Гончаров Иван Александрович 18 июня 1812 года – 27 сентября 1891 года. - презентация

Содержание

Слайд 2

История создания романа «Обломов»

История создания романа «Обломов»

Слайд 3

1812—1891 — знаменитый русский писатель. Родился в богатой купеческой семье, в Симбирске.
В

1812—1891 — знаменитый русский писатель. Родился в богатой купеческой семье, в Симбирске.
1831 поступил в Московский университет, в 1834 его окончил и начал службу в канцелярии симбирского губернатора.
С 1835 служил в Министерстве финансов.
В 1852—1854 ездит на фрегате «Паллада» вокруг света.
С 1856 — цензор Министерства внутренних дел.
В 1862—1863 — главный редактор правительственной газеты «Северная почта».
В 1863—1867 — член Совета по делам печати.
Роман «Обыкновенная история» - 1847
Роман «Обломов» 1859
Роман «Обрыв» 1869

Слайд 4

О творчестве писателя

Иван Александрович Гончаров обратился к литературному творчеству в годы учёбы

О творчестве писателя Иван Александрович Гончаров обратился к литературному творчеству в годы
в Московском университете, на филологическом отделении. Но в литературу он вошёл спустя тринадцать лет – как автор романа “Обыкновенная история”, который был опубликован в журнале “Современник” в 1847 г. и имел всеобщий успех.

Тогда же писатель начал работу над романом “Обломов”, напечатав из него в 1849 г. большой фрагмент под названием “Сон Обломова”. С октября 1852 г. Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле, которое заканчивается для него в феврале 1855 г. Его творческим итогом стало описание путешествия “Фрегат «Паллада»”. Завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному “Обломову”, и в 1859 г. в журнале “Отечественные записки” был опубликован его полный текст. Последний роман писателя – “Обрыв” – появился спустя ещё 10 лет, в 1869 г., вызвав огромный интерес публики. В последующие годы Гончаров пишет очерки, воспоминания, литературно-критические этюды, в том числе знаменитый анализ комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” – “Мильон терзаний”. Первое прижизненное собрание сочинений И.А. Гончарова в восьми томах вышло в Петербурге в 1884 году.

Слайд 5

Дом-музей Гончарова в Ульяновске

Дом-музей Гончарова в Ульяновске

Слайд 7

Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить

Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломов». И.С. Тургенев
«Обломов». 
И.С. Тургенев

Слайд 8

2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что

2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что
господин Гончаров знает такие приёмы изображения, секрет которых доступен не каждому.

Зимой 1859 г. в редакции журнала “Отечественные записки” литераторы делились впечатлениями о новом романе
И. А. Гончарова “Обломов”.

1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица.

Слайд 9

Роман «Обломов» в восприятии современников автора

Новое произведение И.А. Гончарова было практически единодушно

Роман «Обломов» в восприятии современников автора Новое произведение И.А. Гончарова было практически
признано выдающимся художественным явлением. Вместе с тем в понимании основного пафоса романа и смысла созданных в нём образов современники сразу же разошлись едва ли не полярно. Называя роман “Обломов” «капитальнейшей вещью, какой давно, давно не было», Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите Гончарову что я в восторге от “Обломова” и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это то, что “Обломов” имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике». Как плод огромного творческого обобщения действительности оценили “Обломова” также И.С. Тургенев и В.П. Боткин. Разрешение прежде всего «обширной общечеловеческой психологической задачи» увидел в нём и молодой Д.И. Писарев.

Слайд 10

Точка зрения Н.А. Добролюбова

Иным было мнение автора статьи “Что такое обломовщина?”

Точка зрения Н.А. Добролюбова Иным было мнение автора статьи “Что такое обломовщина?”
(“Современник”. 1859. № 5), критика-революционера Н.А. Добролюбова. В новом произведении Гончарова, считал он, выведен «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», а сам роман есть «знамение» настоящего общественно-политического состояния России.

Слайд 11

Возникшие с появлением “Обломова” споры о нём не угасают и по сей

Возникшие с появлением “Обломова” споры о нём не угасают и по сей
день. Одни критики и исследователи объективно отстаивают при этом добролюбовскую точку зрения, другие – развивают толстовскую. Первые видят в характерах и конфликтах “Обломова” смысл по преимуществу социальный и временный, другие – прежде всего непреходящий, общечеловеческий. Кто же ближе к истине? Для ответа на этот вопрос необходимо присмотреться к композиции произведения, учесть его творческую историю, а также познакомиться с гончаровской философией любви и её отражением в романе.

Слайд 12

Смысл названия произведения

Известно, что в период работы над I частью романа

Смысл названия произведения Известно, что в период работы над I частью романа
Гончаров обдумывал название “Обломовщина”, свидетельствующее о намерении писателя поставить в центр явление, а не героя. Это явление, обозначенное понятием «обломовщина», сопрягалось с такими пороками крепостничества, как «атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество». Впоследствии Гончаров не отказался от своего обличительного замысла – всё это в романе осталось, но перестало быть главным. Фактом вынесения в название имени главного героя он недвусмысленно подчеркнул, что теперь центром изображения являются не среда, не уклад, не история жизни, но сама человеческая личность и её судьба в современном мире.

В Обломовке…

Илья Ильич Обломов

Слайд 13

Тема и идея романа

Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали

Тема и идея романа Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали
крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Следствием этих порядков были застой и неподвижность во всех областях жизни. Видно, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара автор убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

В квартире у Обломова

Слайд 14

Композиция произведения

Построение произведения полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и

Композиция произведения Построение произведения полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и
апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в I части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом автора. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа – Петербург (только в IX главе “Сон Обломова” действие перенесено в Обломовку).
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы показать его эволюцию.

Слайд 15

Опорная схема композиции романа

Опорная схема композиции романа

Слайд 16

Сюжет романа

По поводу сюжета существуют две точки зрения.
Первая утверждает, что

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что
в романе две сюжетные линии:
Обломов – Ольга; Штольц – Ольга. Ольга связывает две сюжетные линии воедино, но идейное противопоставление героев остаётся.
Вторая точка зрения заключается в том, что в романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Имя файла: Гончаров-Иван-Александрович-18-июня-1812-года-–-27-сентября-1891-года.---презентация.pptx
Количество просмотров: 547
Количество скачиваний: 1