Слайд 2Национализм стал одним из самых активных факторов европейского развития в XIX в.
Национализм
– одна из ведущих идеологий XIX века наряду с консерватизмом, либерализмом, конституционализмом, марксизмом (социализмом)
Слайд 3Историки до сих пор спорят о том, что такое "национализм" и "нация".
Единственно в чем согласны современные ученые – это то, что термин "нация" обозначает "коллективную идентичность, сходство, тождественность" отличную от других "коллективных идентичностей", таких как раса, класс, пол, религиозная община.
Слайд 4Много споров на тему, что важнее в определении нации:
роль этнического фактора
или политического;
баланс между "субъективными элементами" - волей и (национальной) памятью и "объективными элементами" - территория и язык;
природа и роль "этнической идентичности".
Слайд 5Под "национализмом" понимают доктрину (идеологию) народной свободы и суверенитета: народ должен быть
свободен от любой иностранной зависимости, должен решать свою судьбу сам, должен быть хозяином в своем собственном доме, контролировать свои природные ресурсы.
Слайд 6В последней четверти XVIII в. национализм появился в Северной Америке и Европе.
Позднее в XIX в. в Латинской Америке. Не последнюю роль в теории появления национализма играет фактор развития рыночной экономики, капитализм (хотя нельзя все сводить только к этому фактору как это делал К.Маркс)
Слайд 7Американский историк Ханс Кон подчеркивал, что национализм в Западном мире (Англия, Франция,
Нидерланды, Швейцария, США и Британские доминионы) возник преимущественно как политическое явление.
Национализму предшествовало образование национальных государств. В случае США появление государства совпало с возникновением национализма.
Слайд 8За пределами Западного мира, в Центральной и Восточной Европе и Азии, национализм
появился позднее и под влиянием западного национализма
Слайд 9Особенности национализма на Востоке
Границы государств и возникающих национальных движений редко совпадали;
Национализм, который
возник на Востоке, вырастал в конфликте с существующими политическими режимами , как движение сопротивления.
Азиатский национализм проявил себя прежде всего в культурной сфере
Слайд 10Зависимость от Запада наносила раны гордости восточных националистов. Поэтому они часто старались
найти исторические корни величия своего народа, обосновывали особенности и отличия в сравнении с западным рационализмом и универсальными стандартами. Создавалось множество мифов. Появлялись мессианские идеи.
Слайд 11Западный национализм был связан с концепциями индивидуальной свободы и «рационального космополитизма» XVIII
в.
Восточный национализм мало уделял внимания политической и социальной реальности, и не был основан на самоценности личности человека.
Национальные движения в Индии обладали всеми чертами «восточного национализма».
Слайд 12Что можно прочитать о национализме?
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и
распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.
Национализм в мировой истории/ под ред. В.А.Тишкова, В.А.Шнирельмана / Инстиут этнологии и антропологии РАН. М.: Наука, 2007.
Слайд 13Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива
в национальной политике. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. — СПб.: Алетейя, 1998
Слайд 14Зарождение первых национальных организаций в Индии.
Первые индийские националисты – европейски образованные люди,
критиковавшие феодальные обычаи с позиций гуманизма и рационализма.
Слайд 15Они боролись за реформу индуизма,
они сотрудничали с англичанами, ожидая от них,
как от просвещенных людей, помощи в распространении образования и в борьбе с предрассудками.
В Бенгалии представителями нового направления были главным образом заминдары и чиновники на службе Компании, в Бомбее — богатые парсы, в Мадрасе — купцы.
Слайд 16Первым представителем этого нового течения был бенгальский знатный заминдар Рам Мохан Рай
(1772—1833 гг.).
Памятник Раю в Бристоле
Слайд 18К 1815 г. он основал общество «Арья сабха», а в 1828 г.—
общество «Брахмо самадж».
Это были первые в Индии общественные организации современного типа, построенные по образцу европейских, с выборным правлением и т. п.,
Тем не менее, они носили характер религиозных обществ.
Слайд 19Рам Мохан Рай стремился очистить индуизм от наихудших пережитков и установлений, которые
он объявил «позднейшими наслоениями».
Около 1821 г он основал также первую индийскую еженедельную газету на бенгальском языке,
а в 1822 г — газету на персидском языке, в которых обсуждались вопросы общественной жизни Индии и Бенгалии.
Слайд 20Рам Мохан Рой активно выступал против обряда сати, утверждая, что этот обряд
не является частью индуизма
В 1830 Р.М.Рай отбыл в Англию, чтобы представить перед парламентом точку зрения коренного населения Индии.
В то время парламент обсуждал мандат Ост-Индской компании.
Слайд 21Рай написал статью о положительном и отрицательном влиянии английской колонизации, поддерживая технический
и научный прогресс в качестве положительного фактора
Слайд 22В противовес «Брахмо самадж» индийские купцы, выступавшие против реформаторской деятельности Рам Мохан
Рая, организовали в 1830 г. общество «Дхарма самадж».
В 1830 г. Возникла организация «Молодая Бенгалия», ее последователи вступили в «Брахмо самадж»
Слайд 23Всякого рода просветительские и подобные им общества в 1830—1840-х годах стали появляться
в Бенгалии одно за другим
Наконец в 1851 г возникла объединенная Ассоциация Британской Индии в Калькутте Это была сложившаяся национальная общественно-политическая организация Бенгалии.
Слайд 24Таким образом, первые организации индийских националистов были слабыми
Полностью зависели от создававшегося государства
Британская Индия
Выдвигали программу «догоняющего» национализма
Строили идеологию на основе истории и религии