Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива

Содержание

Слайд 2

ВСТУПЛЕНИЕ

Человек стремится к единению с природой, Создателем, вечностью. Когда подобное невозможно в

ВСТУПЛЕНИЕ Человек стремится к единению с природой, Создателем, вечностью. Когда подобное невозможно
реальности, он мечтает. Об этом – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Слайд 3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Шан-Гирей, родственник и друг поэта, в своих воспоминаниях утверждал, что оно

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Шан-Гирей, родственник и друг поэта, в своих воспоминаниях утверждал, что
написано в феврале 1837 года, когда Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба за стихотворение «На смерть поэта», посвящённое гибели Пушкина.

Слайд 5

КОМПОЗИЦИЯ. 1 ЧАСТЬ

Композиция произведения Лермонтова довольно проста: оно состоит из двух частей.

КОМПОЗИЦИЯ. 1 ЧАСТЬ Композиция произведения Лермонтова довольно проста: оно состоит из двух
Первая часть – картины тарханской природы, расположенные по принципу убывающей градации: взгляд скользит как бы сверху (поле, лес), затем всё ближе стремится к земле, останавливается на частностях, которые можно увидеть лишь при ближайшем рассмотрении: «малиновая слива», «ландыш серебристый», «студёный ключ».

Слайд 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В 1 ЧАСТИ

Использование эпитетов (серебристый, студёный, таинственную); метафор (нива

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В 1 ЧАСТИ Использование эпитетов (серебристый, студёный, таинственную); метафор
волнуется, слива прячется, ключ играет) делает картины природы зримее, ярче. Вспомним, что Лермонтов был не только блестящим поэтом, но и замечательным художником. Стихотворение необыкновенно красочно: используются и жёлтый, и малиновый, и серебряный, и золотой цвета.

Слайд 7

КОМПОЗИЦИЯ. 2 ЧАСТЬ. ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИСА. ТРОПЫ И ФИГУРЫ

Вторая часть – о состоянии

КОМПОЗИЦИЯ. 2 ЧАСТЬ. ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИСА. ТРОПЫ И ФИГУРЫ Вторая часть – о
лирического героя. Она занимает четыре строчки из 16 строк всего стихотворения, но является его центром. С синтаксической точки зрения мы можем охарактеризовать это стихотворение как одно сложноподчинённое предложение с придаточными условными.
О чём же говорится в последнем четверостишии? Метафоры следуют одна за другой по принципу возрастающей градации: смиряется души тревога, расходятся морщины на челе, счастье я могу постигнуть на земле, в небесах я вижу Бога.

Слайд 8

ИДЕЯ. СТИХОТВОРНЫЙ МЕТР

Удивительно то, что в реальной жизни пейзаж, нарисованный Лермонтовым, увидеть

ИДЕЯ. СТИХОТВОРНЫЙ МЕТР Удивительно то, что в реальной жизни пейзаж, нарисованный Лермонтовым,
нельзя, так как не могут встретиться одновременно желтеющая нива, малиновая слива и цветок ландыша.

Слайд 9

Но приобщение к лермонтовскому поэтическому миру – всегда приобщение к тайне. Мир

Но приобщение к лермонтовскому поэтическому миру – всегда приобщение к тайне. Мир
открывается перед человеком во всём его многообразии, природа оборачивается к нему, недаром ландыш «качает головой» – и человек счастлив. Это и есть идея стихотворения.
Шестистопный ямб с пиррихиями создаёт раздумчивую интонацию.