии Что значит «распространённые»? Чьи именно? а) ничьи; б) «наши».

Слайд 84

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии
И сначала – о понятии «докса»

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии И сначала – о понятии «докса»

Слайд 85

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии

Мнение = δοξα.

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии Мнение = δοξα.

Слайд 86

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии

Мнение = δοξα.
Мнение знание (επιςτήμη)

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии Мнение = δοξα. Мнение знание (επιςτήμη)

Слайд 87

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии

Мнение = δοξα.
Мнение знание (επιςτήμη)
истина (άλήθεια)

Распространённые МНЕНИЯ (ДОКСЫ) о философии Мнение = δοξα. Мнение знание (επιςτήμη) истина (άλήθεια)

Слайд 88

Ср. – XV в., Nicolai de Cusa

Чувственное
Рассудочное
Интеллектуальное
=разумное

Ср. – XV в., Nicolai de Cusa Чувственное Рассудочное Интеллектуальное =разумное

Слайд 89

Ср. – XV в., Nicolai de Cusa

спутанно
правдоподобно
истинно

Чувственное
Рассудочное
Интеллектуальное
=разумное

Ср. – XV в., Nicolai de Cusa спутанно правдоподобно истинно Чувственное Рассудочное Интеллектуальное =разумное

Слайд 90

Читать:

Новая философская
энциклопедия, статья
«Истина».
Фрагменты ранних греческих
философов. Ч. 1 / под ред.
А. В. Лебедева.

Читать: Новая философская энциклопедия, статья «Истина». Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1
– М.: Наука,1989.

Слайд 91

Расхожие мнения (ДОКСЫ) о философии

Докса – стихийное, обыденное, естественное мнение;
«философия же состоит из

Расхожие мнения (ДОКСЫ) о философии Докса – стихийное, обыденное, естественное мнение; «философия
paradoxa».
Ортега-и-Гассет. Что такое философия?

Слайд 92

Расхожие мнения (ДОКСЫ) о философии
Др.-греч. παράδοξος странный, неожиданный (ср. παρα-δοκέω «кажусь»)
А. Тарковский: «Одна

Расхожие мнения (ДОКСЫ) о философии Др.-греч. παράδοξος странный, неожиданный (ср. παρα-δοκέω «кажусь»)
капля, и ещё одна капля – будет…»

Слайд 93

«Нужда в доксе –
не первичная, поздняя.
Дети – когда-то – начинали с истины.
Раннее

«Нужда в доксе – не первичная, поздняя. Дети – когда-то – начинали
событие принятия мира (мы о нём забыли)».
В. В. Бибихин. Чтение философии
(и вопрос о «детях как философах»)

Слайд 94


Впервые – у Парменида (элеат, акме 504-501 до н. э. (69 Олимпиада)) [поэма «О

Впервые – у Парменида (элеат, акме 504-501 до н. э. (69 Олимпиада))
природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях».

Философия и поэзия:
Ксенофан Колофонский, Эмпедокл, Платон…

Слайд 95

Греческие колонии на Апеннинах
и в Сицилии (Великая Греция)

Греческие колонии на Апеннинах и в Сицилии (Великая Греция)

Слайд 96

δοξα

άλήθεια

Впервые – у Парменида (элеат, акме 504-501 до н. э. (69 Олимпиада)) [поэма «О

δοξα άλήθεια Впервые – у Парменида (элеат, акме 504-501 до н. э.
природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях».

Слайд 97

«В соответствии с истиной он полагает универсум единым, невозникшим и шарообразным;
а в

«В соответствии с истиной он полагает универсум единым, невозникшим и шарообразным; а
соответствии с мнением толпы, для того чтобы истолковать генезис феноменального мира, полагает два начала:
огонь и землю, одно как материю, другое как творящую причину…»

Фрагменты ранних греческих философов… С. 276

Слайд 98

«В соответствии с истиной он полагает универсум единым, невозникшим и шарообразным;
а в

«В соответствии с истиной он полагает универсум единым, невозникшим и шарообразным; а
соответствии с мнением толпы, для того чтобы истолковать генезис феноменального мира, полагает два начала:
огонь и землю, одно как материю, другое как творящую причину…»

Фрагменты ранних греческих философов… С. 276

Слайд 99

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий

άλήθεια

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок.

δοξα Открывается на основе чувственных восприятий άλήθεια Впервые – у Парменида [«О
160 стихов] – т. н. учение о «двух путях»

Слайд 100

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном

Впервые – у Парменида [«О

δοξα Открывается на основе чувственных восприятий άλήθεια Открывается в мыслимом / помысленном
природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях»

Слайд 101

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий
У большинства, и потому множественное

άλήθεια
Открывается в мыслимом /

δοξα Открывается на основе чувственных восприятий У большинства, и потому множественное άλήθεια
помысленном

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях»

Слайд 102

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий
У большинства, и множественное (или одно, но –

δοξα Открывается на основе чувственных восприятий У большинства, и множественное (или одно,
в отличие от алетейи – ДАННОЕ)

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном
Одно / единое / достижимое не сообща

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях»

Слайд 103

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях»)

δοξα
Открывается на основе чувственных

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях») δοξα Открывается
восприятий
У большинства, и множественное
Изменчивое

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном
Одно / единое / достижимое не сообща

Слайд 104

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях»)

δοξα
Открывается на основе чувственных

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях») δοξα Открывается
восприятий
У большинства и множественное
Изменчивое

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном
Одно / единое / достижимое не сообща
Недвижное / пребывающее / вечное

Слайд 105

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях»)

δοξα
Открывается на основе чувственных

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях») δοξα Открывается
восприятий
У большинства, и множественное
Изменчивое
Кажимость (мир явлений=феноменов)

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном
Одно / единое / достижимое не сообща
Недвижное / пребывающее / вечное

Слайд 106

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н.

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т.
учение о «двух путях»

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий
У большинства, и множественное
Изменчивое
Кажимость (мир явлений=феноменов)

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном
Одно / единое / достижимое не сообща
Недвижное / пребывающее / вечное
Реальное / действительное

Слайд 107

Парменид, фр. 8, 53-54
Смертные так порешили: назвать именами две формы,
Коих одну не

Парменид, фр. 8, 53-54 Смертные так порешили: назвать именами две формы, Коих
должно – и в этом их заблужденье…
<Свет>…пламени огнь эфирный,
Лёгкий, тонкий весьма, себе тождественный всюду,
Но не другому…
Знанья лишённую Ночь – тяжёлое, плотное тело…
теорема Томаса

Слайд 108

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0

Элейская школа

Основной аргумент Элейской школы:
если нечто есть, то оно должно обладать такими-то

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0 Элейская школа Основной аргумент Элейской школы: если нечто есть, то оно
свойствами (одно, непрерывно, вечно и т. д.), выводимыми из самого понятия бытия (и семантики глагола «быть»).

Слайд 109

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0

Элейская школа

Основной аргумент Элейской школы:
если нечто есть, то оно должно обладать такими-то

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0 Элейская школа Основной аргумент Элейской школы: если нечто есть, то оно
свойствами (одно, непрерывно, вечно и т. д.), выводимыми из самого понятия бытия (и семантики глагола «быть»).
Однако явления чувственного опыта, принимаемые обыденным сознанием за вещи («сущие»), не обладают этими свойствами. Следовательно, о них нельзя сказать, что они «есть»: они появляются и исчезают, перемещаются, меняют цвет и температуру, но не «есть».

Слайд 110

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0

Элейская школа

Основной аргумент Элейской школы:
Но нечто по необходимости должно «быть», так как

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0 Элейская школа Основной аргумент Элейской школы: Но нечто по необходимости должно
в противном случае мышление (νοεῖν) было бы невозможно: нельзя помыслить «то, чего нет».
А поскольку есть то, что есть, то оно тождественно самому себе, следовательно,
не различно, следовательно, одно.

Слайд 111

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0

Элейская школа

Основной аргумент Элейской школы:
И это «одно» есть «все», то есть предметный

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0 Элейская школа Основной аргумент Элейской школы: И это «одно» есть «все»,
и независимый от нашего субъективного восприятия Универсум (τὸ πᾶν): абсолютно однородный неделимый континуум, исключающий всякое дробление на части, всякую пространственную и временную множественность, и притом – универсум «полный» (лишенный всякой «пустоты», отождествляемой с «тем, чего нет») и объемлющий «сразу всю» целокупность бытия в вечном «теперь» и в границах идеальной сферы. 

Слайд 112

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0

Элейская школа

Это целое бытия (ср. неделимую пифагорейскую единицу-монаду) дробится чувственным восприятием на

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd0763e272f0bea3e74c0d0 Элейская школа Это целое бытия (ср. неделимую пифагорейскую единицу-монаду) дробится чувственным
множество псевдообъектов, которым присваиваются условные «имена»: так порождается конвенциональный мир множества и движения, роста и убыли, жизни и смерти и т. д.
Вера в реальность множества вещей – результат логической ошибки, допущения, что наряду с «тем, что есть», есть и «то, чего нет», то есть провалы в бытии, делающие его дискретным, а также допущение, что об одном и том же субъекте (сущем) могут сказываться контрарные предикаты (физические противоположности). Стоит сорвать с «сущего» ярлыки «имен», как иллюзорный мир множества растворится в недифференцированной «глыбе» бытия. 

Слайд 113

παράδοξα

1. Философский сюжет
о НЕВИДИМОСТИ МИРА

παράδοξα 1. Философский сюжет о НЕВИДИМОСТИ МИРА

Слайд 114

παράδοξα

1. Философский сюжет
о НЕВИДИМОСТИ МИРА
Мир – нечто простое, «очевидное» для каждого.

παράδοξα 1. Философский сюжет о НЕВИДИМОСТИ МИРА Мир – нечто простое, «очевидное» для каждого.

Слайд 115

παράδοξα

1. Философский сюжет
о НЕВИДИМОСТИ МИРА
Мир – нечто простое, «очевидное» для каждого;
мир –

παράδοξα 1. Философский сюжет о НЕВИДИМОСТИ МИРА Мир – нечто простое, «очевидное»
предельная целостность, единство без изъятия, без исключения. «Всё»…

Слайд 116

παράδοξα

1. Философский сюжет
о НЕВИДИМОСТИ МИРА
…если на всё это вы сказали – «да»,
то

παράδοξα 1. Философский сюжет о НЕВИДИМОСТИ МИРА …если на всё это вы
мир – нечто невидимое.

Слайд 117

παράδοξα

Бонус:
Даже «средний» человек имеет
возможность не один раз за жизнь усомниться в том,
что

παράδοξα Бонус: Даже «средний» человек имеет возможность не один раз за жизнь
мир устроен так, как он думал.

Выход к теории множественных реальностей

Слайд 118

παράδοξα

2. Философский сюжет о МАКСИМУМЕ как МИНИМУМЕ
(Николай Кузанский, 1440 г.:
«De docta ignorantia»

παράδοξα 2. Философский сюжет о МАКСИМУМЕ как МИНИМУМЕ (Николай Кузанский, 1440 г.:
=
«Об учёном незнании»)

Т. 1, с. 51 (пер. В. Бибихина)

Слайд 119

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть.

Предельное множество

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Предельное множество

Слайд 120

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть.
Поэтому максимальность совпадает

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Поэтому максимальность
с единством <…>

Предельное множество в собственном пределе – одно.

Слайд 121

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть.
Поэтому максимальность совпадает

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Поэтому максимальность
с единством <…>
Если такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой относительностью и конкретной ограниченностью, то ему ничего не противоположно по его абсолютной максимальности.

Слайд 122

Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё;
в нём всё, поскольку он

Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё; в нём всё, поскольку он максимум;
максимум;

Слайд 123

Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё;
в нём всё, поскольку он

Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё; в нём всё, поскольку
максимум;
а поскольку ему ничто
не противоположно, с ним совпадает
и минимум».

Минимум уже включён в максимум. Он – внутри. Но максимум – неделимое (см. предыдущие шаги). Значит, минимум=максимум,
а ещё точнее – …

Слайд 124

Читать:

Кузанский Н.
«Об учёном незнании»
Гл. 14: «О том, что бесконечная истина есть треугольник».
Гл.

Читать: Кузанский Н. «Об учёном незнании» Гл. 14: «О том, что бесконечная
15: «О том, что этот треугольник будет кругом и шаром».

Слайд 125

При чтении помнить:

речь идёт не о доксе,
так что не рассчитывайте
на ожидаемое,
непротиворечивое
и «очевидное»☺

И

При чтении помнить: речь идёт не о доксе, так что не рассчитывайте
вам будет понятнее нелюбовь «среднего» человека к философу

Слайд 126

παράδοξα

3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.

παράδοξα 3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.

Слайд 127

παράδοξα

3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.
Начало счёта.

παράδοξα 3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ. Начало счёта.

Слайд 128

παράδοξα

3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.
Начало счёта.
Одно = единое = целое = всё.

παράδοξα 3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ. Начало счёта. Одно = единое = целое = всё.

Слайд 129

παράδοξα

3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.
Начало счёта.
Одно = единое = целое = всё.
Единица

παράδοξα 3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ. Начало счёта. Одно = единое =
божественна. Единица – это и есть Бог…
(Ямвлих, неоплатоник и неопифагореец IV в.)

Слайд 130

На вопрос Поликрата,
кем он является, Пифагор ответил:
«Я не мудрец (σοφος),
я любитель мудрости
(φιλόσοφος)»
Лосев

На вопрос Поликрата, кем он является, Пифагор ответил: «Я не мудрец (σοφος),
А. Ф. Платон. С. 36.

Слайд 131

В чём реальное различие?
обладание / стремление;
остановка / поиск
ТЯГА

В чём реальное различие? обладание / стремление; остановка / поиск ТЯГА

Слайд 132

Хосе Ортега-и-Гассет
«Что такое философия?»
Курс лекций в Мадриде 1929 г.
ТЯГА

Хосе Ортега-и-Гассет «Что такое философия?» Курс лекций в Мадриде 1929 г. ТЯГА

Слайд 133

Итак, доксы о философии

(то, что «средний человек»
про философию ВСЕГДА УЖЕ
знает, хотя никогда

Итак, доксы о философии (то, что «средний человек» про философию ВСЕГДА УЖЕ
этого
специально не выяснял)

Слайд 134

Докса 1

Философия – занятие «специалистов в этой области» - философов;
что-то вроде профессии,

Докса 1 Философия – занятие «специалистов в этой области» - философов; что-то
суть которой – …
(в чём?)

Слайд 135

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 1:
«…Но даже тот факт, что мы годы и годы проникновенно отдаёмся

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 1: «…Но даже тот факт, что мы годы и годы
изучению сочинений и трудов великих мыслителей, не может нам гарантировать, что мы сами мыслим или хотя бы готовы учиться мысли.


Слайд 136

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 1:
Напротив: занятие философией может быть самой закоренелой формой самообмана в

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 1: Напротив: занятие философией может быть самой закоренелой формой самообмана
том, что мы мыслим только потому, что непрерывно "философствуем"»
М. Хайдеггер. Что зовётся мышлением?


Слайд 137

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 1:
«Можно быть эрудитом в истории философии, но при этом философским

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 1: «Можно быть эрудитом в истории философии, но при этом философским попугаем». А. Пятигорский
попугаем».
А. Пятигорский


Слайд 138

Философия – не профессия

Каждый уже компетентен в философских вопросах (ср. Эпиктет)

Философия – не профессия Каждый уже компетентен в философских вопросах (ср. Эпиктет)

Слайд 139

Философия – не профессия

Каждый уже компетентен в философских вопросах (ср. Эпиктет)
«Все люди

Философия – не профессия Каждый уже компетентен в философских вопросах (ср. Эпиктет)
от природы стремятся к знанию» (Аристотель)

Слайд 140

Философия – не профессия

Гераклит Эфесский
«Удалившись в святилище Артемиды, играл с детьми в

Философия – не профессия Гераклит Эфесский «Удалившись в святилище Артемиды, играл с
кости [астрагалы], а обступившим его эфесцам сказал:
– Что удивляетесь, негодяи? Не лучше ли заниматься этим, чем с вами участвовать в государственных делах?»
// Фрагменты ранних греческих … С. 243.

Слайд 141

Философия – не профессия

Каждый уже компетентен в философских вопросах (ср. Эпиктет)
«Все люди

Философия – не профессия Каждый уже компетентен в философских вопросах (ср. Эпиктет)
от природы стремятся к знанию» (Аристотель)
«Чтобы понять философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами»
(Б. Рассел)

Слайд 142

βίος θεωρητικός

βίος θεωρητικός

Слайд 143

βίος θεωρητικός
СОСТОЯНИЕ
ОБРАЗ ЖИЗНИ

βίος θεωρητικός СОСТОЯНИЕ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Слайд 144

Х. Ортега-и-Гассет

«…основным в Homo Theoreticus,
в познавательной деятельности
является дар
превращать вещи в проблемы»

Х. Ортега-и-Гассет «…основным в Homo Theoreticus, в познавательной деятельности является дар превращать вещи в проблемы»

Слайд 145

Докса 2

Частное, оторванное от жизни, досужее, бесполезное, непрактичное (=теоретическое) занятие…

Докса 2 Частное, оторванное от жизни, досужее, бесполезное, непрактичное (=теоретическое) занятие…

Слайд 146

Докса 2

…и люди дела (деловые люди) этим не занимаются.

Докса 2 …и люди дела (деловые люди) этим не занимаются.

Слайд 147

Докса 2

…и люди дела (деловые люди) этим не занимаются.

Старинная дилемма ТЕОРИЯ –

Докса 2 …и люди дела (деловые люди) этим не занимаются. Старинная дилемма
ПРАКТИКА.
Θεορια: греческое значение;
Хайдеггер: ПАДЕНИЕ теории в практику

Слайд 148

Докса 2

«У нас у всех есть хорошая доля презрения
к философии, к её

Докса 2 «У нас у всех есть хорошая доля презрения к философии,
бессильным рассуждениям»

В. Бибихин. Мир (с. 13)

Слайд 149

1839. Бедный поэт

1839. Бедный поэт

Слайд 150

die Klasse

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 2

die Klasse ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 2

Слайд 151

the middle class

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 2

the middle class ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 2

Слайд 152

είδος

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 2

είδος ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 2

Слайд 153

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 2
«В платонической литературе эйдос был понят не как то, что

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 2 «В платонической литературе эйдос был понят не как то,
должно быть рождено мыслью, а как то, что должно породить мысль»
(В. В. Бибихин)

Ср.: ницшевское обвинение Сократа в «отрицании», реакционности, ressentiment и «христианстве»

Слайд 154

Х. Ортега-и-Гассет

«Философия есть высшее умственное усилие, по сравнению с которым другие науки, даже

Х. Ортега-и-Гассет «Философия есть высшее умственное усилие, по сравнению с которым другие
чистая математика, несут на себе отпечаток эмпиризма <…>
Философия возникает не по причине полезности, однако не из беспричинного каприза».

Слайд 155

Докса 3

Философия копается в устаревших теориях давно умерших авторов, она «оторвана от

Докса 3 Философия копается в устаревших теориях давно умерших авторов, она «оторвана от современности»
современности»

Слайд 156

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 3:
«В аспекте глубинной сути философии
не существует
ни предшественников,
ни последователей»
(Гегель, Ранний Heid.,

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 3: «В аспекте глубинной сути философии не существует ни предшественников,
с. 73)

Слайд 157

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 3:
Философия – это ВЕЧНОЕ НАЧИНАНИЕ,
Каждый мыслящий мыслит С НАЧАЛА (равно

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОКСЫ 3: Философия – это ВЕЧНОЕ НАЧИНАНИЕ, Каждый мыслящий мыслит С
как и каждый живущий: всякая жизнь – всегда
С НАЧАЛА и ВПЕРВЫЕ )
(Ахутин, с. 25)
(оксюморон)

Слайд 158

Докса 4

Философия – разновидность науки, высшая её форма («царица наук»)

Докса 4 Философия – разновидность науки, высшая её форма («царица наук»)

Слайд 159

«…Философствование совершается
в каждый момент времени.
Ведь человек, как таковой,
знает он об этом или

«…Философствование совершается в каждый момент времени. Ведь человек, как таковой, знает он
нет, претворяет какие-либо идеи, смысл которых является по своей сути философским».
К. Ясперс
(звучит как декларация, неубедительно, не так ли?)

Слайд 160

ФИЛОСОФИЯ

СТАЛА ПОЛЕМ
И ОДНОВРЕМЕННО СПОСОБОМ ИЗОБРЕТЕНИЯ НАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ –
ИЗОБРЕТЕНИЯ НЕЗАПЛАНИРОВАННОГО,
КАК ЛЮБОЕ ПОДЛИННОЕ

ФИЛОСОФИЯ СТАЛА ПОЛЕМ И ОДНОВРЕМЕННО СПОСОБОМ ИЗОБРЕТЕНИЯ НАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ – ИЗОБРЕТЕНИЯ НЕЗАПЛАНИРОВАННОГО, КАК ЛЮБОЕ ПОДЛИННОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЕ

Слайд 161

Контуры западного способа бытия (Запада как цивилизации, «нашего мира») очерчены древними греками.


Что это

Контуры западного способа бытия (Запада как цивилизации, «нашего мира») очерчены древними греками. Что это значит?
значит?

Слайд 162

Что это значит? Наш мир был ими ИЗОБРЕТЁН.


Что это значит? Наш мир был ими ИЗОБРЕТЁН.

Слайд 163

ЧТО ЗНАЧИТ «ИЗОБРЕТЁН»?

Затруднение № 1.

ЧТО ЗНАЧИТ «ИЗОБРЕТЁН»? Затруднение № 1.

Слайд 164

В какой момент поэт Иван Бездомный делается сумасшедшим?

В какой момент поэт Иван Бездомный делается сумасшедшим?

Слайд 165

В XIX в. была изобретена психическая болезнь

Hieronymus Bosch (XV – нач. XVI

В XIX в. была изобретена психическая болезнь Hieronymus Bosch (XV – нач.
вв.)
«The Ship of Fools» (деталь)

Слайд 166

В XIX в. была изобретена психическая болезнь

Аргумент:
– Появление психиатрии
как тотального учреждения –
с

В XIX в. была изобретена психическая болезнь Аргумент: – Появление психиатрии как
больницами, понятием «больной», системой терапии…
(См. работы M. Foucault)

Слайд 167

В какой момент Родион Раскольников делается преступником?

В какой момент Родион Раскольников делается преступником?

Слайд 168

В XIX в. была изобретена «преступность» как социальная категория

В XIX в. была изобретена «преступность» как социальная категория

Слайд 169

В XIX в. изобретены «преступники» как социальная категория

Аргументы:
– Появление тюрьмы как тотального учреждения
(паноптикум

В XIX в. изобретены «преступники» как социальная категория Аргументы: – Появление тюрьмы
Иеремии Бентама)

Слайд 170

В XIX в. изобретены «преступники» как социальная категория

Аргументы:
– Появление тюрьмы как тотального учреждения

В XIX в. изобретены «преступники» как социальная категория Аргументы: – Появление тюрьмы
(паноптикум И.Бентама).
– Создание концепции «прирождённого преступника» (Ч. Ломброзо «Гениальность и умопомешательство», 1864)
– Изобретение жанра детектива и типажа его героя (Э. По)

Слайд 172

Cezare Lombrozo
(1835–1909)

Cezare Lombrozo (1835–1909)

Слайд 173

«The Shawshank Redemption»

«The Shawshank Redemption»

Слайд 175

В XIX в. изобретены микробы

В XIX в. изобретены микробы

Слайд 176

Микроб(ы)

Концепция «пастеризации Франции»

Микроб(ы) Концепция «пастеризации Франции»

Слайд 177

Микроб(ы)

Концепция «пастеризации Франции»
Bruno Latour
«Nous n’avons jamais été modernes» (1991),
«Science in action. How

Микроб(ы) Концепция «пастеризации Франции» Bruno Latour «Nous n’avons jamais été modernes» (1991),
to follow scientists and engineers through society» (1987)

Слайд 178

Что значит «изобретение микробов»?

Что значит «изобретение микробов»?

Слайд 179

Что значит «изобретение микробов»?

Синхронный вопрос: что значит «открытие закона всемирного тяготения»?

Что значит «изобретение микробов»? Синхронный вопрос: что значит «открытие закона всемирного тяготения»?

Слайд 180

Что значит «изобретение микробов»?

Синхронный вопрос: что значит «открытие закона всемирного тяготения»?
Что вообще значит

Что значит «изобретение микробов»? Синхронный вопрос: что значит «открытие закона всемирного тяготения»?
ОТКРЫТИЕ чего-либо – континентов, электричества, народов?..

Слайд 181

Что значит «изобретение микробов»?

Синхронный вопрос: что значит «открытие закона всемирного тяготения»?
Что вообще значит

Что значит «изобретение микробов»? Синхронный вопрос: что значит «открытие закона всемирного тяготения»?
ОТКРЫТИЕ чего-либо – континентов, электричества, народов?..
Что значит СОЗДАНИЕ ИСТОРИИ? (Геродот – её «отец»).

Слайд 182

Были ли микробы до Л. Пастера?

Были ли микробы до Л. Пастера?

Слайд 183

Были ли микробы до Л. Пастера?

Что значит «быть»? Для «бытия» необходимы как

Были ли микробы до Л. Пастера? Что значит «быть»? Для «бытия» необходимы как минимум:
минимум:

Слайд 184

Были ли микробы до Пастера?

Что значит «быть»? Для «бытия» необходимы как минимум:
НАБЛЮДАТЕЛЬ,

Были ли микробы до Пастера? Что значит «быть»? Для «бытия» необходимы как
который протоколирует БЫТИЕ какой-либо вещи. В том числе себя (ср. возникновение сознания/памяти в онтогенезе);

Слайд 185

Были ли микробы до Пастера?

Что значит «быть»? Для «бытия» необходимы как минимум:
НАБЛЮДАТЕЛЬ,

Были ли микробы до Пастера? Что значит «быть»? Для «бытия» необходимы как
который протоколирует БЫТИЕ какой-либо вещи. В том числе себя (ср. возникновение сознания/памяти в онтогенезе);
ЯЗЫК, а также некоторые общие правила такого протоколирования.

Слайд 186

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ…

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ…

Слайд 187

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ…

…и тем самым утверждается, то есть создаётся.

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ… …и тем самым утверждается, то есть создаётся.

Слайд 188

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ…

…и тем самым утверждается, то есть создаётся.
Двойственный смысл фразы «бытие высказывается».

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ… …и тем самым утверждается, то есть создаётся. Двойственный смысл фразы «бытие высказывается».

Слайд 189

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ…

…и тем самым утверждается, то есть создаётся.
Двойственный смысл фразы «бытие высказывается».
Для

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ… …и тем самым утверждается, то есть создаётся. Двойственный смысл фразы
кого актуально, что нечто ЕСТЬ?

Слайд 190

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ…

…и тем самым утверждается, то есть создаётся.
Двойственный смысл фразы «бытие высказывается».
Для

Бытие ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ… …и тем самым утверждается, то есть создаётся. Двойственный смысл фразы
кого актуально, что нечто ЕСТЬ?
Только для человека, которому важно сказать=утвердить: «Это ЕСТЬ=существует».
(ср.: клятва, присяга, признание и иные перформативные действия)

Слайд 191

БЫТИЕ чего-либо

Вне человеческого мира=вне человека никакого/ничьего бытия нет.
Тогда как именно оно есть?..
Ответ

БЫТИЕ чего-либо Вне человеческого мира=вне человека никакого/ничьего бытия нет. Тогда как именно
– в поле ЯЗЫКА

Слайд 192

ЧТО ЗНАЧИТ «МИР БЫЛ «ИЗОБРЕТЁН» ИМИ?

Затруднение № 2.

ЧТО ЗНАЧИТ «МИР БЫЛ «ИЗОБРЕТЁН» ИМИ? Затруднение № 2.

Слайд 193

Древняя Греция – это:

1) первый шаг на пути самоосознания Запада как «Запада»

Древняя Греция – это: 1) первый шаг на пути самоосознания Запада как
(и противопоставления себя «Востоку»);

Слайд 194

Древняя Греция – это:

1) первый шаг на пути самоосознания Запада как «Запада»

Древняя Греция – это: 1) первый шаг на пути самоосознания Запада как
(и противопоставления себя «Востоку»);
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА
(с колониальными территориями)

Слайд 195

Древняя Греция -

2) фундамент европейской цивилизации:
ценности (т. н. «демократия»),

Древняя Греция - 2) фундамент европейской цивилизации: ценности (т. н. «демократия»),

Слайд 196

Древняя Греция -

2) фундамент европейской цивилизации:
ценности (в частности, т. н. демократия),
модели мышления

Древняя Греция - 2) фундамент европейской цивилизации: ценности (в частности, т. н. демократия), модели мышления (логика),
(логика),

Слайд 197

Древняя Греция -

2) фундамент европейской цивилизации:
ценности (т. н. «демократия»),
модели мышления (логика),
формы представления

Древняя Греция - 2) фундамент европейской цивилизации: ценности (т. н. «демократия»), модели
человеческого

Слайд 198

Древняя Греция -

2) фундамент европейской цивилизации:
ценности (т. н. «демократия»),
модели мышления (логика),
формы представления

Древняя Греция - 2) фундамент европейской цивилизации: ценности (т. н. «демократия»), модели
человеческого (глобальные – искусство, литература, [наука], философия;

Слайд 199

Древняя Греция -

2) фундамент европейской цивилизации:
ценности (т. н. «демократия»),
модели мышления (логика),
представление о

Древняя Греция - 2) фундамент европейской цивилизации: ценности (т. н. «демократия»), модели
человеческом (глобальные – искусство, литература, [наука], философия, человек;
частные – понятие красоты; способ видеть «реальность»; способ представлять ход времени и т. д.).

Слайд 202

(Дорифор)

(Дорифор)

Слайд 203

(Дорифор)

(Дорифор)

Слайд 204

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика.

в разделе «Канон Поликлета»:
канон как

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. в разделе «Канон Поликлета»:
художественное высказывание пифагорейской теории математических пропорций.

Слайд 210

Главное изобретение греков –

точнее, греческих философов –
ЧЕЛОВЕК

Главное изобретение греков – точнее, греческих философов – ЧЕЛОВЕК
Имя файла: 1_Что-такое-философия.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0