Бхагавад-гита Как она есть

Содержание

Слайд 2

Глава седьмая
«Знание Абсолюта»
(Бхагавад-гьяна-вигьяна-йога)
(Вигьяна-йога)

Глава седьмая «Знание Абсолюта» (Бхагавад-гьяна-вигьяна-йога) (Вигьяна-йога)

Слайд 3

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 7.1-12. Чистое преданное служение (шуддха-бхакти) как средство познания Господа
РАЗДЕЛ

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 7.1-12. Чистое преданное служение (шуддха-бхакти) как средство познания Господа
2. Шлоки 7.13-15. Исследование причины забвения о Боге
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 7.16-19. Смешанное преданное служение (мишра-бхакти)
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 7.20-23. Бессмысленность поклонения полубогам
РАЗДЕЛ 5. Шлоки 7.24-25. Заблуждения имперсоналистов
РАЗДЕЛ 6. Шлоки 7.26-30. Причины обусловленности и освобождения дживы

Структура главы

Слайд 4

Связь глав:

Вишванатха Чакраварти:
Первые шесть глав описывали постепенный путь духовного развития.
Срединные главы (7-12),

Связь глав: Вишванатха Чакраварти: Первые шесть глав описывали постепенный путь духовного развития.
напротив, излагают прямой путь духовного возрастания – через преданное служение, которое бывает двух типов:
1. Чистое преданное служение (шуддха-бхакти)
Смешанное преданное служение (мишра-бхакти)

Баладева Видьябхушана:
Первые шесть глав описывали сварупу дживы, 7-12 глава описывают сварупу Господа.
Более того, в 6.47 было провозглашено, что бхакти-йога – высший тип йоги, поэтому главы 7-12 учат бхакти-йоге.

Слайд 5

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 7.1-12. Чистое преданное служение
(шуддха-бхакти) как средство познания Господа

7.1

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 7.1-12. Чистое преданное служение (шуддха-бхакти) как средство познания Господа
– сразу же описывает шуддха-бхакти (чистое преданное служение), с помощью которого легче всего контролировать ум, особенно на уровне асакти (Вишванатха)
Также указывается чрезвычайная важность слушания – тач-чхрину (Баладева, Прабхупада)!
7.2 – чистый преданный обретает 2 типа знания:
Гьяна – знание о Боге как Творце мира в аспекте Его всемогущества (айшварья)
Вигьяна – знание о Боге как Таковом, в аспекте Его сладости (мадхурья)

Слайд 6

Стих 7.3 описывает ВИГЬЯНУ – исключительную редкость сладостного аспекта Абсолюта

Стих 7.3 описывает ВИГЬЯНУ – исключительную редкость сладостного аспекта Абсолюта

Слайд 7

Стихи 7.4-5 и далее описывают ГЬЯНУ – знание о Боге
в аспекте

Стихи 7.4-5 и далее описывают ГЬЯНУ – знание о Боге в аспекте
Его всемогущества

7.4 – характеризует Кришну как властелина материальной энергии, состоящей из 8 (24-х) элементов
7.5 – характеризует Кришну как властелина высшей энергии, состоящей из живых существ
7.6 – посредством этих 2-х энергий Господь творит и разрушает мир
7.7 – Кришна не только управляет миром, но также пронизывает его! Поэтому нет ничего выше Кришны!!!

Слайд 8

Согласно Баладеве шлоки 7.8-12 иллюстрируют положения предыдущих стихов (согласно Вишванатхе – 7.8-11)

Данные

Согласно Баладеве шлоки 7.8-12 иллюстрируют положения предыдущих стихов (согласно Вишванатхе – 7.8-11)
стихи описывают достояния Кришны (вибхути), которые бывают 2-х типов (Вишванатха):
Карана – Кришна в качестве причины чего-либо (например, «вкус воды»)
Сара – Кришна как сущность чего-либо (например, «талант в человеке»)

В комментарии к 7.8 Баладева, разъясняя смысл звука ОМ, упоминает 4 уровня звука и их соответствие чакрам
7.12 – вывод (Баладева)

Слайд 9

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 7.13-15. Исследование
причины забвения о Боге

Согласно Баладеве 7.13-15 провозглашают,

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 7.13-15. Исследование причины забвения о Боге Согласно Баладеве 7.13-15
что причиной забвения о Боге является привязанность к внешней энергии – майе!
7.14 – преодолеть майю можно, только предавшись Господу!!!
7.15 – описывает в каких 4-х формах может проявляться влияние внешней энергии, а следовательно – забвение о Кришне!

Слайд 10

Ачарьи понимают стих 7.15 несколько по-разному, что раздвигает «горизонт» его смысла, Шридхара

Ачарьи понимают стих 7.15 несколько по-разному, что раздвигает «горизонт» его смысла, Шридхара Свами видит здесь «цепочку»
Свами видит здесь «цепочку»

Слайд 11

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 7.16-19. Смешанное
преданное служение (мишра-бхакти)

7.17-19 – прославляют превосходство гьяни,

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 7.16-19. Смешанное преданное служение (мишра-бхакти) 7.17-19 – прославляют превосходство
ибо мотивы его служения наиболее чисты – он желает только спокойных отношений с Богом в духовном мире. Рамануджа вообще понимает гьяни как чистых преданных

Слайд 12

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 7.20-23. Бессмысленность
поклонения полубогам

7.20 – называет поклонников полубогов хрита-гьяна

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 7.20-23. Бессмысленность поклонения полубогам 7.20 – называет поклонников полубогов
– те, у кого материальные желания отняли разум
7.21 – утверждает, что даже веру в полубогов дает Кришна!!!
7.22 – однако плоды поклонения все равно дает Кришна!!!
7.23 – но эти плоды преходящи в отличие от плодов бхакти!!!

Слайд 13

РАЗДЕЛ 5. Шлоки 7.24-25. Заблуждения имперсоналистов

7.24 – абуддхайах – имперсоналисты считают, что

РАЗДЕЛ 5. Шлоки 7.24-25. Заблуждения имперсоналистов 7.24 – абуддхайах – имперсоналисты считают,
Личность Кришны является манифестацией безличного Брахмана, и тело Кришны – не трансцендентное, а имеет природу саттва-гуны (Баладева Видьябхушана)
7.25 – от таких имперсоналистов Кришна скрыт йога-майей.
Согласно Вишванатхе Чакраварти Йога-майя действует двояко:
На непреданных, скрывая от них Кришну
На преданных, ограничивая их восприятие могущества Кришны

Слайд 14

РАЗДЕЛ 6. Шлоки 7.26-30. Причины
обусловленности и освобождения дживы

7.26 – те, кто

РАЗДЕЛ 6. Шлоки 7.26-30. Причины обусловленности и освобождения дживы 7.26 – те,
действительно познали Кришну очень редки (Баладева Видьябхушана)
7.27 – причина тому – желания (иччха) и ненависть (двеша), проявляющаяся в двойственности восприятия: «Счастлив – несчастлив», «Мое – не мое» и т.д.
7.28 – освобождение возможно, но только через общение с преданными
7.29 – 4-й тип сакама-бхакт (3 уже были в 7.16) – мокша-кама-бхакта – стремящиеся к освобождению. Их два типа:
гьяна-мишра-бхакты
йога-мишра-бхакты
7.29-30 – те, кто познали 7 аспектов знания, вспомнят о Кришне в момент смерти

Слайд 15

Таким образом, согласно Вишванатхе Чакраварти в 7-й главе описываются 6 типов преданных

Таким образом, согласно Вишванатхе Чакраварти в 7-й главе описываются 6 типов преданных
(у Баладевы – 5, без первого)

Слайд 16

Рамануджа выделяет три типа преданных

Кайвалья-артхи – те, кто стремятся к постижению Брахмана,

Рамануджа выделяет три типа преданных Кайвалья-артхи – те, кто стремятся к постижению
адхьятмы и кармы (это джигьясы – 7.16)
Айшварья-артхи – те, кто стремятся стяжать адхибхуту и адхидайву (это арты и артхартхи - 7.16)
Мокша-артхи – те, хотя знает обо всем вышеописанном, но поклоняется Господу бескорыстно (это гьяни – 7.16)
Однако все эти типы преданных
должны знать Кришну как адхиягью
и помнить о Нем в момент смерти

Слайд 17

Домашнее задание
Какой из видов преданного служения является самым главным?
При каком условии можно

Домашнее задание Какой из видов преданного служения является самым главным? При каком
пытаться служить Господу, но только нарушать покой общества?
Выпишите определения 4-х типов личностей, никогда не предающихся Кришне.
Что должен делать тот, кто действительно хочет освободиться из материального плена?
Напишите эссе на тему: «Почему чистое преданное служение предпочтительнее мишра-бхакти»?

Слайд 18

Глава восьмая
«Достижение обители Всевышнего»
(Йога-мишра-бхакти-йога)
(Тарака-брахма-йога)

Глава восьмая «Достижение обители Всевышнего» (Йога-мишра-бхакти-йога) (Тарака-брахма-йога)

Слайд 19

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 8.1-5. Ответы Кришны на 8 вопросов Арджуны
РАЗДЕЛ 2. Шлоки

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 8.1-5. Ответы Кришны на 8 вопросов Арджуны РАЗДЕЛ 2.
8.6-19. Описание методов памятования о Господе
Тема 1. Шлоки 8.9-13. Йога-мишра-бхакти
Тема 2. Шлоки 8.14-19. Шуддха-бхакти и его результаты
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 8.20-22. Описание обители Всевышнего
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 8.23-28. Периоды покидания тела

Структура главы

Слайд 20

Связь глав:

В конце 7-й главы Кришна упомянул, что те, кто хотят освободиться

Связь глав: В конце 7-й главы Кришна упомянул, что те, кто хотят
из материального мира (мокша-кама-бхакты), должны познать 7 философских аспектов знания.
Поэтому в начале 8-й главы (8.1-2) Арджуна спрашивает об их истинном содержании у Кришны.
«Бхавашарма, Кушибал и Кумати»

Слайд 21

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 8.1-5. Ответы Кришны на 7 (8) вопросов Арджуны

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 8.1-5. Ответы Кришны на 7 (8) вопросов Арджуны

Слайд 22

Вишванатха (8.5, комм.): воистину помнить о Кришне – это не то, что

Вишванатха (8.5, комм.): воистину помнить о Кришне – это не то, что
помнить о блюдах и тряпках
Баладева (8.5, комм.): тот, кто воистину помнит о Кришне обретает 8 качеств, которые имеются у Господа:
апахата-папа – безгрешность
виджара – не подверженность возрастным изменениям
вимритью – отсутствие страха перед смертью
вишока – отсутствие скорби
виджигхатса – отсутствие стремления наслаждаться
апипата – невозмутимость
сатья-кама – блаженство
сатья-санкалпа – исполнение желаний

Слайд 23

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 8.6-19. Описание методов памятования о Господе
Тема 1. Шлоки

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 8.6-19. Описание методов памятования о Господе Тема 1. Шлоки
8.9-13. Йога-мишра-бхакти

Стихи 8.6-19 описывают метод памятования - смаранам (Вишванатха, 8.5, комм.)
8.6 - дает общий принцип памятования
8.7 – важность участия и ума, и разума в памятовании
8.8 – важность практики памятования на протяжении всей жизни
8.9-13 – описывают йога-мишра-бхакти (Вишванатха, Баладева, 8.9, комм.)
8.9-10 – 10 аспектов Господа (8.9) для памятования на уровне йога-мишра-бхакти (8.10)
8.11-13 – описание «техники» йога-мишра-бхакти

Слайд 24

Тема 2. Шлоки 8.14-19. Шуддха-бхакти и его результаты

8.14 – описывает чистое преданное

Тема 2. Шлоки 8.14-19. Шуддха-бхакти и его результаты 8.14 – описывает чистое
служение (шуддха-бхакти) и легкость его обретения по сравнению с йога-мишра-бхакти
Йога-мишра-бхакты обретают только салокью (парамам гатим – Вишванатха, Баладева, 8.13, комм.)!
Шуддха-бхакты обретают расу (йогинах – Вишванатха, Баладева, 8.14, комм.)!
8.15-19 – описывают результаты шуддха-бхакти:
Личное служение (рождение во вселенной, где проходит кришна-лила – Вишванатха, 8.15)
Неподверженность перерождению в материальном мире (8.16 - Брахмалока, 17-19 - Сваргалока, Баладева)

мам упетйа – 2 раза (Баладева)!!!

Слайд 25

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 8.20-22. Описание обители Всевышнего

8.15-16 – Кришна сказал: «мам упетйа

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 8.20-22. Описание обители Всевышнего 8.15-16 – Кришна сказал: «мам
– чистые преданные достигнут Меня». Теперь описывается, чего же конкретно они достигнут (Баладева, 8.20):
Кришналоки (Прабхупада, 8.21);
Нараяны
(Вишванатха, 8.21-22)

Слайд 26

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 8.23-28. Периоды покидания тела

8.23 – перечисляет 2 возможных периода

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 8.23-28. Периоды покидания тела 8.23 – перечисляет 2 возможных
(марга – Шридхара) оставления тела:
Шукла-пакша (деваяна – 12 ступеней) – период «света» (8.24 – ему следуют саништха-бхакты)
Кришна-пакша (питрияна – 8 ступеней) – период «темноты» (8.25 – ему следуют те, кто желают высших наслаждений)
8.26 – участь обоих путей: 1 – освобождение, 2 - возвращение
8.27 - шуддха-бхакты не обращают на это много внимания (Прабхупада, Рамануджа)
8.28 – Чистый преданный обретает все, что могут иметь другие, и даже больше того!!! (Вишванатха – йога-мишра-бхакта)

«Критаварма, Ююдхана»

Слайд 27

Рамануджачарья понимает стихи 8-й главы так:

8.8-10 – описывают практику (упасана), которой

Рамануджачарья понимает стихи 8-й главы так: 8.8-10 – описывают практику (упасана), которой
следуют айшварья-артхи
8.11-13 – описывают практику, которой следуют кайвалья-артхи
8.14 – описывают практику, которой следуют мокша-артхи
8.16-19 – результат практики айшварья-артхи
8.20-21 – результат практики кайвалья-артхи
8.22 – результат практики мокша-артхи
8.24 – путь кайвалья-артх и мокша-артх
8.25 – путь айшварья-артх

каждый получит то, на что медитирует

Слайд 28

Домашнее задание
Каковы 5 ступеней цикла кармы?
Выпишите 10 характеристик Господа, на которые медитируют

Домашнее задание Каковы 5 ступеней цикла кармы? Выпишите 10 характеристик Господа, на
йога-мишра-бхакты.
Что такое калпа, из каких частей она состоит, и какова их длительность?
Напишите эссе на тему: «Как связаны между собой памятование и чистое преданное служение»?

Слайд 29

Глава девятая
«Самое сокровенное знание»
(Ананья-бхакти-йога)
(Раджа-гухья-йога)

Глава девятая «Самое сокровенное знание» (Ананья-бхакти-йога) (Раджа-гухья-йога)

Слайд 30

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 9.1-3. Прославление шуддха-бхакти
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 9.4-10. Знание об энергиях

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 9.1-3. Прославление шуддха-бхакти РАЗДЕЛ 2. Шлоки 9.4-10. Знание об
Господа
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 9.11-25. Классификация личностей, поклоняющихся Кришне
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 9.26-34. Величие шуддха-бхакти

Структура главы

Слайд 31

Связь глав:

8-я глава является своеобразным отступлением от основной темы «Гиты», так как

Связь глав: 8-я глава является своеобразным отступлением от основной темы «Гиты», так
представляет собой ответы Кришны на 7 (8) вопросов Арджуны. 9-я глава возвращает повествование к основной теме – превосходству шуддха-бхакти (поэтому 7-я и 9-я главы похожи)
7-8 главы в основном посвящены мишра-бхакти
9-я глава посвящена исключительно шуддха-бхакти

Слайд 32

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 9.1-3. Прославление шуддха-бхакти

В комментарии к стиху 9.1 все ачарьи

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 9.1-3. Прославление шуддха-бхакти В комментарии к стиху 9.1 все
(Вишванатха, Баладева, Прабхупада) подчеркивают:

9.1,3 – квалификация для несения шуддха-бхакти:
- анасуя - отсутствие зависти, эгоцентризма (9.1)
- шраддха – вера в чистое преданное служение Кришне (9.3)
9.2 – прославление шуддха-бхакти (апрарабдха – кута – биджа – прарабдха и т.д.)

Слайд 33

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 9.4-10. Знание об энергиях Господа

Вишванатха Чакраварти утверждает, что это

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 9.4-10. Знание об энергиях Господа Вишванатха Чакраварти утверждает, что
знание особенно подходит для тех, кто пребывает в дасья-бхакти
9.4-5 – стхити – то, как Господь посредством своих энергий поддерживает вселенную (ачинтья-бхеда-абхеда-таттва)
9.6 – иллюстрация
9.7-10 – сарга и пралая – то, как Господь посредством Своих энергий создает и разрушает вселенную

Слайд 34

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 9.11-25. Классификация личностей, поклоняющихся Кришне

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 9.11-25. Классификация личностей, поклоняющихся Кришне

Слайд 35

Стих 9.25 – вывод, описывающий поклоняющихся
в 3-х гунах и вне их

Стих 9.25 – вывод, описывающий поклоняющихся в 3-х гунах и вне их (Баладева Видьябхушана)!
(Баладева Видьябхушана)!

Слайд 36

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 9.26-34. Величие шуддха-бхакти

9.26 (+ 9.13-14,22) – описывают практику нирапекша-бхакт!!!
9.27-28

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 9.26-34. Величие шуддха-бхакти 9.26 (+ 9.13-14,22) – описывают практику
– описывают практику париништхита-бхакт, роль которого играет Арджуна и которыми является большинство преданных!!!
9.29 – описывает кажущуюся пристрастность Господа к чистым преданным
9.30-31 – провозглашают, что даже «падший» чистый преданный очень дорог Кришне!!!
9.32-33 – общедоступность шуддха-бхакти
9.34 – методы шуддха-бхакти (для париништхита-бхакт – Баладева)

«История об Арджунамишре»

Слайд 37

Домашнее задание
Какие существуют 3 категории сознающих Кришну людей?
Какой образ мыслей советует изменить

Домашнее задание Какие существуют 3 категории сознающих Кришну людей? Какой образ мыслей
Вишванатха Чакраварти Тхакур?
Выпишите 3 разновидности тех, чья жертва Верховному Господу состоит в обретении знания.
Напишите эссе на тему: «Величие чистого преданного служения»

Слайд 38

Глава десятая
«Великолепие Абсолюта»
(Вибхути-йога)

Глава десятая «Великолепие Абсолюта» (Вибхути-йога)

Слайд 39

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 10.1-7. Трудность осознания Кришны
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 10.8-11. Чатух-шлоки
РАЗДЕЛ 3.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 10.1-7. Трудность осознания Кришны РАЗДЕЛ 2. Шлоки 10.8-11. Чатух-шлоки
Шлоки 10.12-18. Молитвы Арджуны
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 10.19-42. Описание вибхути (достояний) Кришны

Структура главы

Слайд 40

Связь глав:

9-я глава и особенно ее последний раздел подробно описывают шуддха-бхакти –

Связь глав: 9-я глава и особенно ее последний раздел подробно описывают шуддха-бхакти
самое сокровенное знание.
10-я глава начинается с продолжения этой темы, на что указывает слово бхуйах – «снова» в стихе 10.1 (Вишванатха, Баладева)
Также 10.1 указывает на то, что нужно слушать (шраванам), даже не смотря на то, что мы уже слышали подобное!!!
Кроме того, содержание 10-й главы еще более сокровенно, чем конца 9-й (парамам вачах)

Слайд 41

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 10.1-7. Трудность осознания Кришны

10.1 – слова прийаманайа указывают на

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 10.1-7. Трудность осознания Кришны 10.1 – слова прийаманайа указывают
то, что Арджуна – обладатель премы (Вишванатха)
10.2 – Кришну не знают ни девы (полубоги), ни махариши, ибо Он – их причина
10.3 – Кришна одновременно рожден («указывает пальцем на грудь») и не рожден (ачинтья-шакти), но познать это могут только Его преданные (Вишванатха)!!!
10.4-5 – Кришна источник 20 качеств материальной природы, поэтому с их помощью не познать Его!
10.6 – Кришна источник 25 великих первородных существ (7+4+14 - Баладева) поэтому даже им нелегко познать Его!!!
10.7 – только чистые преданные воистину знают Кришну и Его достояния!!!

Слайд 42

Эпитеты стиха 10.3 указывают на отличие Кришны
от всех сущностей (Баладева)

Эпитеты стиха 10.3 указывают на отличие Кришны от всех сущностей (Баладева)

Слайд 43

Все 20 качеств из стихов 10.4-5 можно отнести к разным гунам материальной

Все 20 качеств из стихов 10.4-5 можно отнести к разным гунам материальной природы (Вишванатха)
природы (Вишванатха)

Слайд 44

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 10.8-11. Чатух-шлоки

Чатух-шлоки – 4 главные стиха «Гиты»:
10.8 –

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 10.8-11. Чатух-шлоки Чатух-шлоки – 4 главные стиха «Гиты»: 10.8
Кришна есть «источник всех духовных и материальных миров», т.е. Он – Верховная Личность Бога! Тот, кто действительно знает это, достигает премы (Баладева) и расы (Вишванатха)!!!
10.9 – описывает 3 наиважнейший метода бхакти (Вишванатха):
шравана – «слушание» (бодхайантах)
киртана – «прославление» (катхайантах)
смарана – «памятование» (мач-читтах)
Эти методы указывают на рагануга-бхакти!!!
10.10 – чистому преданному (не саништха-бхакте!) Кришна Сам непосредственно дает Свой даршан
10.11 – конечно, Кришна также уничтожает все невежество и карму такого преданного!!!

Слайд 45

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 10.12-18. Молитвы Арджуны

- 10.12 – Арджуна принимает Кришну как

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 10.12-18. Молитвы Арджуны - 10.12 – Арджуна принимает Кришну
Верховную Личность Бога
10.13 – указание на важность следования святым!!!
10.14 – Арджуна признает, что познать Кришну трудно (см. 10.2)!!!
10.15 – перечисление 5-ти аспектов Верховной Личности Бога
10.16-18 – просьба рассказать о достояниях (вибхути) Кришны

Слайд 46

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 10.19-42. Описание вибхути (достояний) Кришны

10.8 – «Я – источник

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 10.19-42. Описание вибхути (достояний) Кришны 10.8 – «Я –
всех духовных и материальных миров»:

Слайд 47

Согласно Баладеве Видьябхушане (10.32, комм.) существует 3 основных типа ведения дискуссии

Джалпа –

Согласно Баладеве Видьябхушане (10.32, комм.) существует 3 основных типа ведения дискуссии Джалпа
вид дискуссии, когда главной целью участника является победа любой ценой. Используются: а) чхала – уловки («нава»); б) джати – ложные обобщения; в) ниграха-стхана – ложные выводы
Витанда – вид дискуссии, целью которой является опровержение оппонента
Вада – дискуссия, целью которой является Истина!

Слайд 48

Согласно «Брихад-араньяка-упанишад» (2.4.5 – Баладева, 10.38, комм.) существует 4 стадии постижения Господа

1.

Согласно «Брихад-араньяка-упанишад» (2.4.5 – Баладева, 10.38, комм.) существует 4 стадии постижения Господа
Шравана – слушание
2. Манана – обдумывание
3. Нидидхьясана – медитация («безмолвие» – 10.38)
4. Пратьякша – непосредственное постижение (9.2)

Слайд 49

Домашнее задание
Каково единственное произведение, в котором в полной мере описана природа Верховного

Домашнее задание Каково единственное произведение, в котором в полной мере описана природа
Господа и Его преданных?
При каких двух условиях Кришна изнутри даст указания человеку, даже не смотря на то, что тому не хватает разума, чтобы достичь совершенства?
Выпишите характеристики 5-ти эпитетов Кришны из 10.15.
Напишите эссе на тему: «В чем заключается суть “Бхагавад-гиты”»?

Слайд 50

Глава одиннадцатая
«Вселенская форма»
(Вишварупа-даршана-йога)

Глава одиннадцатая «Вселенская форма» (Вишварупа-даршана-йога)

Слайд 51

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 11.1-8. Просьба Арджуны о лицезрении вселенской формы
РАЗДЕЛ 2. Шлоки

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 11.1-8. Просьба Арджуны о лицезрении вселенской формы РАЗДЕЛ 2.
11.9-19. Созерцание вишва-рупы
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 11.20-35. Созерцание кала-рупы
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 11.36-46. Раскаяние Арджуны
РАЗДЕЛ 5. Шлоки 11.47-55. Созерцание вишну-рупы и кришна-рупы

Структура главы

Слайд 52

Связь глав:

В стихах 10.20-42 Кришна рассказал Арджуне о Своих достояниях (вибхути), и

Связь глав: В стихах 10.20-42 Кришна рассказал Арджуне о Своих достояниях (вибхути),
Арджуна понял, что Кришна – ади-пуруша (Вишванатха, 11.1, комм.) но у Арджуны возникло желание увидеть их.
В ответ на его просьбу Кришна демонстрирует Арджуне Свою вселенскую форму, а затем показывает превосходство изначальной формы – формы Кришны!!!

Слайд 53

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 11.1-8. Просьба о лицезрении
вселенской формы

11.1-3 – прославление Кришны

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 11.1-8. Просьба о лицезрении вселенской формы 11.1-3 – прославление
Арджуной и просьба о лицезрении вселенской формы(Вишванатха, 11.1, комм.)
11.4 – признание Арджуной собственной не квалифицированности видеть вселенскую форму, но Кришна – Йогешвара!!!
11.5-8 – согласие Кришны на видение вселенской формы и дарование Арджуне дивья-чакшу – «божественного зрения», но не дивья-манаса (Баладева, 11.8, комм.)!!!
Однако для Арджуны, находящегося в сакхья-расе – это искусственное «понижение» расы («тот, кто испробовал сок белого лотоса не захочет простой сахар» –Вишванатха, 11.8, комм.)

Слайд 54

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 11.9-19. Созерцание вишва-рупы

11.9-14 – описание Санджаей вишва-рупы (Баладева, 11.11.9,

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 11.9-19. Созерцание вишва-рупы 11.9-14 – описание Санджаей вишва-рупы (Баладева,
комм.)
11.14 – проявление адбхута-расы – «расы удивления» (Баладева + Вишванатха в 11.19, комм.)!
11.15-31 – описание Арджуной форм Кришны (вишва и кала – Баладева, 11.15, комм.)
11.19 – слово вирья подразумевает все 6 достояний Кришны:
Вирья – сила
Йаша – слава
Шри – красота
Гьяна – знание
Вайрагья – отречение
Айшварья – богатство

Слайд 55

Компоненты адбхута-расы (Баладева, 11.14, комм.)

Компоненты адбхута-расы (Баладева, 11.14, комм.)

Слайд 56

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 11.20-35. Созерцание кала-рупы

Кала-рупа («форма времени») – ужасающий (угра-рупа) аспект

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 11.20-35. Созерцание кала-рупы Кала-рупа («форма времени») – ужасающий (угра-рупа)
вселенской формы, имеющий свои особенности
11.20-29 – лицезрение Арджуной кала-рупы (Вишванатха, Баладева, 11.20, комм.)
11.20-23 – описание лока-трайам – «трех миров» (Баладева, 11.23, комм.)
11.20-21 – дарование дивья-чакшу полубогам и др. (Баладева)
11.24-25 – проявление бхайанака-расы – расы «ужаса» (Баладева, 11.24, комм.)
11.26-30 – описание будущей победы Пандавов (Баладева, 11.26-27, комм.)
11.32-34 – наставления Господа Арджуне

Слайд 57

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 11.36-46. Раскаяние Арджуны

11.36 – ракшогхна-мантра («мантра, уничтожающая ракшасов», Мадхусудана,

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 11.36-46. Раскаяние Арджуны 11.36 – ракшогхна-мантра («мантра, уничтожающая ракшасов»,
Вишванатха)
11.37-40 – описание всепронизывающей природы Кришны (Баладева, 11.37, комм.)
11.41-42 – покаяние Арджуны (Вишванатха, Баладева)
11.44 – Арджуна делает дандават (руки, ноги, грудь, голова, речь, ум)
11.45 – мольба о лицезрении кришна-рупы (Вишванатха, Баладева), исполненной высшей расы (Вишванатха, 11.45-46)
11.46 – мольба о лицезрении вишну-рупы (Вишванатха, Прабхупада – 11.45-46)

Слайд 58

Смысл имен, использованных в покаянии Арджуны (Вишванатха, Баладева, 11.41-42, комм.)

Смысл имен, использованных в покаянии Арджуны (Вишванатха, Баладева, 11.41-42, комм.)

Слайд 59

РАЗДЕЛ 5. Шлоки 11.47-55. Созерцание вишну-рупы
и кришна-рупы

11.48 – без бхакти невозможно

РАЗДЕЛ 5. Шлоки 11.47-55. Созерцание вишну-рупы и кришна-рупы 11.48 – без бхакти
созерцать даже вселенскую форму (Баладева)
11.50 – лицезрение вишну-рупы и кришна-рупы – самого прекрасного образа Господа (саумйа-вапух – Вишванатха, Прабхупада)
11.51 – превосходство «человеческой» двурукой формы Кришны (Прабхупада)
11.52-54 – прославление вишва-рупы (Вишванатха, 11.52, комм.)
НО!!! Для Прабхупады:
11.52-54 – прославление двурукой формы Кришны (для Баладевы формы Вишну тоже)
11.54 – познать любую форму можно лишь посредством ананья-бхакти (Вишванатха)
Саништха-бхакты не следуют ананья-бхакти, они могут познать только вишва-рупу (Баладева)
11.55 – 5 составляющих ананья-бхакти

Слайд 60

Как можно задействовать в служении Господу то, что само по себе не

Как можно задействовать в служении Господу то, что само по себе не
дает познание Его (Баладева, 11.53-54, комм.)

Слайд 61

Домашнее задание
Преданные, как правило, не стремятся увидеть вишва-рупу, однако Арджуна хотел увидеть

Домашнее задание Преданные, как правило, не стремятся увидеть вишва-рупу, однако Арджуна хотел
ее. Почему?
Докажите, ссылаясь на комментарии Прабхупады, почему двурукая форма Кришны является изначальной?
Выпишите 5 составляющих ананья-бхакти и их характеристики из 11.55.
Напишите эссе на тему: «Что значит “стать орудием в руках Кришны”»?

Слайд 62

Глава двенадцатая
«Преданное служение»
(Сусадхья-бхакти-йога)
(Бхакти-йога)

Глава двенадцатая «Преданное служение» (Сусадхья-бхакти-йога) (Бхакти-йога)

Слайд 63

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 12.1-7. Превосходство чистого преданного служения
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 12.8-12. Уровни

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 12.1-7. Превосходство чистого преданного служения РАЗДЕЛ 2. Шлоки 12.8-12.
преданности
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 12.13-20. Качества преданных

Структура главы

Слайд 64

Связь глав:

Ачарьи по-разному объясняют связь глав:
Вишванатха и Прабхупада:
В «Гите» Кришна постоянно провозглашает

Связь глав: Ачарьи по-разному объясняют связь глав: Вишванатха и Прабхупада: В «Гите»
превосходство бхакти (6.47 и др.), но в упанишадах часто прославляется безличный Брахман («Брихад-араньяка-упанишад», 3.8.9).
Поэтому в 12.1 Арджуна спрашивает :
«Кто более преуспел в йоге»?
Баладева:
В 2-6 главах описывался постепенный путь духовного развития, присущий саништха-бхактам.
В 7-11 главах описывался путь, по которому идут париништхита и нирапекша-бхакты. Поэтому в 12.1 Арджуна спрашивает :
«Кто более преуспел в йоге»?

Слайд 65

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 12.1-7. Превосходство чистого преданного служения

12.1 – вопрос Арджуны о

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 12.1-7. Превосходство чистого преданного служения 12.1 – вопрос Арджуны
превосходстве
12.2 – превосходство чистого преданного служения!!!
12.3-4 – гьяни, медитирующие на безличный Брахман (Вишванатха, Прабхупада), и саништха-бхакты, стремящиеся познать душу (Баладева), тоже по-своему достигают Кришны
12.5 – трудность познания безличного Брахмана (Вишванатха , Прабхупада) и души (Баладева)
12.6-7 – легкость (чувства задействованы, Вишванатха) и быстрота (Кришна не терпит разлуки с преданными, Баладева: «плечи Гаруды») ананья-бхакти!!!

Слайд 66

Движущей силой шуддха-бхакти является «трансцендентная
вера» – пара-шраддха (Вишванатха, 12.2, комм. –

Движущей силой шуддха-бхакти является «трансцендентная вера» – пара-шраддха (Вишванатха, 12.2, комм. –
Бхаг., 11.25.27)!!!

Также Вишванатха Чакраварти утверждает, что существует три типа йогических практик:
Йога – обычные практики гьяны и т.п.
Йога-виттара – более возвышенные практики мишра-бхакти
Йога-виттама – самые возвышенная практика ананья-бхакти (см. 12.1)!

Слайд 67

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 12.8-12. Уровни преданности

Заканчивая анализ Вишванатха подчеркивает, что намного предпочтительнее

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 12.8-12. Уровни преданности Заканчивая анализ Вишванатха подчеркивает, что намного
достичь квалификации в выполнении обоих методов, нежели в чем-то одном!!!

Слайд 68

Однако, если человек не может следовать бхакти, ему, по нисходящему принципу, предлагаются

Однако, если человек не может следовать бхакти, ему, по нисходящему принципу, предлагаются
следующие практики
(Баладева, Прабхупада, 12.11-12)

3. Нишкама-карма-йога – 12.11 (саништха)
4. Дхьяна – трудно практикуемая медитация на душу– 12.12
5. Гьяна – преждевременное углубление в философию
Примечание:
12.12 начинается там, где кончается 12.10!!!
«История о Ямуначарье» – 12.8

Слайд 69

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 12.13-20. Качества преданных

12.13-19 – описывают качества, которые постепенно развиваются

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 12.13-20. Качества преданных 12.13-19 – описывают качества, которые постепенно
во всех преданных, но в соответствии с уровнем их квалификации (нирапекша, париништхита, саништха – Баладева, 12.13-14, комм.)
12.13-14 – основные качества
12.15-19 – дополнительные качества, которые развиваются автоматически в процессе шуддха-бхакти (Бхаг., 5.18.12, Вишванатха, 12.15, комм.)
12.20 – описание преданного, обладающего всеми трансцендентными качествами, который поэтому «очень и очень дорог Господу»!

Бхаг., 6.17.28 – «Шива о Читракету»
(сама-духкха-сукхах, Вишванатха, 12.13-14, комм.)

Имя файла: Бхагавад-гита-Как-она-есть.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 0