Кто, как и когда занимался анализом текста

Содержание

Слайд 2

Аристотель

«Поэтика»
Подражание
Сострадание

Аристотель «Поэтика» Подражание Сострадание

Слайд 3

Форма и содержание

 философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации

Форма и содержание философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом
вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит

Слайд 4

Литературоведческие школы

Мифологическая школа
Культурно-историческая школа
Сравнительно-историческое литературоведение
Формальная школа
Психологическая школа

Литературоведческие школы Мифологическая школа Культурно-историческая школа Сравнительно-историческое литературоведение Формальная школа Психологическая школа

Слайд 5

Мифологическая школа

40-е – 50-е годы 19 века
идеи Ф.Шеллинга о национальном духе как

Мифологическая школа 40-е – 50-е годы 19 века идеи Ф.Шеллинга о национальном
проявлении реальной жизни;
теория В.Гумбольдта об отражении в языке духовной жизни народа;
учение о мифе и мифологии как первооснове умственной, а затем и поэтической деятельности ˝доисторического˝ человека братьев В. и Я. Гриммов.

Слайд 6

Что такое МИФ?

форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных

Что такое МИФ? форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи
образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. 

Слайд 7

Направления МШ

1. Этимологическое — реконструкция начального мифа посредством лингвистики, из которого выделяются:
Солярная теория Макса

Направления МШ 1. Этимологическое — реконструкция начального мифа посредством лингвистики, из которого
Миллера — содержание мифа объясняется обожествлением небесных светил и явлений (солнце, луна, звёзды).
Метеорологическая теория А. Куна — содержание мифа объясняется обожествлением атмосферных явлений (гроза, гром и другие).
2. Аналогическое, которое базировалось на объяснении мифа поклонением мифологическим существам.

Слайд 8

Пример

Поговорка «как мертвою рукою обнести» идет от суеверия. Чтобы усыпить сторожей, воры

Пример Поговорка «как мертвою рукою обнести» идет от суеверия. Чтобы усыпить сторожей,
обходили их кругом, неся руку, отрезанную у мёртвого

Слайд 9

Фёдор Иванович Буслаев

Фольклор – «осколки древних мифов»
«Исторические очерки русской народной словесности и

Фёдор Иванович Буслаев Фольклор – «осколки древних мифов» «Исторические очерки русской народной
искусства» (т. 1-2, 1861)
Проблема соотношения языка и мифологии («О преподавании отечественного языка» 1844)
Связь мифологии и эпоса («Русский народный эпос» 1861)
Обзоры и рецензии («Сравнительное изучение народного быта и поэзии» 1872-1873)

Слайд 10

Теория заимствований

Сильвестр де Саси (предтеча – исследование «Панчатантры»)
Теодор Бенфей (основоположник)
Индия – родина

Теория заимствований Сильвестр де Саси (предтеча – исследование «Панчатантры») Теодор Бенфей (основоположник) Индия – родина сказок!
сказок!

Слайд 11

А в России…

Александр Николаевич Пыпин (1833-1904)
Основоположник теории заимствований в России
Очерк литературной истории

А в России… Александр Николаевич Пыпин (1833-1904) Основоположник теории заимствований в России
старинных повестей и сказок русских // Ученые записки 2-го отд. АН, ч. IV, 1858.

Слайд 12

Заимствование или самозарождение?

Антропологическая школа (Эдуард Бернетт Тэйлор)
Самозарождение при наличии одинаковой степени культурного

Заимствование или самозарождение? Антропологическая школа (Эдуард Бернетт Тэйлор) Самозарождение при наличии одинаковой степени культурного развития народов
развития народов

Слайд 13

Школа «сравнительной» мифологии

Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871)
«Поэтические воззрения славян на природу» (1969)
«зерно,

Школа «сравнительной» мифологии Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) «Поэтические воззрения славян на природу»
из которого вырастает мифическое сказание, кроется в языке, в первозданном слове»
Все работы можно скачать на сайте Тверской епархии https://www.tvereparhia.ru/biblioteka-2/a/2505-afanasev-a-n

Слайд 14

Орест Федорович Миллер (1833–1889)

Докторская диссертация «Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критические наблюдения

Орест Федорович Миллер (1833–1889) Докторская диссертация «Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критические
над слоевым составом народного русского эпоса» (1870)

Слайд 15

Александр Афанасьевич Потебня (1935-1891)

Связь языка и мышления
Искусство как способ познания мира
Лингвистическая

Александр Афанасьевич Потебня (1935-1891) Связь языка и мышления Искусство как способ познания
теория мифа (осн. Макс Мюллер)
«О некоторых символах в славянской народной поэзии» (1858; опубликовано в 1860),
«Мысль и язык» (1862)
«О мифическом значении некоторых обрядов и поверий» (1863; опубликовано в 1865)

Слайд 16

Мифокритическое направление

60-е годы ХХ века. США
Г. Сколховер «Мифопоэзия. Мифологические темы в литературной

Мифокритическое направление 60-е годы ХХ века. США Г. Сколховер «Мифопоэзия. Мифологические темы
критике» (1970)
функция осознания человеком своего неодиночества в этом трагическом мире 

Слайд 17

4 элемента сюжета. По Сколховеру

4 элемента сюжета. По Сколховеру

Слайд 18

Культурно-историческая школа

Ипполит Тэн (середина 19 в. Англия)
Основополагающие общественной психологии:
Раса
Среда
Исторический момент

Культурно-историческая школа Ипполит Тэн (середина 19 в. Англия) Основополагающие общественной психологии: Раса Среда Исторический момент

Слайд 19

Сравнительно-историческое литературоведение

(ком­па­ра­ти­визм, ком­па­ра­ти­ви­сти­ка; лат. comparativus – срав­ни­тель­ный), раз­дел нау­ки о ли­те­ра­ту­ре, изу­чаю­щий сход­ст­ва

Сравнительно-историческое литературоведение (ком­па­ра­ти­визм, ком­па­ра­ти­ви­сти­ка; лат. comparativus – срав­ни­тель­ный), раз­дел нау­ки о ли­те­ра­ту­ре,
и раз­ли­чия, свя­зи и взаи­мо­влия­ния ли­те­ра­тур стран и на­ро­дов ми­ра.
М.П. Алексеев, А.П. Белецкий, Н.К. Гудзий, В.М. Жирмундский, Н.И. Конрад, В.Ф.Шишмарев

Слайд 20

Александр Николаевич Веселовский (1838-1906)

Опровержение теории заимствования Бенфея
«Историческая поэтика»
Задача – «определить роль и

Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) Опровержение теории заимствования Бенфея «Историческая поэтика» Задача –
границы предания в процессе личного творчества»

Слайд 21

Сюжет

совокупность событий, воссозданных в произведении  (Веселовский)
«…сюжет и сюжетность являются такой же формой,

Сюжет совокупность событий, воссозданных в произведении (Веселовский) «…сюжет и сюжетность являются такой
как и рифма <...> В понятии «содержание» при анализе произведения искусства, с точки зрения сюжетности, надобности не встречается» (Шкловский В.)
«Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом произведения» (Томашевский)

Слайд 22

Мотив

Простейшая повествовательная единица (Веселовский)
 «Простейший род мотивов может быть выражен формулой a + b: злая старуха

Мотив Простейшая повествовательная единица (Веселовский) «Простейший род мотивов может быть выражен формулой
не любит красавицу – и задает ей опасную для жизни задачу»
В. Я. Пропп рассматривает мотив как функцию.

Слайд 23

Психологическая школа

Вильгельм Вундт
Зигмунд Фрейд (психоаналитическая разновидность)
А.А. Потебня

Психологическая школа Вильгельм Вундт Зигмунд Фрейд (психоаналитическая разновидность) А.А. Потебня

Слайд 24

Формализм и ОПОЯЗ

теоретики и историки литературы (В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов)
лингвисты (Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский),
стиховеды (С. И. Бернштейн, О. М. Брик)

Формализм и ОПОЯЗ теоретики и историки литературы (В. Б. Шкловский, Б. М.

Слайд 25

ОПОЯЗ

Искусство – это сумма приёмов!
Образное мышление не есть, во всяком случае, то,

ОПОЯЗ Искусство – это сумма приёмов! Образное мышление не есть, во всяком
что об'единяет все виды искусства, или даже только все виды словесного искусства, образы не есть то, изменение чего составляет сущность движения поэзии.
Автоматизация
Остранение
 искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно.

Слайд 26

Структурализм

Вырос из структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра
Клод Леви-Стросс (антропология)
Роман Якобсон (лингвистика)
Юрий Лотман (литературоведение)
Ролан Барт
Мишель Фуко
Жак

Структурализм Вырос из структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра Клод Леви-Стросс (антропология) Роман
Лакан (психоанализ)
Жан Пиаже (психология)

Слайд 27

Ю.М. Лотман

Исследователь не перечисляет «признаки», а строит модель связей. Каждая структура —

Ю.М. Лотман Исследователь не перечисляет «признаки», а строит модель связей. Каждая структура
органическое единство элементов, построенных по данному системному типу, — в свою очередь, лишь элемент более сложного структурного единства, а ее собственные элементы — каждый в отдельности — могут быть рассмотрены как самостоятельные структуры. («Литературоведение должно быть наукой»)

Слайд 28

Какова же все-таки связь между точными методами в гуманитарных науках и тоталитаризмом?

Какова же все-таки связь между точными методами в гуманитарных науках и тоталитаризмом?
Ведь именно неточность, приблизительность в научной работе открывает ворота передержкам, конъюнктурности, вольной или невольной лжи. А ложь никогда не была орудием гуманности. («Литературоведение должно быть наукой» Ю.М. Лотман)
Имя файла: Кто,-как-и-когда-занимался-анализом-текста.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0